Во время Второй мировой войны нацисты хотели снять пропагандистский фильм, в котором бы изображалась счастливая жизнь евреев в немецких концентрационных лагерях. Как писал Геббельс в своем дневнике в 1942 году, ему пришла идея проводить масштабные киносъёмки в Терезиенштадте, куда Гиммлер свозил евреев. Геббельс считал, что такой киноматериал может пригодиться в будущем.
Изначально сценарий к фильму должен был написать узник, чешский художник, поэт и драматург Франц Кин. Он и написал сценарий, который был отвергнут нацистами из-за слишком большой правдивости. Тогда подходящий сценарий прислали из Берлина, а режиссером назначили Ирен Додалову из Праги. Главными героями фильма должна была быть еврейская семейная пара, которая в Терезине якобы жила лучше, чем раньше. Этот фильм так и не суждено было увидеть зрителю «из-за тоскливости и серости пейзажей, в которых действуют герои».
Тогда немцы решили «приукрасить город». Они сделали из центральной площади гетто небольшой парк с тропинками и газоном, по которым узникам запрещалось ходить. В лагере открыли кафе и шесть театральных залов, а также создали банк еврейского самоуправления. Кроме того немцы пустили в обращение внутреннюю валюту, которой можно было расплатиться в магазине за товары, ранее конфискованные у самих же заключенных.
Известный факт, что комиссия Красного Креста, побывавшая в Терезине летом 44-го, «купилась» на правдоподобность такого свободного города. В отчете организации отмечалось, что евреи замечательно живут под надзором нацистов, а вокруг нет никаких газовых печей и лагерей смерти.
Как только представители Красного Креста уехали, нацисты поспешили использовать декорации для съемок самого лживого и пропагандистского фильма под названием «Фюрер дарит евреям город». Организатором съемочного процесса был офицер СС Ганс Гюнтер, а функции режиссера возложили на Курта Геррона, в прошлом успешного артиста Европы, а в тот момент обычного узника лагеря.
Курт родился в Берлине в 1897 году в еврейской семье. У отца Курта была своя небольшая кондитерская лавка. Буквально сразу же после окончания гимназии его призвали в армию – началась Первая мировая война. Вернувшись с войны, Курт Геррон поступил в медицинскую школу. Однако медиком он так и не стал: отучившись в школе, он познакомился с Труди Гестербергом, который создал знаменитое в то время кабаре «Дикая сцена». Курта очень увлекла сцена, и он начал выступать в труппе Гестерберга. Затем Курт стал декламировать со сцены антинацистские памфлеты авторства Вилли Розена.
В 1927 году Курт Геррон впервые оказался в мире кино. Всего за три года он успел сняться в более чем 20 фильмах. Позже Геррон занялся и режиссурой: он снял несколько комедий и спектаклей, в котором не боялся высмеивать фюрера. Когда нацисты пришли к власти, положение Курта резко ухудшилось, и в 1933 году он сначала переехал во Францию, а затем в Голландию.
Фашисты оккупировали Голландию, когда Геррон возглавлял еврейский театр. До отправки вместе с женой в Вестерборк в сентябре 1943 года Курт продолжал ставить спектакли в своем театре. Зимой 1944-го Герроны были перевезены в Терезиенштадт. Это было то время, когда в лагере полным ходом шла подготовка ко встречи международной делегации от Красного Креста. Курту разрешили участвовать в постановках местных кабаре, а позже создать и свое собственное под названием «Карусель», которое было самым популярным, как среди заключенных, так среди руководства лагеря.
Чтобы показать «счастливых и довольных» узников, все немощные и больные были заблаговременно вывезены в Освенцим. Остальных разделили на две группы. Те, что не выглядели упитанными и здоровыми, занимались благоустройством гетто, а остальных задействовали в театральных постановках.
Когда комиссия Красного Креста уехала, оставив восторженный отзыв о своем посещении гетто, тысячи его узников тут же отправились в печи Освенцима. В это время Курту Геррону предложили снять пропагандистский фильм о Терезине. Он не сомневался, что дорога в Освенцим уже заказана и для него. Курт очень хотел бы отказаться от этого предложения, но, посоветовавшись с еврейскими старейшинами, понял, что выбора у него нет… Он решил надеяться на то, что съемки помогут спасти жизнь ему и тех, кто будет в них задействован.
Фильм создавался под абсолютным контролем эсэсовцев. Геррону не показывали весь сценарий, а лишь выдавали сюжет следующей сцены после сдачи предыдущей. Режиссер также не видел отснятый материал и не участвовал в монтаже. Один из выживших узников гетто вспоминал, как Курт Геррон переживал и как отчаянно просил участников съемки о дисциплине, чтобы сцены точно соответствовали заказу.
Все съемки были лживым фарсом: в камеру попали специально построенная столовая, мастерские, плотницкие, обувной магазин и почтовые отделения, в которых люди стояли в очереди за посылками, а затем отдавали их назад, выйдя из кадра. В фильме есть исполненная детьми опера «Брундибар» и хвалебная речь о Гитлере, которую произнес глава совета старейшин Пауль Эпштейн. Фильм, который был готов к сентябрю 1944 года, выглядел приторным до скрежета зубов, но нацисты были довольны им.
После завершения съемок в массовке уже не было никакой необходимости, поэтому более 18 тыс. заключенных отправили в газовые камеры Освенцима. Был среди них и Курт Геррон. В свое время он мечтал снять известный фильм, но даже в страшном сне не смог бы себе представить, какой именно фильм он снимет. Геррон погиб в газовой камере.
Окончательный вариант фильма был готов в начале 1945 года. Иностранные посольства, которым был представлен этот фильм, уже не могли поверить в правдоподобность его сюжета.
После окончания войны кинолента куда-то пропала, но в 60-х годах в Чехословакии, а позже в Израиле нашлись короткие ее фрагменты.