После столетий рабства Б-г вывел евреев из Египта с чудесами и знамениями, которые мы празднуем на Песах.
Впоследствии у евреев сложились бурные отношения с Египтом. Представляю вам некоторые увлекательные факты о евреях и Египте.
1. Не возвращайтесь
Тора запрещает евреям возвращаться в Египет: "ибо Б-г сказал вам: не возвращайтесь более на сей путь" в землю, где они были порабощены (Втор. 17:16). Египет был развращен; евреи не должны были иметь никаких дел с этой страной, даже после того, как они осели у себя дома - в соседней стране Израиль.
Когда Ассирийское царство угрожало вторгнуться в Северное царство Израиля, царь Осия Бен Ила обратился к Египту, чтобы заключить союз против Ассирии. Пророк Исайя предостерегал от обращения за помощью к Египту: "Горе тем, кто идет в Египет за помощью... " (Исаия 31:1). В результате, Ассирия вторглась в северную часть Израиля и изгнала 10 племен, которые там жили.
К сожалению, это был не последний раз, когда евреи древнего Израиля обратились за помощью к Египту. После разрушения Первого Храма группа евреев во главе с Йохананом Бен Каричем отправилась в Египет искать союза против могущественной Вавилонской империи. Пророк Иеремия предупреждал их не ходить: "Если вы повернетесь лицом к Египту... тот самый меч, которого вы боитесь, настигнет вас там" (Иеремия 42:15). Его пророчество сбылось, когда Вавилония вторглась в Египет, уничтожив еврейскую общину.
После того как Римская империя разрушила Второй Храм и опустошила Иерусалим, она также вторглась в Египет и убила и изгнала многих его жителей. Многие раввины считали, что теперь, когда древняя община Египта больше не существует, евреям разрешено жить в Египте. Посещение Египта, без намерения жить там, было приемлемым, как и переезд в Египет из стран третьего мира (что не нарушало библейского запрета на возвращение в Египет из земли Израиля, как считали многие мыслители).
2. Процветающая еврейская община в Александрии
Греческий царь Птолемей I правил Древним Египтом, начиная с 4 века до н. э., и ввел там греческую культуру. Вскоре в Александрии возникла еврейская община. Александрийские евреи говорили по-гречески и занимали многие ключевые посты в греческом правительстве и бизнесе. Община была большой; по оценкам некоторых ученых, в то время она насчитывала до миллиона человек.
Евреи Александрии продолжали процветать и во времена Римской империи. Еврейский историк Иосиф Флавий описал тамошнюю полуавтономную общину: "Во главе их стоит этнарх, который правит и судит народ." Он также отметил, что александрийские евреи скрупулезно следовали законам своей еврейской общины.
Римляне ополчились против александрийских евреев в 38 году н. э. В тот год, когда израильский царь Агриппа посетил Александрию, над евреями издевались, и они долго оставались предметом бурлящего негодования. Пантомимное шоу высмеивало царя Агриппу, изображая клоуна, одетого как он. Нееврейские граждане Александрии попросили местного римского губернатора воздвигнуть статуи римского императора Калигулы во всех синагогах. Население требовало все более строгих антиеврейских эдиктов, отказывая евреям в голосовании и в конечном счете поощряя всеобщие бунты против евреев Александрии. Еврейские магазины и здания были сожжены, а многие евреи были убиты. Местный губернатор собрал вместе 38 представителей еврейской общины и публично высек их, некоторых из них до смерти. Права евреев были восстановлены только тогда, когда император Клавдий сменил Калигулу в 54 году н. э.
3. Дхимми: второсортные жители
Когда Египет перешел от римского к мусульманскому правлению, ряд законов низвел евреев до статуса второсортных, или дхимми. Евреи были вынуждены носить желтое как символ своего низкого уровня. Евреев заставляли платить ежегодный налог, и этот способ оплаты должен был обеспечить им еще более низкий статус. Чиновники, принимавшие налоги, должны были заставлять евреев ждать, когда они придут платить, кричать на них и даже толкать и шлепать их. Евреям, платившим налог, не разрешалось поднимать руку выше руки чиновника, получавшего налог. Евреям также запрещалось посещать публичные мероприятия, такие как нееврейские свадьбы, праздники или похороны.
Несмотря на эти унизительные ограничения, еврейская жизнь процветала в Египте, обычно за закрытыми дверями. Евреи наслаждались вечеринками и обильными трапезами с гостями во дворах своих домов. Сохранились многочисленные документы, которые рассказывают о том, как евреи собирались вместе, чтобы поиграть в настольные игры в субботу днем. Голубиные бега были популярным развлечением: голубятни располагались на крышах некоторых синагог, евреи посылали голубей друг другу между Александрией и Каиром. Даже желтая одежда, навязанная им, не умаляла их чувства стиля. Письмо от еврейского жителя Египта по имени Салама Бен Муса Бен Исаак, датируемое серединой 11-го века, описывает желтую рубашку, которую он заказал для Йом Кипура: "короткая и хорошо сшитая, из тонкого, а не грубого материала".
