Во втором веке до н.э. группа еврейских мятежников в Иудее, во главе с Маккавеями, восстала против деспотичных греческих царей, которые запретили еврейские ритуалы и потребовали, чтобы евреи поклонялись греческим богам. После нескольких лет сражений небольшая еврейская армия разгромила более сильные греческие силы и отбила еврейский Храм в Иерусалиме, заново освятив его в 165 году до н.э. Это событие отмечается в праздник Ханука.
Вот пять ключевых ханукальных артефактов тех времен.
Греческая цитадель в самом сердце Иерусалима
Еврейские источники описывают цитадель под названием Акра в центре Иерусалима, которая была построена греками и возвышалась над еврейским Храмом. Еврейский автор первой Книги Маккавеев, описывая восстание евреев против греческого владычества, говорит, что это была огромная крепость в "городе Давида с большой и крепкой стеной и с крепкими башнями".
Маккавеи пытались захватить Акру, но попытки оставались безуспешными в течение десятилетий. Примерно в 141 году до н.э. Шимон Маккавей, наконец, захватил крепость и укрепил еврейское господство над всем Иерусалимом.
В 2007 году археологи раскопали Акру в Старом Городе Иерусалима, недалеко от западной стены. Фундаменты показывают ряд угловых камней, которые делали стены Акры чрезвычайно прочными, была обнаружена внутри сокровищница предметов ханукальной эпохи, включая монеты со времен Антиоха IV до Антиоха VII. "У нас также есть греческие наконечники стрел, рогатки и баллистические камни ... а также амфоры (кувшины) импортного вина," - пояснил Дорон Бен Ами, археолог израильского Управления Древностей, который руководил раскопками.
Царское предупреждение не притеснять евреев
Древние греческие правители, правившие Иудеей, обычно публиковали избранные официальные письма и указы, гравируя их на больших каменных памятниках, которые выставлялись в общественных местах. Этот камень эпохи Хануки был обнаружен на севере Израиля в 1960-х годах. Он датируется временем царя Антиоха III, отца царя Антиоха IV, чья жестокая политика вызвала еврейское восстание.
В отличие от своего сына, царь Антиох III был более сдержан и рассудителен по отношению к своим еврейским подданным. Этот памятник содержит текст из пяти писем, написанных на греческом языке. В одном из писем Птолемей, сын Фразея, правитель и первосвященник Сирии-Финикии, просит царя Антиоха III не допустить, чтобы его солдаты плохо обращались с его подданными, насильственно принудив местных жителей к военной службе и разместив войска в местных домах. Во втором письме царь Антиох III отвечает, приказывая своим войскам сдерживать себя и обещая наказать тех, кто ослушается.
"Эта надпись, написанная по-гречески, на самом деле является копией государственной переписки между Антиохом III, который был правителем из семьи Селевкидов, и региональным губернатором Селевкидов," - объясняет доктор Эйнат Амбар-Армон из израильского Управления Древностей. "Антиох III, упомянутый в надписи, был склонен проявлять милосердие к евреям," - объясняет она, - "в отличие от своего сына Антиоха Епифана, также известного как "Антиох Злодей". Во времена Антиоха Епифана указы и гонения против евреев были беспрецедентными, и в конце концов они привели к восстанию Маккавеев против греков в 167 году до н.э.", которое отмечается в истории Хануки.
Ханукальная монета
В 2016 году работники Иерусалимского музея Башни Давида заметили что-то блестящее. Они нашли монету 2200-летней давности времен царя Антиоха IV Епифана, жестокого греческого царя, описываемого в истории Хануки. В прошлом здесь находили камни от древних катапульт и железные наконечники стрел.
Древняя монета имеет бронзовый листовой рисунок и типична для монет, которые в то время находились в обращении в Иерусалиме. На одной стороне изображен портрет Антиоха, а на другой - богиня, облаченная в шарф. Монета, скорее всего, была отчеканена в северном израильском городе Акко и датируется между 172 и 168 годами до н.э. Восстание под предводительством Маккавеев продолжалось с 167 по 160 год до н.э.
Особняк Маккавеев
Когда Тео и Мириам Зибенберг переехали в свой дом в Старом Городе Иерусалима в 1970 году, они задались вопросом, что может быть похоронено в земле под их новым домом. Они обратились за разрешением, и потратили следующие 18 лет на раскопки археологических сокровищ, относящихся к тысячелетнему периоду Первого Храма в Иерусалиме.
Зибенберги обнаружили, что под их домом был еще один дом, в котором когда-то жили дети и внуки Маккавеев. После освобождения Иерусалима семья Маккавеев (Хасмонеев) правила Иудеей с 142 по 63 год до н.э. Некоторые из их царственных потомков жили в этом доме, всего в нескольких минутах ходьбы от святого Храма, за который их предки так упорно боролись.
Ханукальная лампа
Айлет Голдберг-Кейдар, студентка факультета археологии Хайфского университета, никогда не думала, что наткнется на крупную археологическую находку во время прогулки с дочерью. В 2017 году миссис Голдберг-Кейдар и ее семилетняя дочь Хадас поднимались на холмы недалеко от своего дома на севере Израиля, когда Хадас подняла кусок керамики, который торчал из земли у входа в пещеру.
Это была глиняная лампа 2200-летней давности в хорошем состоянии. Решив, что ее могли украсть, миссис Голдберг-Кейдар быстро связалась с отделом по предотвращению краж в израильском Управлении Древностей. Оказалось, что лампа, вероятно, была похоронена в течение тысяч лет, а затем выкопана дикобразами: "Невинные дикобразы, выкапывающие свое логово на зиму, несут ответственность за находку этой неповрежденной лампы," - объяснил Нир Дистельфельд из израильского Управления Древностей. "Дикобразы предпочитают местность археологических раскопок, потому что земля менее плотно заселена из-за деятельности человека в прошлом."
"Лампа типична для эллинистического периода, который начался во втором веке до н.э., исторического периода, известного всем нам как войны Маккавеев против греков," - объяснила эксперт по лампам доктор Эйнат Амбар-Армон. В тот период лампы изготавливались с использованием глиняных форм. Верхняя и нижняя части отливались отдельно, а затем соединялись швом посередине. Это упорядочило производство и впервые позволило наладить массовое производство масляных ламп, которые жители Иудеи использовали для освещения своих домов.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк