В древней и средневековой еврейской письменности встречается сказочная река под названием Санбатион. Считалось, что она протекает на границе загадочной страны, которую населяют потерянные десять колен Израиля, попавшие в плен к ассирийскому царю Салманассару.
О Санбатионе сложено немало преданий и легенд. Так, впервые о Санбатионе упоминают Плиний и Иосиф Флавий. В частности, Флавий пишет, что в ходе поездки в Сирию известный император Тит обнаружил «весьма замечательную по своей природе реку, протекающую посредине между Аркеей и Рафанеей и обладающую удивительным свойством. Обильная водой и довольно быстро несущаяся река ровно на шесть дней в неделю иссякает и представляет глазам зрителя сухое русло; в каждый же седьмой день воды ее снова текут, точно не было никакого перерыва. Такой порядок течения река сохраняет в точности, вследствие чего она и названа Субботней рекой, по имени священного седьмого дня, празднуемого евреями».
Плиний, в свою очередь, утверждал обратное: удивительное свойство данной реки и схожесть ее с субботним днем состоит в том, что все шесть дней недели река течет, тогда как на седьмой полностью иссякает.
Санбатион встречается и в Таргуме Псевдо-Ионатана: «Я удалю вас отсюда и поселю вас по ту сторону Самбатиона». Там же р. Иегуда бар Шимон утверждает, что десять колен Израилевых живут по ту сторону Санбатиона.
В Вавилонском Талмуде тоже можно найти описание необычной реки. Там Тиний Руфа задает вопрос р. Акибе, почему евреи отмечают субботу, которая ничем не выделяется среди остальных дней недели. В ответ на это р. Акиба приводит реку Санбатион, которая течет шесть дней, а на седьмой останавливает течение и отдыхает, как и велел Всевышний поступать в день субботы. Выходит, что версия Плиния совпадает с еврейской версией, в отличие от версии Флавия. Кроме того, в Талмуде сказано, что Санбатион протекает через страну Десяти колен, тогда как Флавий считал, что эта река течет посередине между ливанской Аркеей и сирийской Рафанеей.
Согласно рассказам Элдад га-Дани, Санбатион протекает в стране Бене-Моше, а сама она наполнена песком и камнем. А вот Петахия Регенсбургский разместил реку в десяти днях пути от гроба пророка Иехезкеля, недалеко от Багдада.
По мнению Авраама Фариссола, опиравшегося на р. Гершона бен Элиезер га-Леви, Санбатион находилась в Верхней Индии.
Одна из версий александрийского романа, автором которой является, скорее всего, христианин, содержит историю, как Александр увидел реку, три дня подряд текущую и отдыхающую с четвертого по седьмой день. Название этой реки – Самбатион. В данном случае связь с субботой не упоминается.
Предания с участием Самбатиона можно найти и среди самаритянских писателей. Г.Барац сопоставляет Самбатион Самвату, о котором пишет Константин Порфирородный: «Суда, на которых россы приходили к Царьграду, были из Немогарды (Новгорода), столицы российского князя Сфендосолава… От сих городов привозили их сперва на реку Днепр, a наконец собирались y города Киоава, который прозван был Самватом».
Мнения относительно слова «самват» разделились. По мнению Добровского, «сам» – это собрание лодок, а Карамзин считает, что «самват» означает «сама мать», или «мать городов русских». Были и такие, кто считал это слово венгерским, исландским или армянским.
Однако Барац делает акцент на следующей фразе: «От сих городов привозили их (суда) на реку Днепр, которая прозвана была Самватом (Самбатионом)», то есть, главная река Украины и является легендарным Санбатионом…