4. Каирская Гениза
Самая старая синагога в Египте (а некоторые говорят, что и самая старая синагога в мире) - это синагога Бен Эзра в Каире. Предание гласит, что она была основана писцом Ездрой в VI веке до н.э. и стоит на том месте, где дочь фараона нашла Моше в Ниле. (Воды Нила продолжают заливать подвал синагоги.) Здание старое, хотя и было отремонтировано недавно; оно было продано еврейской общине Каира Коптской Церковью в IX веке, после чего было преобразовано в синагогу.
В синагоге Бен Эзры была потайная комната - гениза (на иврите - "тайное место"), в которой хранились тысячи испорченных религиозных книг, писем и других документов. Поскольку эти труды содержали в себе имя Б-га, их нельзя было просто выбросить; вместо этого на протяжении поколений они хранились в генизе. Обычно такие документы хоронят, но, к счастью для будущих историков, Каирская община сохранила их. Прохладный сухой климат комнаты был идеальным местом для хранения тонких страниц.
Со временем появились легенды о содержимом генизы. Говорили, что с каждым, кто изучит документы, случится что-то ужасное. Тем не менее, похоже, что в 19 веке некоторые антиквары пронюхали о генизе и украли часть ее содержимого, продав их коллекционерам антиквариата на черном рынке.
В 1896 году два брата-христианина приобрели некоторые документы, украденные в генизе, и принесли их профессору талмудической литературы Кембриджского университета, Соломону Шехтеру. Он определил их как важные еврейские тексты и повез группу ученых в Каир, где вместе они тщательно изучили рукописи и привезли коллекцию обратно в Кембридж (где большая часть сохранилась и по сей день).
Документы генизы рисуют яркую картину многовековой еврейской жизни. Есть свидетельства очевидцев о крестоносцах, которые грабили Иерусалим: "Я была с ним в тот день, когда их убили ужасным образом... Я больная женщина на грани безумия, вдобавок к голоду моей семьи и маленькой девочки, которая всегда со мной, и ужасным новостям, которые я услышала о своем сыне".
Есть и более прозаические документы, например, древнейший из известных еврейских брачных контрактов. (Здесь же было обнаружено первое упоминание о евреях Киева – т.н. "Киевское письмо" – ред.)
5. Второй Исход
В ноябре 1945 года антиеврейский студенческий протест привел к беспорядкам в Каире, которые быстро распространились на Александрию и за ее пределы. Тысячи египтян ездили по улицам Каира с криками "Смерть евреям". Еврейские магазины были разграблены, дома сожжены, синагоги подожжены, свитки Торы и другие еврейские книги сожжены в огромном костре. В результате погрома погибли шесть человек, сотни получили ранения.
Отчет еврейского телеграфного агентства отметил тогда: "Этот корреспондент видел, как молодые египтяне выходили из магазинов (принадлежащих евреям) с рулонами шерсти, с ботинками, полотенцами, чулками и другими предметами, выпирающими из карманов... во многих случаях египетская полиция... просто стояла и смотрела или делала вид, что не видит." В разгар беспорядков, представители пяти арабских организаций представили послание всем иностранным дипломатам в Египте: "Мы просим информировать вашу страну о том, что весь арабский мир начинает сегодня эту активную борьбу против сионистов, которые угрожают арабскому миру своим существованием в Палестине".
Безудержная дискриминация вскоре стала нормой для древней еврейской общины Египта. Начиная с 1945 года евреев постепенно вытесняли с государственных должностей; в 1947 году еврейские школы были поставлены под наблюдение и вынуждены были преподавать по программе, ориентированной на арабов. В 1948 году еврейские организации были вынуждены передать списки своих членов властям; в 1949 году евреям было запрещено жить вблизи дворцов короля Фарука.
После провозглашения Израилем независимости в 1948 году тысячи евреев были арестованы и помещены в лагеря. Синагоги, еврейские дома и предприятия, принадлежащие евреям, подверглись нападениям. Начался второй Исход. Несмотря на законы, запрещающие египетским евреям переезжать в еврейское государство, с 1948 по 1968 год более 70 000 евреев смогли бежать из Египта в Израиль.
6. Немногие оставшиеся евреи
Из более чем 100 000 евреев в 1948 году, сегодня в Египте осталось менее 100 евреев. Во время службы на Рош-а-Шана в 2016 году Мадга Гарун, лидер еврейской общины Каира, сказала приглашенному репортеру: "Я не знаю, будут ли в следующем году у нас члены общины." Кроме Гарун, которой 64 года, все остальные евреи в Каире - это женщины старше 80 лет. Еще трое пожилых евреев жили в то время в Александрии.
Гарун пояснила, что жизнь еврея в Египте сегодня трудна. Хоть она и является гражданкой Египта, ее религия напечатана на ее официальном удостоверении личности. Местные жители часто отказываются верить, что египтянин может быть евреем. "Иногда в банке, - объясняет госпожа Гарун, - они говорят: "нам нужно разрешение посольства." Я спрашиваю: "Какого посольства? Я не знала, что в Египте есть египетское посольство!"
Антисемитизм по-прежнему свирепствует в Египте. "Это, вероятно, единственная идеологическая составляющая, с которой согласны все египетские фракции, будь то исламисты, светские или даже те, кого Запад называет либералами или демократами", - объясняет политолог Самуэль Тадро. "Антисемитизм сегодня является распространенным языком Египта."
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк