Среди талантливых евреев, которые внесли действительно большой вклад в науку, литературу и кинематограф, есть и великие художники, работы которых признаны гениальными и ценными во всем мире. Жизненный путь любого художника не прост, а путь еврея художника тем более. Но на всех этапах исторического развития искусства прослеживается оставленный ими художественный посыл. Художники-евреи, как профессионалы, прошедшие соответствующую школу, появились лишь с середины ХІХ века. Причина этого – запреты Торы, которые подавляли тягу к рисованию большинства иудеев, занимавшихся резьбой по дереву, создающих потрясающие витражи. Но портреты аристократии, пасторальные сцены и, конечно же, портреты в стиле «ню» просто не могли быть позволены.
Достаточная степень ассимиляции и ухода некоторых еврейских семей от жестких традиций иудаизма привело к возникновению целой волны еврейских художников в конце ХІХ-начале ХХ столетия. Они высказывались на «языке» местном, формальном, в той форме, которая была присуща народу, в котором они жили. Но неизбежно, ввиду действительно мощного таланта, евреи-художники выражали свою личность, проявляя этнокультурную специфику.
Юдель Моисеевич Пэн
Первопроходцем и основоположником современного еврейского художественного мастерства по праву считается Юдель Моисеевич Пэн (1854-1937 гг.) – талантливый педагог и видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века.
Он родился в еврейской семье бедного ремесленника в местечке Ново-Александровске, Ковенской губернии (сейчас г. Зарасай, Литва). Его детство прошло в бедности и лишениях. Ему было всего четыре года, когда умер отец. Он закончил хедер и поступил в школу при синагоге, где и пробудилась его страсть к рисованию. Юдель изображал своих друзей и, в особенности, ребе - в минуты покоя, умиротворенности или гнева на своих нерадивых учеников. Его рисунки были пропитаны точным юмором, иногда с изрядной долей сарказма, за что будущий художник бывал нещадно бит палкой по рукам. Из-за неблагополучного финансового состояния, Пэн был вынужден в течение восьми лет работать подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия), что укрепило его стремление стать художником. Здесь мальчик рисовал вывески, окрашивал внутренние и наружные стены домов, а в свободное время увлекался рисованием, делал зарисовки бытовых сцен.
Однажды, по желанию хозяина нужно было декоративно оживить, украсить холл. Молодой ученик решил к прочим деталям прибавить нарисованные поручни к лестнице; что и было сделано с максимальной жизненной достоверностью. Принимавший работу хозяин, взявшись за поручни, естественно, потерял равновесие. Тем не менее, ученика не наказал, а, уверовав в его бесспорные способности, выдал гонорар в размере 25 рублей. По тем временам, сумму довольно значительную.
В 1880 году Пэн поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у таких известных мастеров кисти как Павел Петрович Чистяков и Николай Акимович Лаверецкий. По окончании Академии Юдель жил в Двинске и Риге, где и познакомился с бароном Корфом и его семьей. Именно благодаря этому знакомству с бароном и его протекции, Пэн смог реализовать себя как художника и преподавателя живописи, а также познакомился с такими видными деятелями искусства как Репин, Клевер и другие. В 1897 г. художник переехал в Витебск и спустя год открыл там частную Школу рисования и живописи - первое на территории Беларуси еврейское художественное училище. С этого времени и начинается его активная и достаточно продуктивная творческая жизнь. Им были созданы сотни картин, портретов, этюдов, эскизов из жизни местечковых евреев.
Портреты и картины Пэна воскрешают перед нами давно ушедшие из жизни типы и характеры ремесленников: часовщиков, портных, сапожников. Хорошее знание жизни ремесленников, среди которых Пэн прожил свою жизнь, дало ему возможность правдиво, с большой глубиной отразить труд и жизнь мастеровых, показать их в конкретной рабочей обстановке, глубоко и проникновенно раскрыть их духовный мир, их сокровенные мечты, их печали и радости.
Он стал действительно хорошим педагогом и открыл миру талант Марка Шагала, Реймонда Брайнина, Лазаря Лисицкого, Ильи Мазеля, Оскара Мещанинова, Ефима Минина, Осипа Цадкина. Ученики Пэна с теплотой вспоминают о своем учителе: «Когда мы учились у него, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем - и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковый сахар, масло, творог. И еще селедку «шотландку».
В 1927 г. Пэну было присуждено звание Заслуженного еврейского художника, а после смерти в Витебске была создана его картинная галерея. Сейчас работы Пэна хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Марк Шагал
Его самый именитый ученик - Марк Шагал стал одним из первых, прославившихся на весь мир, евреем, который занимался изобразительным искусством, он был и остается иконой живописи и признанным гением. Его творчество оказало очень большое влияние на стили изобразительного искусства того времени, но также продолжает влиять на мастеров современности.
