Спустя 60 лет после разрушения Второго Храма большая часть евреев проживала в галуте. В Эрец Исраэль же осталось только несколько общин и продолжал функционировать Сангедрин в Явне, куда его перенес раби Йоханан бен Заккай.
Когда в 132-м г. н.э. римским императором стал Адриан, это вызвало массовые восстания в провинциях. Поэтому новый император, прежде всего, стремился навести порядок в своем огромном владычестве. В частности, он пообещал евреям возращение домой и возможность построить свой храм.
Однако вскоре Адриан передумал, но чтобы обещания не выглядели откровенным обманом, он поставил евреям практически нереальное условие – Храм нельзя возводить на его первоначальном месте. Конечно, император знал, что Храм можно построить только на прежнем его месте.
Евреи были раздосадованы и уже готовились к восстанию, но мудрецы смогли убедить их не рисковать своей жизнью.
Адриан же задумал построить крепость на развалинах Иерусалима, в которой будут жить римляне и греки. Евреи расценили такое решение, как святотатство, так как Иерусалим будет заселен язычниками.
Постепенно увеличивалось численность еврейских бунтарей, и однажды их стало больше, чем римских легионов. Предводителем восстававших евреев был Шимон Бар Козева.
Практически все римляне был выбиты из Эрец Исраэль. Многие авторитетные мудрецы видели в Бар Козеве потенциал стать долгожданным Машиахом, поэтому его стали называть Бар Кохба, то есть «сын Звезды».
Адриан, который видел опасность в восстании евреев для всей восточной части Римской империи, послал в Эрец Исраэль известного полководца Юлия Севера. Тот поначалу больше следил за действиями евреев, чем совершал какие либо военные операции, но и этого ему хватило, чтобы понять, как действовать. Юлий Север отрезал Эрец Исраэль от поставок продовольствия и оружия. После нескольких имитаций похода римлян на евреев, последние притупили бдительность, чем и воспользовался в итоге Север. Он захватывал еврейские города один за другим, пока не добрался до развалин Иерусалима.
Бар Козева даже в таких, казалось бы, безвыходных обстоятельствах, не отчаивался. Понимая, что в открытом бою с римлянами ему устоять практически нет шансов, он решил укрепиться в районе Иудейских гор, где самым главным оборонным пунктом была огромная крепость Бейтар.
Три с половиной года римская армия осаждала Иудейские горы, но никак не могла пробить еврейские укрепления. Причиной поражения евреев стал большой грех Бар Козева.
Однажды он обратился ко Всевышнему, и попросил Его не помогать ему, а только не воевать против него. Это являлось практически богохульством. Масла в огонь добавило еще и убийство праведника раби Элиэзера Амодаи, которого казнили по ложному обвинению. Молитвы раби охраняли Бейтар от врага.
Благодаря самаритянам, жившим в Шомроне, римляне нашли тайную дорогу в крепость и неожиданно напали на евреев. Бар Козева пал в последнем сражении. Очень знаково, что враги захватили Бейтар именно 9 Ава – в день разрушения Храма.
Римская армия жаждала крови: они убивали всех, а тех, кто попытался спрятаться в пещерах, выманили обещаниями сохранить жизнь, а затем также убили. Те евреи, кто не вышел из пещер из-за отсутствия пищи умирали от голода. В итоге число жертв в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Чудом оставшихся в живых продали в рабство на рынках Иудеи и Египта.
Победив восставших евреев, Адриан запретил в Бейтаре хоронить погибших, Иерусалим превратил в греко-римский город, а на месте Храма воздвиг статую римского божества.
Императору показалось этого мало, и он запретил евреям изучать Тору и следовать ее заповедям. Согласно изданному им декрету, все, кто соблюдал Шабат, делал обрезание или накладывал тфилин – подвергались смертной казни. Римляне усердно отыскивали «нарушителей», чтобы передать их палачам.
Тем не менее, мудрецы Торы, несмотря на все жестокие гонения, продолжали учить Тору и передавать полномочия судей и законоучителей своим ученикам.