Мы продолжаем знакомство с самыми известными еврейскими фотографами мира. Эти 3 девушки навсегда изменили представление о фотографии и оставили яркий след в фотоискусстве.
Легенда испанской революции Маленькая Герда
Германия, 1933 год. Герда Таро, бывшая машинистка возрастом двадцати пяти лет, присоединяется к оппозиции. Не прошло много времени, как за Гердой пришли нацисты. Тогда она надела каблуки и лучшее платье, так и отправилась “при параде” в тюрьму. Ее называли Маленькой Гердой.
Эта героиня испанской войны родилась в еврейской семье иммигрантов Похорилле из Восточной Галиции. Проживали они в Штутгарте, Германия. Когда Герда начала заниматься фотографией, она взяла себе псевдоним Герда Таро.
После того, как ее освободили из нацистской тюрьмы, она сбежала во Францию, где познакомилась с еврейским эмигрантом из Венгрии Андре Фридманом. В это время Андре обучал Герду своей философии в фотографии — съемка изнутри композиции, чтобы зритель мог быть частью сюжета и, соответственно, прочувствовать в более полной мере саму запечатленную ситуацию.
В то время и рождается известный на весь мир американский фотограф Роберт Капа – псевдоним, под которым Герда Таро и Андре Фридман публикуют свои фотографии, но сами называют себя менеджерами некоего американца. До сих пор не утихли споры о том, кто из них сделал легендарный кадр Испанской революции 1936 года “Смерть солдата-лоялиста”.
Испания, 1937 год. Маленькая Герда и Андре Фридман приезжают в Испанию вместе с добровольцами со всего мира. Вскоре работы Роберта Капы появляются на первых страницах европейских изданий. До появления Герды женщины никогда не были на войне в роли фотокорреспондента, хотя еще с XIX века уже были известны женщины-фотографы.
Снимок Герды Таро, 1936.
Весной 1938 года Герда и Андре разъехались по разным концам Испании и именно в тот момент появляются первые самостоятельные работы Герды под именем “Таро”; Андре же оставил за собой псевдоним Роберт Капа.
Тогда же и определяется индивидуальный стиль Маленькой Герды. Ее всегда можно было увидеть в первых рядах на передовой, всегда с фотоаппаратом в руках и револьвером в кобуре.
В Брунете Герда обронила фразу, которая вскоре стала нарицательной и пророческой: “Когда думаешь о том, как много хороших людей, которых мы знали, погибло в одной атаке, кажется несправедливым, что ты до сих пор еще жив”. Может, Герда что-то чувствовала или знала?
В конце июля 1937 года, когда республиканцы отступали из Брунета, танк опрокинул машину, в которой была Герда — стояла на подножке с фотоаппаратом и негативами в руках. Когда медики ее увидели, им стало сразу понятно, что девушку не спасти. Герда через боль открыла глаза, осмотрела присутствующих и спросила: “Где мой фотоаппарат?”. На следующий день она умерла в больница. В Мадриде с ней пришли проститься тысячи, если не десятки тысяч, людей. Многие даже не знали ее имени и лица, но видели фотографии в выпусках журналов и газет.
Ее похоронили в Париже в день ее двадцатисемилетия. Карьера Герды в роли военного фотокорреспондента продолжалась не более одиннадцати месяцев, но за это время она успела стать легендой, примером храбрости, силы и желания изменить мир.
Новатор американской фотографии и первый фотограф на Венецианской биеннале Диана Арбус
Диана появилась на свет в успешной семье Немировых — еврейских эмигрантов из России, чье состояние строилось на трудолюбии отца, который открыл меховой магазин Russek’s на Пятой авеню в Нью-Йорке вскоре после переезда в Соединенные Штаты и тем самым обеспечил беззаботное существование всей своей семье. За исключением Дианы.
Поскольку отец постоянно работал, а мать вела образ жизни светской львицы, дети, а у Дианы был старший брат Говард и младшая сестра Рене, были отданы на воспитание няням. Диана училась в школе этической культуры Fieldston School. В 1941 году, когда ей исполнилось 18 лет, она вышла замуж за друга детства и будущего актера с еврейскими корнями Аллана Арбуса. Через 4 года брака у них родилась дочь Дун, которая стала писателем, еще через 9 лет появились дочь Эми, которая стала фотографом.
Диана с Алланом работали вместе над коммерческой фотографией с 1946 по 1956 годы. Аллан Арбус продолжал поддерживать свою жену даже после того, как она покинула бизнес и стала независимым фотографом.
Для Дианы Нью-Йорк, город, который никогда не спит, где всегда идет борьба, где ежеминутно разворачиваются и заканчиваются сотни драм, историй, расходятся миллионы дорог, стал полноценным полотном для творчества. Ранние работы Арбус окутаны темой больших городов и маленьких людей, где всегда разворачивалось нечто трагическое, странное и необъяснимое.
Один из самых известных снимков Дианы “Мальчик с гранатой” кажется случайным, будто Диана исподтишка сняла мальчика, который играл с пластиковой гранатой. Но история гласит, что Диана потратила практически всю свою пленку и настолько утомила мальчишку, что тот закричал: “Снимай уже!” и именно в тот момент Диана нажала на затвор фотоаппарата. Шла война во Вьетнаме, и образ мальчика, играющего с пластиковой гранатой посреди столицы мира была как нельзя кстати. Эта фотография о насилии, нетерпении, войне и истерии.
“Случайное” в работах Дианы Арбус совершенно не случайное. Она была тонким психологом своего города, ее привлекали маргиналы: циркачи, карлики, стриптизеры, гомосексуалисты, наркоманы, бедные художники и все те, кто не вписывался в образ горожанина, завуалированные рекламными огнями и нескончаемым карнавалом.
Творческое наследие Дианы Арбус, ее стиль и взгляд на город и людей можно легко прочувствовать в “Портфолио из десяти фотографий”. Это подборка работ, которые Диана отобрала среди тысяч и тысяч снимков, отснятых за всю карьеру.
Работа “Близнецы”, которая входит в “Портфолио из десяти фотографий” представляет из себя снимок двух девочек-близняшек, которые стоят рядом в одинаковых платьях. Одна из них улыбается, вторая хмурится. Именно этот образ Стенли Кубрик использовал в своем культовом фильме “Сияние”.
Еще одна знаковая работа из этой серии - “Парень в соломенной шляпе с флагом на антивоенном параде”. Молодой парнишка в соломенной шляпе, слегка улыбается, одет не по моде, старается выглядеть старше. Кажется, что это просто уличный портрет, пока не всматриваешься в надписи на значках “Боже храни Америку”, “Поддержим наших ребят во Вьетнаме”
Эти детали сразу становятся якорем на фотографии, которая делает работу шедевром. Мальчику кажется, что он выглядит взрослым и уверенным, способным повлиять на судьбу страны и расклад политических игр. Однако достаточно взглянуть на молодое лицо с оттопыренными ушами и становится ясно — схватку между “быть” и “казаться” мальчик проигрывает.
Диана Арбус стала первым фотографом, чьи работы были представлены на Венецианской биеннале, где ее фотографии были большой частью американского павильона. И если к Арбус и могли относиться скептически, то при виде “живьем” ее работ все скептические настроения развеивались.
Диану называли “фотографом уродцев” за то, что она старалась и, возможно, правда видела красоту там, куда не пробивается свет прожекторов Голливуда, открывая завесу настоящей жизни города со всеми страхами, уродствами, неидеальностями и отрешенностью.
Самый узнаваемый в мире фотограф-портретист Энни Лейбовиц
Энни всю жизнь смотрела на мир через рамку. Сначала через окно автомобиля, когда ее семья, во главе с отцом Сэмюэлем Лейбовиц, старшим офицером ВВС США, переезжала по стране из-за службы, а потом сквозь призму фотоаппарата. Энни была третьим из шести детей в еврейской семье Лейбовиц. Ее предки были румынскими евреями, а семья Лейбовиц уже в третьем поколении проживала в Соединенных Штатах. Мать Энни была учителем румыно-еврейских танцев, а отец, как уже упоминалось выше, военным.
Энни Лейбовиц изучала искусство в Институте искусств Сан-Франциско и хотела стать преподавателем, но судьба сложилась не совсем так, как предполагалось. Во время обучения Энни провела свою первую выставку фотографий и вскоре перешла в класс изучения фотографии. Ее вдохновляли работы американца с еврейскими корнями Роберта Франка и французского фотографа Анри Картье-Брессона. Несколько месяцев Энни провела в кибуце Амира, Израиль, где продолжала набивать руку на фотосъемке.
По возвращению в Соединенные Штаты Энни начала работать штатным фотографом в американском журнале, который специализировался на современной культуре, Rolling Stone. спустя три года работы в журнале один из генеральных директоров Ян Веннер назвал Энни Лейбовиц одним из самых важных фотографов издательства. В журнале Энни провела десять лет, а ее фотографии помогли определить имидж журнала.
Также Энни сопровождала группу Rolling Stones во время тура по Северной и Южной Америке “Tour of the Americas '75” в 1975 году. Лучшей фотографией за это время она считала фотографию солиста Мика Джаггера в лифте.
8 декабря 1980 года по запросу издательства Rolling Stone Энни провела фотосессию для Джонна Леннона. Сначала Энни хотела сделать снимок, который был бы похож на обложку пятого альбома Джона Леннона и Йоко Оно “Double Fantasy”, где пара нежно целуется. Энни заставила Джона полностью раздеться и свернуться “калачиком” рядом с Йоко. Так и получился один из самых известных снимков легендарной пары. Съемка проходила 8 декабря 1980 года и стала последней в жизни великого музыканта. Через несколько часов в Джонна Леннона выстрелит Марк Чепмен...
Не менее известный снимок Леонардо ДиКаприо был сделан Энни в 1997, незадолго до выхода фильма “Титаник”, благодаря которому ДиКаприо стал похитителем сердец и фантазией тысяч девочек-подростков.
Также Энни сделала известный снимок Вупи Голдберг, вдохновленная стендапом, где Голдберг рассказывала, как в детстве мечтала изменить цвет кожи отбеливателем.
В 1991 году Энни Лейбовиц сделала первую фотографию обнаженной знаменитости на седьмом месяце беременности. Деми Мур снялась для обложки журнала, прикрывая лишь часть тела. Характера фотографии добавляет дерзкий взгляд актрисы, который как бы вопрошает: “Ну и что вы сделаете?”
Также в 2015 году на обложке журнала появилась фотография Кэйтлин Дженнер — в прошлом довольно успешного легкоатлета Брюса Дженнера, который всю жизнь мечтал стать женщиной. И стал.
В 1990-х годах Энни Лейбовиц снимала в Сараево балканскую войну. Хроника, которую она создала, показывала все ужасы войны.
В начале 2000-х Лейбовиц завершила свою карьеру в Vanity Fair, однако все еще продолжала снимать портреты, но уже в более спокойном стиле.
В это время же Лейбовиц была удостоена премии принца Астурийского в 2013 году, после чего ей предложили сделать выставку в Национальной галерее Лондона, где до этого времени выставлялись только художники, а фотографы — никогда.
Смелые решения давались Энни не только в работе. В 51 год она родил первую дочь Сару. Позже решилась на продолжение, и суррогатная мать выносила двух близняшек, Сэмюэля и Сьюезн.
Сейчас у Лейбовиц все такая же насыщенная съемками жизнь. Даже несмотря на трудное финансовое положение, она продолжает находить вдохновение и смысл для того, чтобы ей наслаждаться.