Он родился 6 июля 1887 года в простой еврейской семье и получил имя Мойша Сегал. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но Юдель Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно, ввиду тяжелого финансового состояния семьи Сегала. В 1907 году, с 27 рублями в кармане, Мойша Сегал отправился в российскую столицу Санкт-Петербург, где дискриминационная политика в отношении еврейского народа была гораздо жестче, и будущий художник часто прибегал к помощи со стороны влиятельных евреев. Жил он бедно, очень ограничено в средствах, однако все тяготы не имели большого значения для молодого художника, попавшего в водоворот художественной жизни столицы на стыке двух революций. К тому же в 1909 году судьба свела его с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира, которая стала любовью и музой всей его жизни.
В 1910 году подающего большие надежды художника берет под свое покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Сегала стипендией и возможностью уехать в Париж для продолжения обучения. Именно во Франции Мойша Сегал берет свой, в будущем известный на весь мир, псевдоним Марк Шагал, просто изменив свое имя на французский манер. В Париже художник успешно учился, посещал выставки и экспозиции Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе. Чуть позже он открыл мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников под названием «Ла Рюш». А в 1914 году Марк принял участие в выставке в Берлине, где его работы начали пользоваться популярностью и признанием критиков. В этот период он создал свои лучшие полотна: «Посвящается Аполлинеру», «Скрипач» и «Париж из окна».
Жизнь Марка Шагала была сложной, он пережил две войны, гонения со стороны властей и дискриминацию по национальному признаку, его жена умерла достаточно рано, оставив художника в депрессии и «полной тьме». Художник был совершенно оглушен настигшим его горем и только спустя девять месяцев он смог взять в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: "Свадебные огни" и " Вокруг нее".
Вообще любовь Марка к жене сопровождает его творчество все время. Самые сильные и самые захватывающие его работы были написаны благодаря ее влиянию. И несмотря на то, что у него было еще две жены после смерти Беллы, всю жизнь музой Шагала оставалась именно первая жена и художник всегда говорил о ней, как о живой.
Исидор Кауфман
Представителем жанровой живописи, в своих картинах изображавшим сцены из еврейской жизни, был еврейский художник Исидор Кауфман(1853-1921гг.), чье творчество было посвящено быту и особенностям хасидской жизни его родных мест и его времени.
Попытки учится живописи он предпринимал неоднократно, однако поступить в Академию изобразительных искусств Исидор смог только в 1878 году и окончил ее в 1882. Сразу после окончания учебы Кауфман познакомился с известным венским торговцем картинами Шварцем и по его заказу написал множество небольших жанровых картин, которые охотно покупали, поэтому ранние произведения Кауфмана написаны исключительно для заработка. В самом начале своего художественного пути он рисовал галантные сцены в духе французского рококо, позже перешел к жанровым картинам в голландском стиле. И только в 1880 году появились первые работы Кауфмана на еврейские темы, созданные в рамках академической традиции, которые и принесли ему мировую известность.
Персонажи Кауфмана вполне соответствовали сентиментально-шаблонному стилю, который был принят в искусстве 19 веке при обращении к еврейской теме. С 1894 года и потом каждый год, уже установившись как художник, Исидор ездил в Словакию, Галицию, Польшу, Чехию, на Украину, где он черпал неиссякаемое вдохновение и делал этюды, зарисовки с натуры, на основе которых создавал свои картины. Именно этот опыт преобразил технику и манеру его работ. Он открыл для себя поразивший его мир восточноевропейского еврейства, уникальную повседневную жизнь местечка, расписные деревянные синагоги, предметы иудаики и многое другое. Создавая один за другим наброски интерьеров синагоги и домов, молодых людей, раввинов, женщин в традиционной одежде, Кауфман переходил в своих работах от безличного жанрового «анекдота» на еврейскую тему к сценам жизни реальных людей. Благодаря такому его пристальному и глубокому вниманию к повседневности своего народа художник оставил великолепные зарисовки быта, память о малых и больших еврейских местечках, стертых с лица Земли революциями и войнами. Вглядитесь в лица на его портретах - в них живет вечная печать народа, которого художник так любил.
Кауфман создал яркую галерею портретов и характеров евреев. Также художник в свое время получил премию искусств барона Кенигсвартера, золотую медаль Императора Германии, золотую медаль международной выставки в Мюнхене, и медаль третьего класса Всемирной выставки 1889 года в Париже.
Леонид Осипович Пастернак
Первым из художников-евреев, кто назвал себя импрессионистом, был Леонид Осипович Пастернак – российский живописец и график еврейского происхождения, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации, а также талантливый педагог.
Он родился в 1862 году в Одессе и был младшим ребенком в большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу двумя именами — Абрам и Исаак, однако дома звали исключительно Леонидом. По этому поводу, художнику даже приходилось писать объяснительные в официальных учреждениях, а фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак. Отец семейства держал постоялый двор, а мать вела хозяйство и была неграмотной, но умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей - одной из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида.
