У евреев Италии долгая и увлекательная история. Вот восемь малоизвестных фактов об уникальной общине итальянских евреев.
Делегация на Хануку
Евреи живут в Италии с древних времен. Самые первые евреи в Италии были посланы Иегудой Маккавеем, лидером евреев в истории Хануки.
В поисках союзников для борьбы против сирийско-греческого царя Антиоха Епифана, Иегуда Маккавей направил делегацию в римский сенат, где она добилась соглашения об «особых отношениях» между евреями Израиля и формирующейся Римской империей, и основали первое еврейское поселение в Италии во II веке до н. э.
Иудейская война
Одной из самых кровопролитных войн Римской Империи была «Иудейская война», в которой евреи восстали против римской власти, и были разгромлены. Римские войска разрушили еврейский Храм в Иерусалиме и вырезали многих иерусалимских евреев в 70 году н. э., а окончательное еврейское сопротивление было преодолено в Масаде четыре года спустя.
Между этими двумя римскими победами над евреями 10 000 еврейских пленников были перевезены в Рим в качестве рабов, где они помогали построить Колизей. Эта массовая партия еврейских рабов прибыла в Рим в 71 году н. э., когда в столице империи была воздвигнута арка Тита в память победы над евреями.
Впоследствии евреи построили более десятка синагог, а также создали яркие еврейские общины в других итальянских городах, таких как Феррара, Милан и Таранто. Сегодня у итальянских евреев есть свои уникальные молитвенные традиции - не ашкеназские (европейские), и не сефардские (испанские или ближневосточные).
Кулинарные корни Сицилии
Некоторые из самых культовых итальянских блюд берут свое начало в еврейских общинах Италии.
На протяжении почти двух тысяч лет самые яркие еврейские общины Италии находились на острове Сицилия. Еврейские купцы впервые переехали сюда в древние времена, когда остров был оживленным торговым центром, связывавшим Римскую Империю с Ближним Востоком, они процветали по всему острову. Автор путеводителей Энни Сакердоти пишет, что в свое время «ни один сицилийский город не обходился без еврейской семьи или группы...»
Еврейская кулинарная писательница Клаудия Роден проследила многие культовые итальянские блюда до этих сицилийских евреев, она живо описывает их космополитический образ жизни: «Они выращивали апельсины, производили шелк и добывали минералы, были сыроварами и ремесленниками, торговцами тканями и врачами. Они принадлежали к числу колоний диаспоры, обладавшей богатейшей культурой и традициями, находившейся в центре средиземноморских торговых потоков и пользовавшейся культурным и экономическим влиянием среди иностранных оккупантов, включая арабов, норманнов, анжуйцев и арагонцев».
В 1492 году Сицилия находилась под влиянием короля Испании Фердинанда, когда он постановил, что все евреи должны покинуть его земли – или умереть. (Всего 23 годами раньше король пригласил сицилийских еврейских танцовщиц на свою свадьбу с Изабеллой Кастильской. Но этот привилегированный статус не защитил евреев от Инквизиции). Более 35 тысяч евреев бежали из Сицилии в 1492 году, что составляло около 5% всего населения острова. Этот указ был смертным приговором даже для многих евреев, решивших бежать: многие из них, взойдя на борт кораблей, были ограблены и убиты экипажами.
Те, кому удалось благополучно добраться до материковой Италии, принесли с собой свои богатые кулинарные традиции, обеспечив распространение продуктов, которые вскоре стали культовыми итальянскими продуктами питания. Среди ингредиентов, которые сицилийские евреи помогли популяризировать в Италии есть баклажаны, артишоки, классическая итальянская гарнирная комбинация изюма и кедровых орехов, кисло-сладкие добавки, марципан и практика жарки во фритюре маленьких кусочков пищи. Евреи, бежавшие от Инквизиции в Испании в материковую Италию, также помогли популяризировать два продукта Нового Мира, с которыми они столкнулись в новых колониях Испании – помидоры и тыква, которые быстро прижились и стали итальянскими фаворитами в еде.
Салат из макарон, еще одно культовое итальянское блюдо, происходит из итальянской еврейской общины. В то время как евреи в Италии, как и все итальянцы, включают макароны в свой рацион, еврейский запрет на приготовление пищи в шабат заставил итальянских евреев начать готовить холодные салаты из макарон.
«Когда в Италии никто не ел холодную пасту, евреи ели то, что сегодня нам известно, как салат из макарон», - рассказывает историк еды Клаудия Роден. Со временем эта практика распространилась по всей Италии, где салат из холодных макарон стал популярным блюдом, а его еврейское происхождение в значительной степени остается неизвестным.
Гетто
В 1516 году венецианские власти постановили, что евреи города, тогда их было около 700, должны быть ограничены одним из островов, составляющих муниципалитет. Их выбор пал на Гетто Ново, маленький остров, известный своей нездоровой атмосферой. Вероятно, он был назван в честь литейного завода, или гетто на венецианском диалекте, который когда-то стоял здесь.
Хотя евреи в этом гетто и сидели друг у друга на головах и не имели права его покидать (периметр охранялся, а охране община была вынуждена платить из собственных средств), еврейская жизнь все равно процветала. Здесь были и евреи из Испании, Италии, Германии и Северной Африки; они строили свои собственные роскошные синагоги, спрятанные за фасадом обычных зданий. Евреи стекались в гетто со всей Европы, постепенно увеличивая население крошечного острова (а позже и второго соседнего острова, который был предоставлен евреям для расширения). К 1600-м годам до 5000 евреев называли это место своим домом. Здания постоянно росли вверх, создавая первые в Европе «высотки», достигавшие нескольких этажей.
