После 2000 лет изгнания, сегодня большинство евреев живут в Израиле. Но миллионы евреев по-прежнему рассеяны по всему миру. Хочу познакомить вас с пятью малоизвестными еврейскими общинами.
Синагога в тропическом лесу
Город Икитос, на севере Перу, спрятан глубоко в тропическом лесу. Это самый большой город в мире, куда невозможно добраться по дороге; людей и припасы приходится доставлять самолетом или же справляться по коварным водам Амазонки. Икитос также отличается тем, что является домом для одной из наименее известных еврейских общин в мире.
Первым евреем, прибывшим в этот отдаленный район, был Альфредо Кобленц, который переехал из Германии в соседний город Юримагуас в 1880 году, чтобы работать в быстро развивающейся резиновой промышленности Амазонки. Пять лет спустя три брата, Моше, Авраам и Хайме Пинто, переехали в Икитос, чтобы также работать в резиновой промышленности. Хотя они пробыли там всего несколько лет, Икитос вскоре стал известен в еврейских кругах как место, где существовала еврейская община. Евреи из Марокко вскоре попытали счастья в Икитосе. Лодки перевозили потенциальных торговцев каучуком из марокканских городов Рабат, Тетуан, Танжер и Касабланка в бразильский прибрежный город Белен-до-Пара. Оттуда еврейские торговцы шли через густой тропический лес, чтобы добраться до Икитоса и соседних амазонских городов.
Икитос процветал. Многие торговцы строили красивые дома. Один из домов, Casa Fierro, был спроектирован Гюставом Эйфелем, известным благодаря Эйфелевой башне. Еврейская община создала официальный совет, Sociedad Beneficiencia Israelita de Iquitos в 1909 году. Несколько евреев занимали должность мэра Икитоса, еврейские семьи основывали предприятия в городе. В начале 1900-х годов, когда антисемитизм вытеснил многих ашкеназских евреев из Европы, некоторые из них поселились в процветающем городе Икитос.

К 1920-м годам дешевая резина с Дальнего Востока подорвала промышленность Перу, и Икитос впал в депрессию. После создания Государства Израиль в 1948 году подавляющее большинство евреев Икитоса эмигрировало в еврейское государство. Многие из оставшихся переехали в Лиму, столицу Перу, где существует сложившаяся еврейская община. Однако некоторые потомки бывших членов еврейской общины все-таки остались в Икитосе. Хотя многие из этих внуков и правнуков стали католиками, они все еще помнили свое еврейское происхождение.
В 2000-х годах еврейские лидеры начали посещать Икитос и обучать немногих оставшихся евреев их традициям. Это вызвало новый интерес ко всему еврейскому. Несколько жителей Икитоса обратились в иудаизм и переехали в Израиль, город Рамле стал центром общины Икитос в Израиле. Сегодня еврейская община в Икитосе насчитывает около 70 человек. В 2009 году Икитосу была подарена Тора, спасенная из нацистской Германии. По мере того, как потомки еврейской общины Икитоса продолжают узнавать больше о своем наследии, появился новый символ, объединяющий общину – израильский флаг.
Община в африканской пустыне
Намибия - бесплодная страна, граничащая с Южной Африкой, Замбией, Анголой и Ботсваной, была домом для евреев с середины 1800-х годов. В 1861 году еврейские бизнесмены из Кейптауна в Южной Африке основали торговый пост вдоль побережья Намибии и помогли построить зарождающуюся медную промышленность региона.
После того, как Намибия стала немецкой колонией в 1884 году, ряд немецких евреев помогли построить страну: Карл Фюрстенберг, еврейский банкир, помогал финансировать железные дороги в новой колонии своей страны; Эмиль Ратенау помог сформировать немецкий Юго-Западный африканский горнодобывающий Синдикат, а также финансировал ирригационные проекты. В 1917 году около 20 еврейских семей основали еврейскую общину в столице Намибии - Виндхук; восемь лет спустя они построили синагогу. В 1927 году в городе Китмансхуп была построена вторая синагога.

Еврейская жизнь в Намибии всегда была изолированной. Одна еврейская могила в отдаленной части страны является ярким свидетельством трудности получения еврейских знаний. Когда пожилой еврей умер, он попросил свою семью написать какие-нибудь еврейские слова на его могиле. На памятнике выгравировали единственную еврейскую фразу, которую они смогли найти: “Здесь лежит Вальтер Галлер, Kosher L’Pesach (Кошер на Песах).” Еврейская буквы написаны вверх ногами.
В то время как еврейская жизнь медленно утверждалась в некоторых частях Намибии, в других местах немецкие колонизаторы испытывали некоторые идеи и методы, которые будут использованы повторно поколением позже, во время Холокоста. Немецкие солдаты загнали коренные племена Намибии вглубь пустыни, а немецкие ученые поспешили в Намибию, чтобы провести ужасные эксперименты. Иосиф Менгеле, в то время профессор медицинской школы, изучал намибийцев (называя их “недочеловеками”). Генрих Геринг, отец гитлеровского вице-канцлера Германа Геринга, служил губернатором колонии. В 1904 году Кайзер отдал приказ о геноциде, поручив немецким чиновникам уничтожить коренное племя гереро. Более 65 000 жителей гереро и других местных жителей были убиты.
Южная Африка захватила Намибию в 1915 году, и еврейская община некоторое время процветала как ответвление более крупной общины ЮАР. К концу 1970-х годов 1280 еврейских семей называли Намибию своим домом. В Намибии действовали пять синагог. В 2017 году только около 90 евреев проживали в этой стране.
На островах Филиппин
Огромная страна, охватывающая более 7000 островов и имеющая население более 100 миллионов человек, Филиппины доминируют в мировых заголовках в последние годы благодаря своим битвам с исламистскими террористами на юге страны, а также своим выборам в 2016 году. Менее известно, что 0,0005% населения Филиппин - евреи.
Евреи впервые прибыли на Филиппины в 1500-х годах, когда острова были колонией Испании, таким образом, попадали под законы испанской инквизиции. Два еврейских брата, Хорхе и Доминго Родригес, прибыли в Манилу в 1590-х годах и вскоре были осуждены за практику иудаизма вместе с несколькими другими евреями.
Следующая запись о евреях в регионе более свежая: 1870, когда три брата-еврея бежали в колонию из Франции, чтобы избежать франко-прусской войны. Вскоре они создали процветающий бизнес, привозя швейцарские часы, ранние автомобили, духи и лекарства на Филиппины.
После того, как был построен Суэцкий канал, Филиппины выросли и стали торговым каналом между Азией и Европой. Сефардские еврейские торговцы с Ближнего Востока начали работать и селиться на Филиппинах. Один сирийский еврейский бизнесмен, А. Хашим, прибыл в Манилу в 1892 году с чемоданом часов на продажу: вскоре он основал бизнес-империю, а в конечном итоге и вовсе построил Большой оперный театр Манилы.
Эта небольшая сефардская община вскоре была поддержана американскими войсками, сражавшимися в филиппино-американской войне после того, как США захватили Филиппины в качестве колонии в 1898 году (после поражения Испании, предыдущего колониального правителя Филиппин, в испано-американской войне). Некоторые из 70 000 американских солдат, сражавшихся на Филиппинах, были евреями, некоторые решили остаться в островной колонии. Одним из известных военнослужащих, который остался, был Джон Свитцер, одноклассник Герберта Гувера в Стэнфорде. Свитцер был проницательным бизнесменом и скоро создал бизнес консервированных товаров в Филиппинах.
К 1917 году на Филиппинах была основана первая синагога; к 1925 году около 200 евреев называли Филиппины своим домом. Национальный совет еврейского благосостояния организовал импорт кошерной еды, вина и мацы на Песах.
Поскольку евреи сталкивались с растущими ограничениями и опасностями в Европе, Мануэль Кесон, первый президент филиппинского Содружества, был обеспокоен и хотел помочь. Однажды, за игрой в покер с генералом Дуайтом Эйзенхауэром и некоторыми видными американскими евреями, Кесон выдвинул план - приветствовать 10 000 евреев на Филиппинах. Соединенные Штаты отказывались пускать на свою территорию бедных людей, поэтому Кесон нацелился на выдающихся европейских евреев. Начиная с 1938 года, около 1200 европейских евреев устремились на острова. Среди них были раввины, врачи, химики и даже выдающийся дирижер Герберт Зиппер, который основал Манильский симфонический оркестр.

Это убежище было закрыто в 1941 году, когда Япония оккупировала Филиппины. По иронии судьбы, японские войска относились к еврейским беженцам лучше, чем к коренным филиппинцам: видя немецкие нацистские штампы на паспортах еврейских беженцев, японские оккупационные власти, похоже, рассматривали их как немцев и, таким образом, как бы союзников. Несмотря на эту относительную свободу, евреи страдали вместе с филиппинцами во время жестокой японской оккупации. Среди почти миллиона филиппинских гражданских лиц, погибших во время Второй мировой войны, были и евреи.
Когда Филиппины получили независимость в 1946 году, около 800 евреев назвали новую страну домом. Филиппины были единственной азиатской страной, проголосовавшей за создание Государства Израиль в ООН в 1947 году. Небольшая еврейская община насчитывала около 300 жителей, главным образом в районе Макати, Манила. Приток сирийских евреев помог оживить общину и построить еврейский центр, включающий синагогу, библиотеку, школу, столовую и микву. Рабби Элиягу Азария и его семья переехали из Чикаго в Манилу в 2004 году.
Еврейский Ренессанс на юге?
Город Дотан (региональный центр торговли для арахисовой промышленности), Алабама, был зарегистрирован в 1885, и вскоре здесь поселились еврейские иммигранты. Первыми еврейскими жителями были Эммануил и Эмилия Крин, которые иммигрировали в США и переехали в Дотан со своими детьми в 1892 году. Вскоре последовали и другие еврейские поселенцы, к 1929 году город стал домом для 14 еврейских семей. В тот год евреи Дотана построили единственную синагогу города. В 1980 году в Дотане жили 200 евреев (из населения около 68 000 человек).