Леонид Осипович, еще будучи мальчиком, мечтал рисовать, но его родители хотели для него другой профессии – лекаря или аптекаря. Но будущий художник все же тайком рисовал и его первым заказчиком стал дворник, который поручил талантливому мальчугану набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем и карандашом останется у художника на всю жизнь
Художественное образование Леонид получил в Одесской рисовальной школе Общества поощрения изящных искусств и позже в Академии художеств в Мюнхене. Художник предпочитал работать пастелью, углем и итальянским карандашом. Легкая и непринужденная манера исполнения, сознательная незаконченность, придают его рисункам поэтическую недосказанность, которая становится главным художественным приемом мастера уже в законченных работах.
Творческая деятельность Пастернака сочеталась с организаторской, он входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903 году, а также стоял у истоков этого художественного объединения. Его выставки были крупными художественными событиями, по ним можно было судить о путях развития русского искусства, о его успехах.
Илекс Беллер
Еще одним художником еврейского происхождения, который в своих произведениях отражал жизнь простых евреев был Илекс Беллер, родившийся в еврейской деревне на юге Польши – Гродзиско (1814 г.). Его становление как художника было достаточно необычным, как собственно и его работы, которые хранятся сегодня в Музее наивного искусства в Иль де Франс и в музее Яд ва-Шем в Иерусалиме, также частично в Музее искусства и истории иудаизма в Париже и в нескольких частных коллекциях. В 14 лет Илекс репатриировался в Бельгию, где собирался обучаться ремеслу огранки алмазов. Но из-за Великой депрессии 1929 года профессиональное училище огранки алмазов закрылось, и Беллеру пришлось работать в разных местах: на стекольном заводе, металлургическом заводе и в шахтах, а в 1934 году он приехал в Париж. В 1936 году будущий художник вступил в интернациональную бригаду в Испании и был ранен в бою у Теруэля, после чего вернулся в Париж и начал работать в меховом деле. В это время судьба свела его с еврейской девушкой из Польши - Цирель Перле, которая стала его женой и матерью его троих детей. Когда немцы заняли «Свободную зону», ему удалось бежать в Швейцарию, что помогло будущему художнику избежать массовых арестов, производимых нацистами во Франции. В Швейцарии он был интернирован в трудовой лагерь, и только в 1944 года он был освобожден и начал работать скорняком в Париже.
Поменяв столько профессий и пережив немало трудностей, Илекс Беллер вспоминал свою родную деревню, где прошло все его детство. В апреле 1983 года он посетил ее, но к глубокому сожалению не нашел никаких следов бывшей еврейской общины, только один могильный камень, который, случайно оказался надгробием его деда Аарон Йехуды Беллера.
Об этом путешествии он пишет: «Первый дом, который я вижу, стоит на месте, где стоял дом моего дяди Йоси. Это временное строение из красного кирпича с надписью «Библиотека». Нашего домика больше нет. На его месте стоит другой дом из красного камня. Зато сад сохранился без изменений. Там, где я ребенком играл с моим братом Залком, играют двое крестьянских ребятишек. Я иду в сад, мальчики улыбаются мне, подходят их родители с любопытствующими соседями, вся деревня уже знает, что еврей приехал в Гродзиско. Я спрашиваю, сохранились ли какие-нибудь следы еврейской жизни в деревне. «Ничего нет», синагогу сожгли, капеллу сорвали и кладбище разрушили. Не осталось ничего от нескольких сотен лет еврейской жизни в этой деревне».
Это путешествие привело художника к определению направления своего творчества и изображению в своих работах не просто быта еврейских общин и городишек, но пейзажей деревень и их жителей. Только выйдя на пенсию, мужчина взялся за краски и кисть, в картинах отражая воспоминания детства — штетл (поселок) глазами подростка из последнего поколения польских евреев. Он нарисовал польское местечко таким, каким оно было до Холокоста, соединив реальность со снами.
Феликс Нуссбаум
«Новая предметность» или «новая вещественность» - художественное направление еще одного талантливого художника еврейского происхождения – Феликса Нуссбаума. Его биография коротка и печальна, а картины настолько проникновенны, что даже в современном новаторском искусстве считаются гениальными. Он родился в обеспеченной семье немецких ассимилировавших евреев в 1904 году, но политика Гитлера и нарастающий антисемитизм Германии, да и всего мира, не дал таланту Феликса раскрыться в полной мере. Уже в 30 лет он погиб в лагере смерти Аушвиц-Биркенау вместе со своей молодой женой, оставив в наследие этому миру множество невероятных картин и свой взгляд на события того времени.
Мастером «пейзажа настроения», одним из самых великих русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы, был Исаак Ильич Левитан.
Он родился в обедневшей еврейской семье в Московской губернии в 1860 году, рано осиротел и жил на гране нищеты. Однако ему посчастливилось поступить и выучиться в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества», что и стало тем толчком в его жизни, который позволил ему реализоваться как художнику. Левитан вышел из Московского училища без диплома, денег у него не было, поэтому в 1885 году он поселился неподалеку от поселка Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По счастливой случайности у соседей в имении Киселёвых гостили Чеховы. Так Левитан познакомился с Антоном Павловичем, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь. В 1892 году в истории их дружбы произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения. Он был связан с тем что, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
Работы Левитана вызвали восхищение и пристальное внимание критиков, которые писали о нем: «Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, Исаак Ильич Левитан, тем не менее, никогда не отдается чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов».
В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Но он не успел осуществить свою мечту. Исаак Ильич умер в 1900 году от обострения болезни сердца, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.
Исаак Израилевич Бродский
Великим русским пейзажистом был и Исаак Израилевич Бродский - один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.
Каждый, кто вырос в Советском Союзе, помнит знаменитую картину «Ленин в Смольном»: бывшая комната классной дамы Дворянского института, кресла в строгих белых чехлах, столик на резных ножках, и вождь, устало изучающий документы. Но мало кто помнит, что автор этой знаменитой картины — художник Исаак Израилевич, который из черты оседлости попал в главные живописцы новой, советской эпохи.
Бродский родился в семье мелкого еврейского торговца в 1896 году. Он учился в Одесском художественном училище, затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств, где занимался у Репина. Все пять лет известный художник опекал одаренного еврейского мальчика, удивлялся его трудолюбию. Но искусство на рубеже веков было зеркалом происходивших в обществе процессов: рождались и погибали новые школы, возникали новые течения и направления. Зарождалась революция, и Бродский ходил на собрания, писал политические карикатуры в «левые» журналы. Несмотря на талант молодого живописца, за такие выпады из академии его исключили. Вернуться к обучению помог только авторитет Репина: Илья Ефимович убедил ректора в том, что такого ученика нельзя потерять. С юности Бродский предпочитал классический реализм, и Репин во многом повлиял на формирование его художественного вкуса и стиля. Именно он поддерживал его «стремление к реалистической правде в искусстве и прочно вселил презрение и ненависть ко всем ненатуральности в живописи».
Картина "Ленин и манифестация", написанная Исааком в 1919, положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди которых наибольшую известность приобрела картина "Ленин в Смольном".
В то время как многие его товарищи бегут из страны, Исаак становится официальным художником новой власти. Он уже почти не пишет свои очаровательные пейзажи, а буквально документирует современность. Цикл картин «Революция в России» Исаака Бродского известен каждому советскому школьнику, ими иллюстрировали учебники истории. И именно он удостаивается чести представлять советскую Россию на зарубежных выставках. Но кроме художественной деятельности Бродский успешно занимался и организаторской, он остался в истории не только лишь как советский и российский живописец и график, но и как педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Марк РоткоХудожник Марк Ротко – это еще один талантливый еврей, который был новатором в изобразительном искусстве и являлся одним из создателей живописи цветового поля.
Он родился в Витебской губернии в 1903 году, но его семья достаточно рано иммигрировала в США. Детство его не было беззаботным, отец его умер в 1913, а семья осталась без средств к существованию, поэтому всем детям приходилось работать. Маркус помогал своему дяде, продавая газеты сотрудникам на складе. Но его жизнь изменилась осенью 1923 года, когда Ротко, навещая друга в школе искусств в Нью-Йорке, увидел, как художники рисовали модель. Позднее сам Ротко говорил, что в этот момент он родился как художник. С того самого момента он проделал в искусстве долгий путь, в котором нашлось место и фигуративной живописи, и технике ташизма, и чистому сюрреализму. Свои самые знаменитые работы – мультиформы и абстракции – художник отказывался объяснять и пресекал всякие попытки интерпретации. Он говорил об этом так: суть искусства – само искусство, вещественное проявление мироощущения художника, которому с помощью одного лишь цвета удается вызвать у зрителей и потрясение, и надежду, но чаще боль, страх и чувство одиночества.
Маргарита Левин
Современной художницей еврейского происхождения является неподражаемая израильтянка Маргарита Левин. В настоящее время художница живет в Иерусалиме, но родилась и выросла она в Москве.
Начиная с 1964 Маргарита училась живописи в студии художника Владимира Вейсберга и была членом Московского Союза художников-графиков. Но в 1990 году художница репатриировалась в Израиль, где продолжила свою работу и вступила в Союз художников в Тель-Авиве. Она пишет легко и просто, давая зрителю ее картин с каждой из них пройти вместе путь к откровению и познанию, что поучительно и полезно, вне зависимости от чьего-то отношения к искусству.
Автор: Дарья Симха