Неевреи любили посещать оживленное гетто, делать здесь покупки и наслаждаться культурными возможностями. Ежегодные пуримские спектакли, проходившие в гетто, привлекали посетителей со всей Венеции, да и из-за ее пределов.
Вскоре гетто-кварталы, где жили евреи, появились и в других городах Италии и не только. Еврейские гетто были созданы в Риме в 1555 году, во Флоренции в 1570 году, в Падуе в 1603 году и в Карпи в 1716 году. Возможно, самая необычная реакция на декрет о создании гетто случилась в Вероне в 1600 году: евреи праздновали его открытие с пением и танцами.
В 1797 году войска Наполеона снесли ворота венецианского гетто, символизируя конец ограничений на проживание евреев и начало их эмансипации. Однако евреи оставались в исторических районах гетто в течение многих лет, а некоторые исторические гетто, такие как Венеция и Рим, продолжают оставаться домом для еврейской жизни и по сей день.
Литературная революция и сожжение Талмуда
Италия эпохи Возрождения известна своей процветающей культурой. В еврейском мире тоже был очередной «ренессанс». В 1500-х годах Италия стала мировым центром еврейского книгоиздания, распространяя еврейские знания и грамотность, как никогда раньше.
Вскоре после изобретения подвижных символов в печатных машинах в Германии в 1440-х годах, печать прибыла и в Италию, где была радушно принята евреями. Традиционно, еврейские книги, как и все литературные произведения того времени, были аккуратно написаны от руки. Теперь их можно было печатать быстро и относительно дешево.
Еврейские печатники утверждали, что изготавливали еврейские книги в Реджо-Калабрии, Падуе, Ферраре, Болонье и Риме в 1470-х годах. Однако наиболее близким к еврейской печати городом была Венеция, где в 16 веке было напечатано 800 книг на иврите. (В отличие от Кракова, также крупного центра еврейского образования в то время, который напечатал 200 еврейских книг за этот период).
В 1545 году в Венеции произошла катастрофа. Два еврейских печатника ругались из-за того, кто из них имел право печатать книгу еврейского философа Маймонида. Тогда Великий Инквизитор города Карафа (будущий папа Павел IV) решил вмешаться. Великий Инквизитор устроил суд над еврейскими книгами, в частности над Талмудом. Он постановил, что Талмуд богохульствует. В 1553 году Папа Юлий III приказал уничтожить Талмуд, как, впрочем, и любую еврейскую книгу, которая была «трудна для понимания». Вскоре еврейские книги стали сжигать на площадях Рима, Болоньи, Венеции, Анконы, Феррары, Равенны и Мантуи. 10 тысяч еврейских книг были сожжены всего за один год, в 1559 году, в итальянском городе Кремона. Талмуд оставался запрещенным в Италии вплоть до Нового времени.
Дело Эдгардо Мортары
23 июня 1858 года Папская военная полиция постучала в дверь Мортара, еврейской семьи в Болонье. Они были посланы католическим инквизитором, который утверждал, что он исполняет закон, запрещающий евреям воспитывать католических детей. Военная полиция сообщила ошеломленной семье, что Эдгардо, их шестилетний сын, на самом деле был католиком, тайно крещенным, когда он был ребенком, своей католической няней.
Солдаты привезли Эдгардо в Рим, где он стал воспитываться в Доме катехуменов, учреждении для новообращенных в католицизм. Папа Пий IX проявил особый интерес к ребенку и стал для мальчика отцом.
Когда позже его родителям разрешили ненадолго навестить его, пока охранники следили за каждым их шагом, Эдгардо сумел сказать матери, что по-прежнему каждый вечер читает еврейскую молитву Шма.
Его интенсивное католическое образование в конечном итоге поколебало Эдгардо, и в возрасте 13 лет он изменил свое имя на Пио в честь Папы, и в конечном итоге стал священником.
Похищение Эдгардо оказало стимулирующее воздействие на политику в Италии и за ее пределами, оно стало поводом для волнений, настроив общественное мнение против железного правления Ватикана в Италии.
Сокращающееся общество
Еврейская община Италии была опустошена Холокостом. До девяти тысяч итальянских евреев были депортированы в лагеря смерти и убиты. Число погибших могло бы быть выше, если бы не многие простые итальянцы, которые рисковали своей жизнью ради спасения евреев, пытаясь их спрятать. В Италии было спасено больше евреев, чем в любой другой европейской стране, кроме Дании.
После Второй Мировой еврейская община Италии насчитывала около 40 тысяч человек. В послевоенный период некоторые итальянские евреи добились замечательных успехов, несмотря на их малочисленность. Рита Леви-Монтальчини, еврейка-химик, получила в 1986 году Нобелевскую премию по медицине. Среди других выдающихся итальянских евреев: Примо Леви, один из самых известных итальянских писателей; художник и писатель Карло Леви; множество выдающихся итальянских журналистов, в том числе и основатель группы, владеющей газетами La Repubblica и L'Espresso, Карло Де Бенедетти.
Сегодня община сокращается. Многие итальянские евреи ссылаются на высокий уровень антисемитизма и антиизраильских настроений в качестве мотивов для отъезда. Еврейские здания в Италии усиленно охраняются с 1982 года, когда палестинские террористы бросили бомбы в Большую синагогу Рима и обстреляли верующих в шабат, убив двухлетнего мальчика и ранив 34 прихожан.
Исследование 2015 года показало, что 63% итальянских евреев считают антисемитизм либо «очень большой», либо «довольно большой» проблемой; 68% сообщают, что антисемитизм продолжает расти. Только 1% итальянских евреев считают, что антисемитизм не является проблемой. В Риме и других городах появились группы самообороны, которые помогают бороться с антисемитским насилием и угрозами. С каждым годом растет репатриация в Израиль.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк