Ещё во времена Храма у евреев в праздник Суккот появился один интересный обычай. Согласно Торе, евреям было заповедано все семь дней праздника брать четыре вида растений. Ни о каком торжественном шествии Тора не упоминает, хотя существует предание, приписываемое самому Моше, согласно которому священники (коганим) обставляли жертвенник, расположенный на Храмовом дворе, длинными ветками ивы, которые своей величиной доставали до вершины этого жертвенника. Наутро эти же священники уже с пальмовыми ветками в руках обходили этот жертвенник по круг один раз, причём против часовой стрелки. Разумеется, данное шествие не должно было проходить молча. Поэтому, обходя вокруг жертвенника, евреи произносили разные гимны и славословия, тряся при этом поставленными вокруг жертвенника ветками ивы. Вне Храма евреи совершали с теми же ветками те же самые действия, но это они совершали либо у себя в домах, либо в появившихся в то время домах собрания – синагогах. Всё это торжественное шествие имело своей целью призвать дождь в наступающем году, т.к. именно от дождя зависело урожайность полей Земли Израиля. На седьмой день праздника Суккот евреи обходили вокруг жертвенника не один, а целых семь раз. Здесь наблюдается и мистическая связь между геометрической фигурой круга и появлением осадков, что играло в те времена немаловажную роль, и элемент цифры семь, как цикличности одного большого процесса, и всё это на фоне праздника, когда огромное число иудейских паломников со всех концов известного тогда мира стекалось в Иерусалим. Одним словом, евреи уже тогда понимали силу этого обычая.
При обходе вокруг жертвенника евреи произносили фразу из книги Псалмов (Тегилим), а точнее отрывок из главы 118. Это фраза «Господи ответь нам, спаси нас, ответь нам и пошли нам успех» Сокращённо она называлась «Гоша» - «спаси»; «На» - «пожалуйста». С этой фразой они обращались к Вс-шнему как к царю с просьбой о ниспослании благодатного и урожайного года.
Еврейские мудрецы времён Храма и после его разрушения ввели обычай совершать подобные обхождения со всеми четырьмя видами растений, которые необходимо приобретать на праздник Суккот. В литературе мидрашей уже появляется разные название относительно седьмого последнего дня Суккот, когда нужно было обходить семь раз вместо одного, и который уже тогда для всех евреев стал выделяться в особый день не только праздника, но и всего года. Например, Ваикра Раба называет этот день «днём Гошана», а в мидраше Тегилим и в известном мидраше «Ялкут Шимони» уже упоминается его современное название «Гошана Раба», что означает «Большое Гошана».
Этот красивейший с точки зрения еврейского единения и просто эстетки обычай вошёл в повседневную еврейскую жизнь после разрушения Храма в качестве «обычая пророков». Евреи совершают его в праздник Суккот ежедневно, обходя вокруг бимы (помоста для чтения Торы в синагоге) один круг, а в праздник Гошана Раба его совершают, как было и в самом Храме, семь кругов. Обычай с ветками ивы сохранился исключительно в праздник Гошана Раба, когда, совершив все необходимые семь кругов, евреи брали пять веток ивы и били их о пол синагоги, а затем, закидывая их на ковчег, где хранились свитки Торы, произносили особые молитвы об изгнании сил зла. У евреев Германии в Гошана Раба существовал обычай разбиваться по три и обходить биму большими шагами.
В Храме этот день назывался хибут аравот — «днем стряхивания листьев с ветвей ивы» и такой обычай сохранился до сих пор: в день Ѓошана раба берут пять веточек ивы, складывают их вместе и хлещут связкой веток об пол, стряхивая листья.
Ѓошана раба – последний день, когда исполняются заповеди о сукке и о «четырех видах растений». Он назван так потому, что в этот день читают несколько ѓошанот, а свиток Торы, лежащий на возвышении в центре синагоги, обходят не один раз, а семь!
Обходить биму надо против часовой стрелки. Однако, согласно мнению Расага и Гаи Гаона, именно первый обход должен быть против часовой стрелки, а вот уже второй – следует сделать в обратную сторону, третью снова по часовой стрелке и так далее. Один из первых кодификаторов еврейского права «Тур» сообщал только об одном обходе, хотя согласно мнениям р. Авраама бен Натана и р. Ицхака ибн Джиата обход должен быть двукратным. Шульхан Арух говорит об одном круге.
Относительно Гошана Раба мнения всех мудрецов одинаково: кругов должно быть семь. Однако, как уже говорилось, согласно мнению Гаи Гаона три первых круга должны быть против часовой стрелки, три последующих идут по часовой стрелки, а последний круг снова против часовой стрелке. Йосэф Каро в своём Шулхан Арухе постановил, чтобы все круги совершались против часовой стрелки.
При обхождении, как уже упоминалось, евреи произносили разные гимны и отрывки. Они называются «пиютим». Эти пиютим представляют из себя поэтические произведения, составленные акростихом по буквам еврейского алфавита или по буквам имени составившего их автора. Авторство большинства пиютим приписывается известному средневековому поэту Э.Калиру. В них заложено очень много мистического смысла, который касается и соответствующего дня праздника, и положения всего еврейского народа в целом.
Существует три основных обычая произнесения подобных Гошанот:
1) Порядок, который базируется на традиции, взятой ещё со времён существования Храма. Это ашкеназская традиция, а также обычаи итальянских и румынских евреев. Разница исключительно в порядке произнесения этих пиютим. Например, в итальянских общинах обычай Гошанот появился значительно позднее, чем в других общинах, и не выделялся в особое действо.
2) Обычай сидура Расага, который приписывается пиютим, составленными евреями в древнем Вавилоне. Он сохранился в сборнике йеменских евреев Тахалель
3) Сефардская традиция. Она комбинирует вышеупомянутый сидур Расага и пиюты испанского поэта р. Иосифа Ибн Абитура.
Согласно сидуру Расага Гошанот произносили после молитвы Галель с выносом свитка Торы. Однако один из кодификаторов еврейского права Тур считает, что подобное шествие нужно проводить после чтения Торы, чтобы вторично не выносить свиток из ковчега. Амрам Гаон и Абударгам считают, что Гошанот совершаются после повторения молитвы Шмонэ-Эсрэ хазаном. Такой обычай когда-то бытовал и у испанских евреев.
С развитием Кабалы Ари снова распространился обычай произносить Гошанот сразу после чтения молитвы Галель. Даже завершающий праздничную молитву Галель полный Кадиш следует произносить именно по окончании шествия Гошанот, что создаёт в праздничной литургии некое единение основной повседневной молитвы Шмонэ-Эсрэ, праздничной торжественной молитвы Галель и мистического шествия Гошанот. Следует добавить, что согласно некоторым обычаям люди воздерживались от приёма пищи именно до совершения Гошанот, что, разумеется, ещё больше придавало смысл этому необычному шествию.
Каббалистическая книга «Зоѓар» говорит, что в последний день праздника Суккот, в день, который называется Ѓошана раба, выносится приговор всему живому — растениям, животным и т.д., а приговор окончательно скрепляется печатью на рассвете Шмини-Ацерет. Именно поэтому во многих общинах существует традиция — в ночь, накануне Ѓошана-раба, прочитывать пятую Книгу Торы, книгу «Дварим», где повторяются изложенное в предыдущих четырех книгах Торы (и таким образом как бы прочитывается вся Тора), после чего читают книгу Теѓилим, а затем вновь едят яблоко с медом.
Кроме того, в полдень Ѓошана раба принято устраивать праздничную трапезу, во время которой, как и накануне Йом-Кипура кушают пельмени-креплах.