Тем, кто изучает Талмуд, наверняка знакомо имя Маhарша – так коротко по акрониму называют этого великого мудреца. Его комментарии к Талмуду печатаются под одной обложкой и изучаются повсеместно до сегодняшнего дня. А что же мы знаем о нем самом? Думаю, даже тем, кому это имя пока неизвестно, будет интересно узнать об этом духовном лидере еврейства Польши, выдающемся законоучителе и комментаторе Талмуда, жившего некогда на украинской земле.
- Маhарша – это акроним, так уж повелось в еврейской традиции, что очень много раввинов известны именно по таким сокращенным именам – первые буквы имени и дают нам новое слово – морейну а-рав [наш наставник, раввин] Шмуэль Эйдельс. А полностью его имя звучит как раби Шмуэль-Элиэзер бен Йегуда hа-Леви Эйдельс.

- Будущий гений родился в Кракове в 1555 году в семье, где мать была двоюродной сестрой Маhараля из Праги (тот самый, который создал Голема), а род отца восходит к выдающемуся кабалисту XII в. р. Йегуде Хасиду (главная фигура т.н. германского хасидизма).
- Что интересно, его самого звали Шмуэль-Элиэзер, а имя отца – Йегуда. И это несмотря на то, что были из потомков раби Йегуды Хасида, который написал в своем завещании, чтобы не называли мужчин из его рода ни Шмуэлем, ни Йегудой.
- Изучал Тору у выдающихся авторитетов своего времени. Женился на Дворе – дочери богатого купца и раввина Бреста р. Моше Гальперина. В 1585 году основал в Познани иешиву, которая финансировалась со средств тещи – Эйдель Гальперин. Она содержала и семью зятя и многочисленных ешиве-бохеров.
- Собственно, Эйдельс, ставшее его фамильным прозвищем – это как раз и есть по имени тещи. Так благодарный зять увековечил имя этой праведной женщины. Как пишут книги, раби Шмуэль очень любил и ценил ее, называя «второй мамой». Дай Б-г каждому!
- Со смертью тещи кончилось и материальное обеспечение, надо было искать, как заработать на жизнь. Вынужденный с 1605 г. принять на себя исполнение раввинских обязанностей, он вначале становится раввином г. Хелм, затем Люблина, потом Тиктин. С 1615 года и до самой своей смерти, р. Шмуэль Эйдельс возглавлял общину г. Острога (сейчас – Ровенская обл., Украина).
- Именно Острог стал тем местом, с которым связывают имя Маhарша. В то время (нач. XVII в.), еврейская община Острога была одной из крупнейших и влиятельнейших польских общин, вдвое больше общины Люблина (!), столица Волыни. Острог, как центр важной и значительной еврейской общины привлекал выдающихся раввинов – самых знаменитых религиозных фигур Восточной Европы (достаточно назвать имена Маhаршаль, ШЛА, БаХ, ТаЗ). Видимо, поэтому евреи даже предложили собственную этимологию названия города: «буква Торы», в ашкеназском варианте иврита звучит как «Ос Тойрэ», что фонетически похоже на «Острог».

- В Остроге Эйдельс также создал иешиву, ставшую крупным центром талмудической учености. В своей иешиве, в противовес распространившейся моде на изучение галахического кодекса «Шулхан Арух» без обращения к ранним источникам, Эйдельс настаивал на необходимости тщательного изучения Талмуда, Тосафот и комментариев Раши.
- В Остроге до сего дня существует Большая синагога, называемая по его имени (синагога Маhарша). Легенда утверждает, что он ее основал, но исследователи говорят, что она существовала задолго до приезда сюда Маhарша. Скорее всего, так ее назвали в благодарность за ее ремонт и достройку женской части, которые были произведены на средства раби Шмуэля Эйдельса.

