Израильский политический деятель, министр, уроженец еврейского квартала мусульманского Дамаска, он одинаково хорошо разбирался и в еврейской, и в арабской культуре, знал менталитет обоих народов родного Ближнего Востока. Он лично вербовал агентов и внедрял их в арабскую верхушку, дружил с шейхами и королями. Пожалуй, именно такой человек и должен был быть основателем сильнейшей разведки в мире.
Элиягу Сасон родом из уважаемой и зажиточной еврейской семьи. Он появился на свет 2 февраля в 1902 году в Дамаске. Его родители проживали в еврейском квартале этого города. Старший Сасон был известным местным коммерсантом, он входил в руководство еврейской общины, а его авторитет был признан даже среди арабов, которые часто обращались к нему за советом в решении возникающих конфликтов. Элиягу во многом был похож на отца – ему также удавалось без особых усилий расширять знакомства за счет логичности мышления и личного обаяния. В дальнейшем стало понятным, что эти качества являются базовыми для хорошего разведчика.
После окончания франкоязычной еврейской гимназии в Дамаске, Элиягу поступил в самый престижный университет арабского мира – университет Сан-Жозеф. Одновременно Элиягу вел журналистскую деятельность. В Бейруте Сасон познакомился с «неблагонадежным сионистским элементом», которого османские власти выслали из Палестины. Среди таких сионистов был известный востоковед, переводчик Корана на иврит Йосеф-Йоэль Ривлин, а также Иегуда Бурла – писатель и один из лидеров сефардской элиты Иерусалима. Такое окружение имело огромное влияние на молодого Элиягу.
Проникшийся идеями сионизма, ЭлиягуСасон круто меняет свою жизнь и переезжает жить в Палестину. Точно никто не знает, что делал он там первое время. Но уже к 1930-м годам Элиягу стал опытным бойцом в составе подпольных сил еврейской самообороны.

Еврейские погромы, организованные сторонником Гитлера, муфтием Амином аль-Хусейни, побудили еврейскую самооборону к созданию собственной разведки, целью которой должно было стать предотвращение нападений на еврейское население. Элиягу основал и возглавил «арабский отдел» Еврейского агентства, который стал неформальным правительством для палестинских евреев. В этой роли Элиягу раскрыл все свои таланты: он стал лучшим в разведке, а также занимался вербовкой мусульман в арабскую верхушку. Благодаря сохранившимся связям с дамасскими и бейрутскими журналистами, которые, как правило, бедствовали, Сасон получал ценную информацию о планах аль-Хусейни в отношении евреев.
Сасону даже удалось встретиться с муфтием. Хотя неизвестно, при каких обстоятельствах произошла их встреча, никакого результата она не принесла. Знаний арабской ментальности и культуры оказалось недостаточным для того, чтобы договориться с аль-Хусейни о мирном сосуществовании евреев и мусульман в Палестине. Зато после встречи Элиягу понял, что при власти муфтия ни о каком примирении речи быть не может.
В доказательство тому евреи еще чаще стали подвергаться нападкам, как со стороны властей, так и со стороны арабских банд. Чтобы получать информацию о готовящихся погромах как можно быстрее, Элиягу пришла идея организовать прослушку телефонов арабской политической верхушки и редакций печатных изданий.
Параллельно Сасон налаживал личные связи с главами арабских стран. Такие знакомства оказались кстати, когда еврейское государство боролось за свою независимость в 1948 году. То, что король Иордании Абдалла I лично знал Элиягу, повлияло на его решение отпустить еврейских пленных, направленных в Иорданию. Более того, иорданский король тепло принял у себя делегацию из Израиля и по собственной инициативе возвратил свиток Торы, вынесенный иорданскими солдатами в качестве трофея из иерусалимской синагоги. Интересный факт: Сасон заложил дружественные отношения между Израилем и Иорданией, которые сохраняются и по сей день.
После получения независимости государством Израиль Элиягу Сасон стал успешным политиком. Он был и послом в Италии и Турции, и депутатом Кнессета, и министром внутренней безопасности, и министром связи Израиля.

Как в западноевропейских странах, так и в арабских невероятно популярным стал сериал израильского производства под названием «Фауда». То, что все лидеры арабских стран настойчиво призывали бойкотировать «сионистский сериал, несущий угрозу исламу», означает, что «Фауда», действительно, производит огромное впечатление на зрителя. Все дело в сценарии, посвященном бойцам израильского спецназа особого назначения, которых называют «мистааравим» или «подделывающиеся под арабов». Спецназ внедрен в среду обычного палестинского населения и занимается предотвращением терактов и уничтожением террористов. «Мистааравим» - это еще средневековый термин, которым обозначали евреев или христиан, которые сохранили свою религиозную идентичность, и при этом отлично владели арабским языком и переняли культуру арабов. Именно на таких людях была основана современная разведка Израиля. В числе «мистааравим» был и Элиягу Сасон.
После продолжительной болезни Элиягу Сасон покинул этот мир в 1978 году. Нужно подчеркнуть, Элиягу решился на крупную авантюру, променяв перспективы в Дамаске и Бейруте, которые тогда были крупными развитыми городами, на жизнь в провинциальном Леванте (Тель-Авив и Иерусалим). Он, подававший большие надежды студент известного вуза, поддался, как многим казалось, утопическим идеям сионизма, продвигаемым евреями из российских и польских местечек.
Тем не менее, то, во что мало кто верил, сбылось: образовалось государство Израиль, и с каждым годом становится все сильнее и сильнее. Зато арабский мир, наоборот, далеко отошел от либеральных проевропейских режимов, на месте которых в нем укоренились кровавые диктатуры, навсегда вытеснившие евреев.
Оглядываясь на жизнь Элиягу Сасона, можно сделать вывод, что непримиримое отношение арабов к евреям – лишь отражение сложившихся исторических событий, а не неизбежная данность. Об этом, в частности, говорит тот факт, что подавляющее число агентов и товарищей Элиягу составляли арабы, которые очень хорошо понимали, чем Сасон занимается и какие цели преследует.
По материалам jewish.ru