После грустного и траурного Девятого Ава наступает веселый праздник Ту бе-Ав – Пятнадцатое Ава. Впрочем, веселым и важным он был в далекой древности, и то, что мы имеем от него сегодня – слабые отголоски былого его значения для еврейского народа в Эрец Исраэль. Предлагаем нашим читателям подборку интересных фактов об этом дне.
- Очень часто можно прочитать, что 15 Ава – еврейский День любви, и у многих возникает ассоциация с Днем всех влюбленных, он же День Валентина, знакомый нам в западной культуре. Но это вовсе не так.
- Как полагают ученые, день 15 Ава стал праздничным в эпоху Второго Иерусалимского Храма – именно в этот день приносили последнюю партию дров для нужд священнического богослужения, т.е. завершалась их заготовка (Мишна Таанит, 4:5). Иосиф Флавий, например, в своей книге «Иудейская война» упоминает этот день как «праздник ношения дров».
- В принципе, заготовка дров для Храма, если судить по Мишне, было уделом мужчин, однако 15 Ава стало именно женским праздником. Дело в том, что как-раз в этот день народного веселья (как раз ведь сезон сбора винограда), незамужние девушки, «дочери иерусалимские», выходили в виноградники и танцевали перед юношами. Так образовывались новые брачные пары. Причем девушки одевали белые одеяния, которые были одолжены, чтобы «не вводить в смущение тех, у кого их нет». И именно этому посвящено выражение мудрецов Мишны, гласящее, что «…не было у Израиля более великих праздников, подобных пятнадцатому Ава и Йом Кипуру» (Мишна Таанит, 4:8).
- О причине установления праздника существует несколько версий мнений. В этот день произошли и другие важные для народа события, и каждое могло бы быть отдельной причиной для праздника и веселья. Например, 15 Ава прекратилась смерть поколения Исхода (из-за греха разведчиков и неготовности народа к завоеванию Эрец-Исраэль). Также были сняты ограничения на браки между коленами (оно было установлено, чтобы закрепить землю за каждым из колен).
- Еще причины: колену Биньямина было разрешено воссоединиться с остальными. Оно было «отлучено» из-за их недостойного поведения в инциденте с «наложницей в Гиве». Плюс царь Гошеа разрешил жителям Северного Израильского Царства проходить в Южное для паломничества в Иерусалим (это случилось спустя 200 лет после установления такого запрета мятежным Иеровоамом бен Наватом).
- В этот день были похоронены тела защитников г. Бейтар – последнего оплота восстания Бар-Кохбы – это случилось лишь через 15 лет после падения крепости. Римляне жестоко расправились с живыми и не давали евреям предать земле трупы погибших. Как гласит легенда, император Адриан велел разбить виноградник, а ограду для него соорудить из тел убитых повстанцев. В память о достойном захоронении героев было даже добавлено отдельное благословение в молитву после еды «Биркат а-мазон».
- Бейтар пал, согласно нашим источникам – 9 Ава, похороны погибших – 15 Ава. Таким образом, связываются воедино эти две главные даты месяца. Но эта связь есть и в других объяснениях. Так, если 9 Ава произошла катастрофа, причиной которой была «синат хинам» – беспричинная ненависть евреев друг к другу, то события 15 Ава говорят о любви и единстве; «синат хинам» можно побороть только «агават хинам» – беспричинной любовью к каждому представителю еврейского народа, без каких-либо условий. Можно сказать, что Ту бе-Ав – это «тикун», (в терминах Каббалы – «исправление») трагической даты Девятого Ава. Любовь приводит к единству еврейского народа.
- Есть мнение, что день 15 Ава, которое выпадает на полнолуние месяца Ав – месяца национальной трагедии и катастрофы, он, в корне своем, является праздником грядущего Освобождения (вспомните, например, мидраш, что 9 Ава родится Мошиах), а значит, пока что неизведанным для нас на сегодняшний день.
- Существуют специальные чудесные средства – «сгулот», связанные с 15 Ава. Так как это день, связанный с понятием «пара», то в этот день следует усердно молится о нахождении достойной пары, за удачный шидух. Те кто уже замужем – за мир и гармонию в семье. Также, Талмуд говорит нам, что после Ту бе-Ав дни начинают уменьшаться, а ночи удлиняться. Есть опасение, что т.к. темнеть начинает уже раньше, то люди станут меньше учить Тору. Поэтому принято прибавлять время для этой заповеди («лимуд Тора»). В еврейской традиции Тора сравнивается с жизнью, поэтому тот, кто прибавляет время для изучения святой Торы – прибавляет себе жизнь.
- Согласно учению Каббалы, в 15 день месяца Ав соединяются верхний и нижний духовные миры, это благоприятный день для любых важных хороших начинаний. И хоть он и не отмечен в календаре красным цветом как праздник, следует его сделать таким для себя и выделить среди будней.
Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!
Случайные статьи
Самые интересные статьи про Еврейский мир на почту