- Эйдельс был известен добротой и бескорыстным желанием помочь ближнему. По легенде, на перемычке над входом на двух камнях было написано: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял путнику» (Иов 31:32) – девиз, которым Эйдельс руководствовался на протяжении всей жизни. Надпись существовала до пожара 1889 года.
- Каменный дом в Остроге, где жил Маhарша еще сохранялся до Второй мировой войны. В нач. ХХ в. два камня, на которых была выбита эта надпись, были перенесены в Большую синагогу. Члены этнографической экспедиции С.Ан-ского, посетившие дважды Острог в 1912-1914 гг., видели их в синагоге и даже сам Ан-ский упрашивал глав общины подарить их для будущего еврейского музея в Санкт-Петербурге, но, увы, безуспешно.
- Иешива Маhарша в Остроге очень славилась по всей стране и быстро разрасталась. Буквально каждый день приходили ученики с разных мест. Здание иешивы стало слишком малым, поэтому руководители общины решили построить новое большее здание. Рассказывают, что, когда дошло дело до заливки фундамента, устроили аукцион за право положить краеугольный камень. Купил эту мицву – через шамеса, т.е. анонимно, – за огромную сумму в 500 золотых монет один еврей. Так как он не хотел, чтобы узнали, кто он, он передал свое право этой мицвы раби Шмуэлю Эйдельсу. Как потом выяснил раввин, это вовсе не богач, а простой ремесленник, который вместе с женой на протяжении нескольких лет откладывали в копилку со своего скудного заработка, отказывая себе даже в самом необходимом. Так как детей, которые бы учили Тору, у них не было, они решили отдать эти накопленные деньги для нового здания иешивы, где другие еврейские дети учили бы святую Тору. И рассказывает предание, что Маhарша его тогда благословил, чтобы тот удостоился иметь своего собственного сына и вырастить его «для Торы, для хупы, для добрых дел» – и его браха сбылась.
- Члены экспедиции С.Ан-ского видели на еврейском кладбище недалеко от могилы раби Шмуэля Эйдельса еще три могилы с очень красивыми мацевами – две из них 1741 года, одна – 1742. Как рассказали им старики, это могилы внуков Маhарша, которых похоронили недалеко от деда.
- Еще одна грань личности Эйдельса – литургическая поэзия. В 1597 г. он написал поэму – траурную молитву в жанре слихот в память о двух братьях из Варшавы, казненных по ложному обвинению. В 1620 г. в Люблине были опубликованы его субботние гимны под названием «Каббалат шабат» («Встреча субботы»).
- Еще одна сторона деятельности, в которой он известен – совместное руководство знаменитым «Ваад арба hа-арцот» («Совет четырех земель») – главным органом еврейского самоуправления (в период с середины XVI ст. до 1764 г.), координирующего внутреннюю жизнь всех еврейских общин Польши и Украины.

- Всем, корпеющим над Гемарой, Маhарша известен, в первую очередь, как комментатор Талмуда. Вот уже более 300 лет невозможно представить себе издание Талмуда без его двух частей обширного комментария: «Хидушей hалахот» и «Хидушей агадот» – заметок по Галахе (еврейскому религиозному закону) и Агаде (повествовательная часть Талмуда). Его комментарий считается третьим по важности после Раши и Тосафот.
- Комментарии Маhарша до сегодня традиционно используются в иешивах для оттачивания мышления учеников: они написаны предельно сжато и лаконично – их адекватное понимание требует от читателя не только полного соучастия и концентрации на изучаемом предмете, но и исключительных интеллектуальных усилий.
- Над своими комментариями Маhарша работал в течении трех десятилетий, они составлялись им по результатам обсуждения соответствующих трактатов с учениками иешивы. Впервые они вышли двумя отдельными книгами еще при его жизни. Но вот уже более 300 лет невозможно представить себе издание Талмуда без его opus magnum – всегда в классических изданиях они набраны в приложении.

- Считается, что тот, кто не понимает комментариев, написанных Маhарша, на самом деле не понимает самих слов Талмуда, к которым эти комментарии относятся. Однако при более углубленном изучении предмета именно комментарии Маhарши помогают распутать узел проблем и разрешить многочисленные противоречия, возникающие при поверхностном изучении.
- Последователи Маhарша утверждают, что у него был уровень пророка, ведь, не достигнув оного, невозможно написать подобную книгу. И косвенным признаком высочайшего духовного уровня, достигнутого Маhарша, служат слова, которыми он часто завершает свои самые виртуозные объяснения: «ве-каль леhавин» — «и это легко понять». В книге это пишется сокращением из трех букв «вк"л» и шутят, что иногда кажется, что он имел в виду «ве-каше ли» («и трудно мне»), т.к. вовсе не легко все это для понимания.
- Баал Шем Тов, основатель хасидизма, очень высоко ценил Эйдельса и высказывался о нем так: «Комментарий Маhарша написан cвятым духом». Он же сказал: «Если бы все в мире знали о его праведности, они бы лизали прах, что на его могиле».
- Религиозные авторитеты высоко ценят комментарии Эйдельса, хотя пользоваться ими непросто: они предназначены для квалифицированного читателя.
- Многие хасидские авторы, особенно раби Нахман из Брацлава, широко использовали «Хидушей агадот» как основу для собственных толкований. Стиль Эйдельса в исследовании талмудических текстов предвосхитил в некоторых чертах направление изучения Талмуда, которое в трудах европейских и американских авторов 20 в. получило название «неокритицизм».
- В своих хидушим Эйдельс имел смелость оспаривать мнение самых авторитетнейших комментаторов – даже о Раши он высказывался, что в таком-то месте тот ошибается в своем толковании.
- Он был хорошо сведущ в математике и Каббале, и в своих сочинениях он в нескольких местах упоминает о сфирот и мудрецах истины. А в комментарии к трактату «Эйрувин» Эйдельс приводит тему гильгулим – перевоплощения душ. Фактически он первый из раввинов не-мистиков цитирует книги Каббалы. Однако он решительно выступал против распространения мистики и изучения тайного учения, особенно молодежью.
- Раби Шмуэль Эйдельс умер в Остроге в возрасте 77 лет в 1631 году (по еврейскому календарю – 5 кислева 5392 г.). В день его йорцайт (годовщину смерти) тысячи паломников приезжают на старое еврейское кладбище Острога, чтобы помолиться на его могиле


- Еврейское кладбище Острога – одно из древнейших в Украине; его территория – шесть гектаров. В 1968 году оно было ликвидировано, на его месте образован парк, а надгробиями мостили дорожки в воинской части и психбольнице. C 90-х гг. стараниями еврейской общины парк был закрыт, качели демонтированы и территория ограждена; часть мацев, которые получили из площадей и улиц Острога, повторно установлены на кладбище. Благодаря усилиям депутата горсовета и активиста местной еврейской общины Григория Аршинова найдено место захоронення Эйдельса, над могилой возведен оhель. Каждый год на его могилу приезжают более 3000 паломников со всего мира. И, что очень важно, территории – бывшему парку, возвращен статус кладбища.

- Синагога Маhарша действовала до прихода советской власти в 1939 году. Во время Второй мировой войны была повреждена только крыша северной пристройки, но здание осталось целым. После войны здесь обустроили склад, западный фасад был разобран, крыша перестроена. В качестве склада здание использовалось до начала 1990-х, а потом стало быстро разрушаться. Активист еврейской общины и депутат горсовета Григорий Аршинов решился на нелегкий проект восстановления здания. В октябре 2016 года началась реставрация синагоги и в ноябре 2018 года к дверям обновленного «малого храма» была прикреплена мезуза.


- Потомком Маhарша по материнской линии является известный хасидский цадик раби Леви-Ицхак из Бердичева – его мать Сара-Сосья вела генеалогию от раби Шмуэля Эйдельса.
- В Остроге есть улица Шмуэля Эйдельса – единственная в Украине и в Европе (в Израиле есть таковая в Тель-Авиве)! Это улица, бывшая Ватутина, примыкающая к синагоге, получила свое новое название недавно в рамках декоммунизации.
Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!
Случайные статьи
Самые интересные статьи про Еврейский мир на почту