В этом году во второй день месяца нисан исполняется 100 лет со дня смерти Пятого Любавического Ребе, рабби Шолом-Дов-Бера Шнеерсона, или как он более известен – Ребе Рашаб. В этот день, в 1920 году душа великого человека, знатока Торы и хасидского духовного наследия покинула наш материальный мир.

Ребе Рашаб возглавил еврейский народ в очень непростое время, ведя жесткую бескомпромиссную борьбу с ассимиляцией и попытками отлучить евреев веры предков. Он ревностно защищал свой народ от антисемитизма российских, а затем и советских властей.
Будущий Ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон родился 20 хешвана в 1860 г., в местечке Любавичи (ныне городок на российско-белорусской границе) у четвертого Любавического Ребе раби Шмуэля (Маараш) и ребецн Ривки.
Уже с 14 лет он начал помогать отцу и заниматься общественной деятельностью. В 22 года он стал пятым Любавическим Ребе, преемником своего отца. В 1895 году он стал главным организатором съезда еврейских общественных и религиозных деятелей в Ковно (Каунасе). Он прилагал много усилий, чтобы улучшить положения евреев черты оседлости в Российской империи. В 1910 году был членом VI раввинской комиссии в Петербурге, где также пытался помочь своим собратьям. Им опубликованы десятки философских книг на богословские темы с позиций хасидского учения. Он особо опекался грузинскими евреями, посылая к ним в общины знающих раввинов и распространяя идеи хасидизма.
Еще одно новшество, учрежденное Ребе Рашабом и развитое последующими ребе – это институт посланничества – шлихим. Посланник Ребе – шалиах – действует от имени Ребе и по его указанию в городе или стране по тому направлению деятельности, которое нуждается в контроле в данный момент в данном месте.
В 1897 году Ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон основал в Любавичах, в первой резиденции Любавических ребе иешиву «Томхей Тмимим» («Опора чистых сердцем») – главную хабадскую иешиву всех времен, ее отделения сейчас существуют в разных отдаленных уголках мира.
Создание иешивы «Томхей Тмимим» – одно из важнейших дел Ребе Рашаба. Название будущему оплоту веры Ребе выбрал сам – это слова из стихов перед гакафот в Симхат Тора, когда танцуют со свитками Торы в руках. В числе прочего, там говорится: «Томех тмимим ойшиа но» — «Боже, укрепляющий искренних, помоги нам!». И Ребе добавил, что обучающиеся там помогут всему Израилю.
В этой иешиве упор делался на воспитание. Согласно философии Хабада, активизм и иудаизм идут рука об руку. Каждый человек обязан активно участвовать в делах своей общины. Ребе Рашаб учил молодежь осознавать себя через изучение хасидизма. Своей бескомпромиссной позицией «Томхей Тмимим» обеспечивал фундамент для этого.
Это была первая «хасидская» иешива, где наряду с изучением Талмуда и Галахи постигали мудрость хасидского учения. Создание подобной иешивы было одним из ответов Ребе Рашаба на светское сионистское движение, противником которого он был. Он считал, что сионизм (который в то время слыл неким бунтарским молодежным движением, отвергавшим религиозные догмы) подменяет традиционные еврейские религиозные ценности. Дать молодежи ответ в духе Торы – вот была цель Ребе Рашаба.
В 1915 году, во второй год Первой Мировой войны, юдофобски настроенные военные власти начали насильно выселять евреев из прифронтовых областей вглубь страны. Эта мера, никак не связанная с реальными военными соображениями, была предпринята из-за того, потому что генералам казалось, что евреи местечек прифронтовой зоны – это немецкие шпионы, вот ведь даже языки у них похожи… Сотни тысяч евреев стали жертвами этого безрассудного решения – в том числе и жители Любавичей, и среди них – семья Ребе Шнеерсона. Так пятый Любавический Ребе Шолом-Довбер Шнеерсон и его семья, а также ученики и последователи очутились в городе Ростов-на-Дону.
Именно сюда, разлученный со своими родными Любавичами, бывшими столицей ХаБаДа на протяжении ста двух лет, но окруженный верными хасидами, Пятый Любавический Ребе перенес центр Любавического хасидизма.
В Ростове он встретил весть о свержении монархии, а затем о том, что пало и демократическое Временное правительство, большевики разогнали Учредительное Собрание, развязали террор и гражданскую войну.
Предстояло действовать в условиях нового порядка, новой власти. Рассказывают, – и эта история показывает отношение Пятого Ребе к большевикам и «красным» властям советов – весной 1920 года, когда Ростов уже был занят большевиками, Ребе Рашаб выглянул в окно, посмотреть что за шум на улице. По мостовой шагала демонстрация трудящихся с лозунгами расквитаться с врагами новой власти. Грустно посмотрев на это, Ребе сказал: «Нет, я с этими на одном свете не уживусь»…
Дом Ребе стал местом, где можно было по-настоящему отпраздновать субботу и праздники, поучаствовать в фарбренгене, получить жизненный совет. Не раз к нему приходили комиссары в кожаных пальто с револьверами, но он просто не обращал на них внимания. Ясно, что и хасиды и родные волновались за него – и супруга и сын – будущий его приемник, Шестой Ребе Раяц – Йосеф-Ицхок Шнеерсон, правая его рука по всем вопросам.

На исходе субботы недельной главы «Ваикра», в наступившее 2 нисана 1920 года, Ребе Рашаб отдал свою душу Создателю. В похоронах участвовали все евреи Ростова. Его похоронили на Старом кладбище. В 1938 году стало известно о намерении властей застроить кладбище домами, и верные его памяти хасиды тайно перенесли тело Ребе на Новое кладбище. Очевидцы рассказывали, что тело было нетленное. Так же, в тайне, его перезахоронили в юго-восточном углу, специально не отметив место, чтобы уберечь тело праведника от осквернения коммунистами. Эта же предосторожность спасла могилу Ребе Рашаба в период оккупации Ростова нацистами. Долгое время могила оставалась безымянной. Лишь в 1990-х годах захоронение было найдено благодаря свидетельствам очевидцев и над могилой был возведен огель, установлена мраморная мацева.
Помолиться на месте упокоения Ребе Рашаба приезжают евреи со всего мира, и его могила всегда белая от устеленных на ней записок.