Однако в последние годы экономика Дотана пришла в упадок. Общий исход образованных и молодых людей отразился на городе, число евреев также уменьшилось – приблизительно до 100 человек в 2000 году.
Местный еврейский бизнесмен, Ларри Блумберг, может проследить историю своей семьи до одного из основателей единственной синагоги Дотана; в 2008 году он решил сделать что-то, чтобы остановить еврейский упадок города, выделив до 1 миллиона долларов в течение десяти лет, чтобы помочь еврейским семьям переехать в Дотан. Его жест привлек широкое внимание средств массовой информации; люди по всей стране закидали его электронными письмами, думая, что он платит миллионы долларов за переезд. На самом деле предложение Блумберга было более скромным. Он был готов помочь с переездом и прочими расходами, предлагая потратить до 50 000 долларов на семью, с условием, что семья должна прожить в Дотане по крайней мере пять лет. По крайней мере шесть еврейских семей переехали в Дотан, некоторые частично мотивированы рекламой о городе, которая явилась результатом усилий Блумберга.
Евреи, живущие в Дотане, как те, кто родился там, так и те, кто переехал недавно, сталкиваются со многими проблемами. "Вы действительно должны изо всех сил стараться быть евреем", - объясняет один из лидеров общины. В Дотане нет еврейской школы, некоторые семьи обеспокоены и качеством местных государственных школ. Первая еврейская семья, которая переехала благодаря помощи Блумберга, покинула это место. Но местная синагога теперь удвоила свою еженедельную посещаемость, до, приблизительно, тридцати прихожан на Шабат, и даже открыла еврейскую Лигу боулинга для приблизительно 140 евреев города.
Финляндия: край Российской Империи
В течение многих лет евреи пользовались относительной безопасностью и признанием в Финляндии. Находясь под властью России с 1809 по 1917 год, Финляндия была закрыта для проживания евреев, за одним исключением: в 1858 году царь Александр II объявил, что евреи, которые служили в русской армии и были размещены в Финляндии, могут остаться по окончанию своей армейской службы. (Около 21 года до того, царь Николай I объявил, что все еврейские мальчики старше 12 лет должны прослужить в русской армии в течение 25 лет. Его целью было изгнать евреев из их домов и обратить их в христианство. Тем не менее, тем евреям, которые закончили службу, было разрешено оставаться в месте их последнего назначения, даже если этот регион был официально запрещен для евреев.)
Поскольку в Финляндии не было еврейских женщин, этим бывшим солдатам-евреям было разрешено просить сватов найти им жен в регионах России, где евреям разрешалось жить, и привезти их в Финляндию. Финляндия в то время была так далека, что попасть в страну можно было только на телеге, запряженной лошадьми.
Сначала местные власти ограничили евреев определенными районами и профессиями. Одной из приемлемых профессий была торговля старой одеждой, что привело к тому, что еврейские бизнесмены основали зарождающуюся текстильную промышленность Финляндии.
Еще в 1830-х годах евреи имели специальную комнату для молитвы в крепости Суоменлинна - военная база, охранявшая Хельсинки, которую они делили с татарскими солдатами-мусульманами. Первая официальная синагога в Финляндии открылась в 1870 году в Хельсинки. Крошечная финская еврейская община получила толчок в 1909 году, когда русские евреи провели Сионистский съезд в Хельсинки. В том же году финские евреи освятили новую синагогу в Хельсинки, основали еврейский литературно-театральный клуб и создали процветающий еврейский спортивный клуб, который существует до сих пор, старейший постоянно действующий клуб "Маккаби" в мире.

Несмотря на союз с нацистской Германией во время Второй мировой войны, только восемь евреев были депортированы в нацистские лагеря смерти. Финляндия защищала своих оставшихся евреев благодаря военному лидеру, маршалу барону Карлу Густаву Маннергейму. Несмотря на давление Германии с требованием организовать депортацию финских евреев, Маннергейм заявил: “Пока евреи служат в моей армии, я не позволю их депортировать.”
300 евреев служили в армии Финляндии во время войны. Восемь человек были убиты в бою, а трое финских евреев даже были награждены Железными крестами за выдающиеся заслуги (которые они отказались носить). Финская армия поощряла своих еврейских солдат сохранять их религиозные традиции. Еврейским солдатам предоставляли отгул по субботам и еврейским праздникам, и даже разрешили устроить полевую синагогу в палатке вдоль финско-советского фронта, единственную полевую синагогу во всей германо-союзной армии. Еврейская певица Сисси Вайн была самым известным финским артистом военного времени. Она развлекала финских солдат и отказывалась петь для немецких войск.
В 1948 году 29 финских евреев отправились воевать в израильской войне за независимость, а в последующие годы еще сотни финских евреев переехали в еврейское государство. Сегодня Финляндия является домом для 1800 евреев (из общего числа населения почти в 5,5 миллионов). Финские евреи живут преимущественно в столице Хельсинки.
Каждый день евреи по всему миру молятся о сборе еврейских изгнанников, умоляя Всевышнего “собрать нас вместе со всех четырех концов земли”. Пусть мы вскоре заслужим это объединение, когда евреи из этих отдаленных общин и многие другие наконец соберутся вместе.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк