Совсем скоро наступает праздник Песах, и мы предлагаем вам краткие факты для быстрого повторения, что это за праздник и каковы его законы.
- Название нашего весеннего праздника – Песах. В переводе с иврита это слово обозначает буквально «перепрыгнул», «перескочил». Имеется в виду, что Всевышний «пасах» – «перепрыгнул» дома евреев, когда наказывал Египет во время десятой казни (см. Шмот, 12:23–27). Как мы помним, знаком того, что дом надо обойти, была кровь на косяке двери от ягненка, которого было приказано принести в жертву. Словом «Песах» в Торе и называется это жертвоприношение – и именно в честь этого жертвоприношения и назван сам праздник.
- Праздник имеет еще следующие названия, каждое из которых отражает свою особенную грань понимания его сущности: «Песах», «Хаг а-Херут» (праздник свободы), «Хаг а-Авив» (праздник весны), «Хаг а-Мацот» (праздник опресноков).
- На весь период праздника (в Израиле – 7, а в диаспоре – 8 дней) запрещено кушать «хамец» – это производные продукты из одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы, мука которых была в контакте с водой более 18 минут. Примеры хамеца: хлеб, булочки, макароны, водка, пиво, печенье.
- Запрет на хамец насколько тотален, что его запрещено не только есть, но и держать в своем владении. Поэтому за неделю-две до праздника начинают основательную уборку дома, накануне Песаха делают специальную церемонию поиска хамец и аннулирование его, а также отказ от любого хамеца, который не нашли.
- Есть опция продажи хамеца нееврею (для него нет запрета на хамец в Песах) на период праздника, если весь ваш хамец невозможно или жалко уничтожить (вдруг у вас макаронная фабрика или коллекция виски); после праздника сделка аннулируется и хамец вновь ваш. Это не фикция, а настоящая сделка, за деталями – к раввину.
- Ежегодно накануне Песаха Главный раввинат Израиля оформляет сделку продажи всего хамеца государства Израиль нееврею. В последние двадцать с лишним лет это Хуссейн Джабар – 54-летний араб из Абу-Гоша (деревня под Иерусалимом, которая славилась своей лояльностью к евреям еще со времен Войны за Независимость). Сумма сделки – около 140 млрд долларов.
- Так как считается, что посуда, которой пользовались целый год впитала хамец, то перед Песахом ее кашеруют или покупают новую. На время праздника покупают и готовят только кошерные на Песах блюда. Из мучных изделий дозволена только маца – пресный хлеб, испеченный до того времени, как тесто смогло б закваситься.
- У ашкеназов есть традиция воздерживаться от употребления в пищу «китнийот» – под этим собирательным термином подразумеваются рис, гречка, бобовые – горох, фасоль, соя; кукуруза, семечки, кунжут, мак, а также конопля, лён, горчица и арахис.
- Месяц назад мы праздновали Пурим. Если вы не помните, что пуримское чудо хронологически произошло во время праздника Песах, то вы удачно выполнили заповедь «ад дела яда». Именно на первые дни Песаха пришелся пост Эстер и всего еврейского народа, и во второй день Песаха Эстер устроила свой знаменитый пир, после которого Аман был повешен.

- Ночь праздника Песах имеет свое особое название – «лейл а-Седер», когда устраивают «Седер» (с иврита – «порядок») – ритуальную семейную трапезу, которая проходит по определенному порядку, своего рода сценарию, сопровождаемая особыми действиями и рассказом об Исходе из Египта. На столе должна стоять «кеара» – особое пасхальное блюдо с атрибутами Седера и маца – символ рабства и одновременно свободы. В Эрец-Исраэль делают один седер, в диаспоре – два, в первый и второй дни праздника.
- Сама идея Седера основана на библейских стихах из книги Шмот, напр.: «И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того, что сделал со мною Господь при выходе моем из Египта» (Шмот,13:8). Цель Седера – не столько воспоминание, сколько переживание Исхода из рабства на свободу. Заповеди Седера – рассказывать об Исходе, выпить четыре бокала вина или виноградного сока, кушать мацу (пресный хлеб) и горькую зелень.
- Пасхальная Агада – собственно и есть описание того порядка, по которому должен проходить Седер, она вмещает в себя сборник молитв, благословений, толкований Библии и литургических произведений, связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах. Слово Агада (более правильно в данном случае – «hагада») можно перевести как рассказ, повествование – от слов «И расскажешь («ве-hигадта») ты своему сыну» (Шмот, 13:8). Это книга, на которую существует больше всего комментариев, т.к. сказано, что тот кто «умножает рассказ об Исходе – достоин похвалы». Сам порядок седера из 15 шагов-этапов, сложился приблизительно в XV в. в Южной Франции, а затем распространился по всему миру. Это один из вариантов порядка ритуальной трапезы, но именно он стал общепринятым.
- Четыре бокала вина, которые предписано выпить в Седер символизируют «арба лешонот Геула» – четыре обещания свободы, данные Всевышним еврейскому народу: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» (Шмот, 6:6,7).
- Есть еще и пятая фраза: «И введу вас в эту землю…». Мудрецы не пришли к единому мнению, надо ли пить пятый бокал, поэтому мы его наливаем, но не пьем. Этот пятый «сомнительный» бокал называется «кос Элиягу» («бокал пророка Элиягу»), который воззвестит нам о пришествии Мошиаха и разрешит все трудности и проблемы.
- В знак того, что все мы сегодня свободные люди, каждый из четырёх бокалов пьют, и едят мацу наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку – эта поза копирует позу свободных людей античного времени, когда и создавался ритуал Седер Песах.
- В завершение Седера мы едим «афикоман» (от греч.: десерт) – кусочек мацы, отломанной в самом начале Седер Песах. Согласно словам в Песахим 119-б, афикоман является заменой пасхальной жертвы, мясо которой было последним, что съедалось в ходе пасхальной трапезы во время существования Храма. Талмуд говорит, что после афикомана запрещено есть любую другую пищу, чтобы вкус мацы остался на устах.
- «В следующем году – в Иерусалиме!» – такими традиционными словами заканчивается Седер а также молитвы Йом-Кипура. В советское время за эту, сказанную публично фразу, можно было иметь кучу неприятностей.
- Массовую эмиграцию из СССР в 90-х гг. ХХ ст. очень часто сравнивают с Исходом из Египта. И небезосновательно: интересно, что гематрии (числовые значения) слов Мицраим (иврит: Египет) и СССР равны. Хотите – проверьте.
Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!
Случайные статьи
Самые интересные статьи про Еврейский мир на почту