Альма Роуз, одна из величайших и наименее известных музыкантов Европы, возглавляла еврейский оркестр в лагере смерти Освенцим. Подробности ее необыкновенной жизни известны не полностью, однако современные исследования начинают проливать больше света на ее замечательную историю.
Альма Роуз, родившаяся в 1906 году, происходила из двух величайших музыкальных семей Европы. Обе семьи были еврейскими, потрясенными внутренним антисемитизмом, охватившим Европу. Отец Альмы, Арнольд Розенблюм (он изменил фамилию на Роуз, чтобы меньше выдавать свое еврейство), возглавлял венскую филармонию и основал знаменитый квартет Роуз, который пользовался популярностью по всей Австрии в начале 20-го века. Мать Альмы, Джастин, была младшей сестрой великого композитора Густава Малера.
Альма пошла по их блестящим стопам, основав женский оркестр под названием "Венские Вальсирующие Девочки" и сделав карьеру мастера-скрипача, гастролируя по Европе в 1930-1940-х годах.
Альма Роуз
Страх и антисемитизм всегда были рядом. Дядя Альмы, Густав Малер, каждые несколько лет оставался безработным, несмотря на то, что он был одним из величайших композиторов мира. Евреев не брали многие оркестры Европы. В 1897, когда Малер подал заявление на должность директора Венской придворной оперы, ему сказали, что еврей никогда не сможет ею руководить. Малер обратился в католичество и, кажется, впитал ненависть к евреям той эпохи, изо всех сил стараясь показать свои немецкие заслуги и восхищаясь антисемитами, такими как композитор Ричард Вагнер. Малер женился на женщине, которая открыто ненавидела евреев и презирала Малера, несмотря на то, что была его женой.
На этом фоне Альма Роуз предпочла остаться в Европе, скрывая свое еврейство и, как и дядя, пытаясь слиться с христианским обществом. Она перенесла операцию на носу, чтобы сделать его менее еврейским, это в то время, когда подобные операции были редкостью. Альма приняла католицизм и вышла замуж за чешского скрипача-нееврея, Васу Прихода, который, похоже, плохо с ней обращался, и развелся с ней после пяти лет брака. В то время, как брат и его жена бежали от растущего нацизма в Европе, переехав в Америку, Альма предпочла остаться в Европе, хотя и переехала со своим отцом на некоторое время в относительно безопасный Лондон. Несмотря на разгул нацизма и бегство евреев, Альма продолжала путешествовать по континентальной Европе.
В начале 1943 года Альма была арестована во Франции. Все ее попытки скрыть свое еврейство, умиротворяя антисемитов отрицанием своего наследия, были напрасны. В глазах нацистов Альма была прежде всего еврейкой. Ее отправили во французский концлагерь Дранси, а затем, в июле 1943 года, в Освенцим.
Во многих концлагерях были оркестры. Эти жуткие группы состояли из несчастных заключенных, которые должны были играть для охранников, а иногда и для сокамерников. Членов оркестра оставляли в живых до тех пор, пока они были полезными музыкантами. Они должны были играть в нечеловеческих условиях, в любое время дня и ночи, в самую экстремальную погоду. Немецкие охранники и надзиратели часто любили музыку и получали извращенное удовольствие, слушая серенады заключенных, жизнь которых они держали в своих руках.
Когда Альма прибыла в Освенцим, она была назначена в женский оркестр, и вскоре стала его новым руководителем. В этом адском месте Альма серьезно отнеслась к своей музыкальной задаче, группу разношерстных музыкантов она превратила в высокопрофессиональный симфонический оркестр, слава о котором разлетелась по всей жестокой нацистской тюремной системе.
Очень немногие из ее музыкантов были профессионалами, но Альма понимала, что единственный способ выжить - это быть для нацистов чем-то полезным, а это означало играть музыку на высоком уровне. Она начала набирать новых музыкантов. Она уделяла особое внимание найму еврейских женщин в оркестр, чтобы спасти их жизнь в лагере. Всю жизнь Альма отрицала свое еврейство, но сейчас она открыла объятия своим собратьям и лихорадочно трудилась для того, чтобы спасти им жизнь.
Уход из оркестра мог означать верную смерть, поэтому Альма отказывалась увольнять менее талантливых музыкантов. Вместо этого она держала их в качестве помощников и копировальщиков, нанимая столько женщин, сколько было возможно, на столько новых ролей, сколько могла придумать. Понимая, что каждая должность в оркестре была спасательным кругом, Альма старалась расширить свой оркестр.
Она занималась с музыкантами по восемь часов в день, и быстрый рост оркестра позволил ей просить пощады для его участников. Оркестру больше не нужно было играть на улице под снегом и дождем. Помещение, где она и другие музыканты жили, было холодным и сырым, но она не осмеливалась просить о лучших условиях для людей, которые считались чем-то меньшим, чем рабы. Вместо этого она указывала на то, что земляной пол их бараков был вреден для инструментов. Вскоре музыканты переехали в здание с деревянным полом.
Альма Роуз внезапно умерла 4 апреля 1944 года. К тому времени ее оркестр пользовался таким спросом, что в дополнение к регулярному расписанию выступлений (дважды в день) их приглашали на специальные концерты. Альма играла на частной вечеринке эсэсовских охранников, когда внезапно ей стало плохо. Ее доставили в больничное крыло лагеря, где она умерла двумя днями позже. Причина ее смерти никогда не озвучивалась.
Оркестр продолжал свое существование до 1944 года, когда войска союзников подошли к Освенциму. Оставшиеся участники оркестра были направлены в Берген-Бельзен. Некоторые из них выжили и были освобождены британскими войсками 15 апреля 1945 года.
Гилель советовал: "В месте, где нет лидера, стремись стать им" (Этика Отцов, 2:6). В пучине Холокоста, среди смертей и страданий, Альма Роуз каким-то образом нашла в себе силы жить по этому принципу.
Мы никогда не узнаем точное число жизней, которые спасла Альма Роуз благодаря своим смелым действиям, но мы точно знаем, что эти действия изменили многое.
Даже в аду под названием Освенцим Альма нашла в себе силы думать о других. Хоть она безуспешно и пыталась избежать антисемитизма, повернувшись спиной к еврейской жизни, закончила свою жизнь она героическим спасением других евреев, и умерла аль Киддуш а-Шем – освящая Имя Всевышнего.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк