Еще до окончания Второй мировой войны Главный раввинат Эрец-Исраэль инициировал рассмотрение вопроса об увековечивании памяти жертв Холокоста. В итоге было решено чтить память Катастрофы европейского еврейства, как предписывает Тора и еврейские традиции: зажигание свечей в память о погибших, чтение Тегилим, изучение Мишны и регулярное произнесение кадиша за души погибших. Кроме того, были созданы особые книги памяти, в которые следовало записать имена погибших евреев, как это делали евреи еще в Средние века.

В 1946 году Главный раввинат установил День памяти жертв Холокоста на дату 10 тевета – еврейский пост в память о начале процесса, который привел к разрушению Первого храма и Вавилонскому изгнанию. Спустя 5 лет эта дата так и не стала ассоциироваться у широкой общественности Израиля с памятью о погибших евреях Европы, поэтому израильский парламент ввел новую памятную дату – День Катастрофы и героизма, назначив ее на 27 нисана (эта дата связанна с восстанием в Варшавском гетто). В День Катастрофы и героизма в Израиле звучит сирена, организовываются чтение кадиша и поминальных молитв, а также различные мероприятия, посвященные мужеству и трагической судьбе евреев, оказавшихся жертвами нацизма.
А дата 10 тевета, по постановлению Главного раввината, стал днем «Кадиш клали» – всеобщего кадиша – поминальной молитвы, которая читается обо всех жертвах Холокоста, дата смерти которых неизвестна.
Главный раввин Тель-Авива Исраэль-Меир Лау был самым молодым узником концлагеря Бухенвальд. Он считает символичным соединение событий – начало разрушения Первого храма и попытку стереть с лица земли Дом Израиля уже в наше время. Вспоминая жертв Холокоста, евреи одновременно надеются на то, что это данная трагедия перелистнет страницу тяжелой эпохи в истории мирового еврейства, начавшуюся с падением Первого храма.

Сохранение памяти о жертвах Катастрофы важно также с точки зрения восстановления духовного наследия. Раввин Элиягу Деслер, один из идеологов этического движения «Мусар», задавался вопросом, если все еврейское богатство было уничтожено во время Катастрофы, то для чего Всевышний оставил нас в живых? Возможно, для того, чтобы мы напоминали другим поколениям об этой трагедии и всю жизнь занимались восстановление разрушенного. Именно такая позиция послужила основной для массовой отстройки йешив и центров хасидизма в Израиле и США после Второй мировой.
Специально для почтения памяти жертв Холокоста в Израиле были составлены особые траурные молитвы, которые включены в литургию синагог.

Еще одним обычаем стало изучение Торы в память о погибших в Холокосте евреях. Им принято посвящать завершение изучения трактатов Талмуда.
Рабби Менахем-Мендл Тауб (т.н. Каливер Ребе; 1923-2019), единственный выживший из своей большой семьи, и испытавший на себе жуткие опыты нацистов, создал в Бней-Браке большой хасидский центр, а также занимается тем, что делится с учениками ешив и религиозных школ своими ощущениями от увиденного во время Катастрофы. Рабби считает очень важным, что не только религиозные, но и светские евреи произносили молитву «Шма Исраэль» во время сирены, приуроченной ко Дню памяти Катастрофы и героизма. Адмор из Калива указывает на то, что именно эта молитва стала последними словами идущих на гибель евреев.

Трагедии Холокоста посвящен музей на горе Сион, недалеко от которого, как гласит еврейская традиция, захоронен царь Давид. Музей этот – ровесник независимости Израиля. В комнатах музея установлены мемориальные доски с информацией о более 2 тыс. еврейских общин, погибших во время Катастрофы. В числе музейных экспонатов – свиток Торы с пятнами крови, «самодельный» молитвенник узника Бухенвальда, и много другое. Мемориальный комплекс акцентирует особое внимание на уничтожении еврейских общин Европы, а также синагог и священных писаний.
По материалам lechaim.ru