Каждый Суккот курдские евреи Израиля собираются, чтобы танцевать, есть вкусные блюда и делиться историями о своей родине, историческом Курдистане, теперь разделенном между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком – в фестивале под названием Сахарен.
Фестиваль Сахарен исторически отмечался ближе к весне и похож на фестиваль Новруз, который имеет зороастрийское происхождение и отмечается различными общинами в Западной и Центральной Азии, в честь начала весны и расцвета природы после зимы. Сахаренские торжества проходят в различных городах Израиля, причем самые большие собрания происходят в Иерусалиме, где они привлекают около 13 000 участников.
Сегодня в Израиле проживает около 200 000 евреев, прибывших из арабских, персидских, турецких и курдских земель, причем самая большая миграция произошла между 1948 и 1950 годами. В настоящее время в современном Иракском Курдистане осталось всего около 500 еврейских семей. Почему евреи Курдистана покинули свою родину и поселились в Израиле?
Отъезд курдских евреев из Курдистана
Курдистан - это геокультурный исторический регион, в котором курды составляют большую часть населения. Современное использование этого термина относится к юго-восточной Турции (Северный Курдистан или Бакуре Курдистан на курдском языке), северной Сирии (Западный Курдистан или Рохава), Северному Ираку (Южный Курдистан или Башюре Курдистан) и Северо-Западному Ирану (Восточный Курдистан или Рохилат Курдистан).

Хотя националистические курдские организации и пытались получить независимость или определенный уровень автономии, особенно на протяжении всего 20-го века, Иракский Курдистан, известный как автономный Иракский Курдистан, в настоящее время является единственным автономным курдским регионом.
Накануне создания Израиля в Курдистане проживало около 25 000 евреев. Большинство курдских евреев находились в Ираке и жили в гармонии со своими курдскими мусульманскими соседями. Они говорили на арамейском языке, который был общим языком на Ближнем Востоке до того, как арабские армии завоевали Месопотамию в 17 веке.
Иммиграция на Землю Израиля / Палестины началась еще в 16 веке, но только в начале 1950-х годов большинство курдских евреев покинули исторический Курдистан. Именно тогда иракское правительство приняло законы, отменяющие гражданство и замораживающие имущество и активы многих иракских евреев.
Принятие этих законов совпало с серией бомбовых ударов по синагогам, кафе и другим объектам еврейской жизни в Багдаде. Влияние нацистской доктрины становилось все более очевидным в публичных выступлениях в Ираке и приобретало популярность среди обычного населения.

В 1948 году Ирак был в числе нескольких ближневосточных стран, объявивших войну вновь созданному государству Израиль. Это был важный поворотный момент для евреев Ирака и для евреев всего Ближнего Востока. По мере ухудшения условий жизни евреев в Ираке и других странах Ближнего Востока, Израиль принял Закон о возвращении, который позволял евреям всего мира иммигрировать в Израиль.
С помощью Американского еврейского Объединенного распределительного комитета, также известного как JDC (Джойнт), более 120 000 иракских и курдских евреев переправили в Израиль по воздуху. Эта массовая эмиграция произошла в начале 1950-х годов стала известна как Операция "Эзра и Неемия". Она проложила путь для последующих воздушных перевозок евреев на Ближнем Востоке и во всем мире.
Курдско-еврейская жизнь в Израиле сегодня
Сегодня самая большая концентрация курдских евреев находится в Иерусалиме. В то время как многие курдские иммигранты, приехавшие в Израиль, были сельскими жителями, и интеграция в городскую жизнь в Израиле была поначалу трудной, сегодня большинство курдских евреев называют себя израильтянами, а также они приняли иврит в качестве своего основного языка. Количество смешанных браков между евреями различного этнического происхождения также увеличивается.
Сахаренский фестиваль остается неотъемлемой частью курдско-еврейской жизни в Израиле по сей день и отмечается людьми всех возрастов. Как и на своей исторической родине, курдские общины собираются и проводят эти дни вместе, распевая песни, танцуя и делясь традиционными курдскими блюдами.

В дополнение к сохранению курдских традиций фестиваль используется как возможность для сообщества отметить курдских евреев, которые достигли важных позиций в израильском обществе. Этот список включает Ицика Кала, израильского певца курдского происхождения, который поет на арамейском, курдском и иврите и который на сегодняшний день выпустил 30 студийных альбомов; Моше Баразани, курдского еврея иракского происхождения и члена Олей Хагардом; еврейских бойцов-подпольщиков, которые были казнены британцами в Палестине и поминаются как национальные герои.
В последние несколько лет появились организации, которые поддерживают курдско-израильские отношения, например, Курдско-израильская Ассоциация Дружбы, или Еврейская Коалиция за Курдистан. Основатель Еврейской Коалиции за Курдистан заявил: "Существует родство между двумя народами, еврейским и курдским, которое выходит за рамки политических расчетов. Мы - две нации с населением в несколько миллионов человек, которые в целом выступают за западные ценности, такие как терпимость, прогресс, равные права для женщин, и которые на Ближнем Востоке и за его пределами противостоят тирании и фанатизму."
Укрепление курдско-израильских связей
Многие из почти 200 000 курдских евреев в Израиле, а также их потомки, полностью интегрировались в израильское общество. Тем не менее, они по-прежнему имеют сильную культурную связь со своей родиной и остаются в высшей степени политизированными. Это стало особенно очевидным, когда иракские курды проголосовали за независимость на референдуме, а курдские евреи в Израиле собрались в иерусалимском Парке Независимости в их поддержку. Все чаще мусульманские курды также посещают своих старых соседей в Израиле для проведения специальных мероприятий, таких, как праздник Сахарен.
Связи между курдами в Израиле и курдской глубинке углубились, курды в обеих областях продвигают культурные инициативы. Хотя и есть некоторые политические инициативы, которые подталкивают политиков в Израиле и в курдском региональном правительстве расширить свою официальную поддержку друг друга, мотивы этих инициатив часто носят культурный и ностальгический характер. Многие курдские евреи в Израиле просто надеются исследовать свои семейные корни, посетить своих друзей детства и отпраздновать фестиваль Сахарен со своими мусульманскими курдскими, иракскими и израильскими еврейскими друзьями в надежде на мультикультурный и мирный Ближний Восток.
Источник: jewishstudies.washington.edu
Перевод Анастасии Яценю