Гиюр – это осознанное принятие еврейства неевреем.
Принятие еврейства — уникальный процесс. Когда человек принимает еврейство, он обновляется и становится полноправным евреем, одним из еврейского народа. А вызывает это перерождение истина, которую человек принимает. Истина в том, что Б-г – един и Он всегда с нами. На этой истине основана вера в то, что Вс-вышний – всемогущий, создатель всего сущего и единый для всех, и нет ничего, кроме Него. Истина и вера заставляют человека полностью изменить свой образ жизни. Если же этого не происходит, значит стремление к гиюру было не искренним.
Переход в еврейство означает слияние с еврейским народом и принятие на себя обязательства исполнять заповеди с момента совершения гиюра. Для гера (принимающего гиюр) это значит жить еврейским образом жизни, согласно заповедям и указаниям Торы, принять на себя все еврейские традиции – соблюдение кашрута, шаббата, чистоты семейной жизни и др. Ведь еврейский образ жизни основан на многовековых традициях, заповеданных нам Вс-вышним.
Хотя указанные процессы и этапы самостоятельны, они глубоко взаимосвязаны, потому что человек не может принять Тору пока не является частью еврейской общины. По этой причине Тора не была дана евреям, пока не стало очевидно, что они сплотились в единый народ.
Желающий принять еврейство должен предстать перед религиозным судом (бейт-дином), который будет рассматривать его дело, и в присутствии всех судей выразить своё искреннее и несомненное желание принять на себя соблюдение заповедей Вс-вышнего и разделить судьбу еврейского народа. Когда его прошение принимают, он начинает готовиться к гиюру.
Только раввинский суд, состоящий из религиозных людей, наделённых правом выносить галахические (законодательные) решения, уполномочен принимать решение о гиюре. Подобный суд в наше время должен состоять из трёх человек, но не все судьи обязаны быть людьми с глубокими познаниями в Торе. Однако, все они должны понимать законы гиюра, когда им объясняют их раввины, прошедшие специальную подготовку, чтобы быть судьями в бейт-дине.
Процедура гиюра, которую совершает еврейский раввинский суд, включает в себя семь основных этапов:
- Расследования и расспросы;
- Рассказ о судьбе народа Израиля;
- Принятие бремени Царства Небесного и бремени Заповедей (обязательства соблюдения заповедей и законов еврейства);
- Рассказ о наказаниях за нарушение заповедей;
- Слова ободрения и поддержки;
- Обрезание и ритуальное очищение в микве;
- Наречение новым именем
На первом этапе суд должен выяснить прошлое гера, чтобы определить его реальные намерения и стремления в принятии еврейства. В этот момент человеку назначается испытательный срок – год с момента принятия заявления о гиюре до самого совершения гиюра. За этот период проверяют честность и пригодность кандидата, а также обучают его основным еврейским законам и традициям.
Когда кандидат в геры первый раз является в суд, его стремление принять гиюр обычно ещё неглубоко. И тогда ему сообщают, что для обращения в еврейство необходимо подлинное принятие еврейской веры. Ему говорят, что нееврей совершенно не обязан становиться евреем, но если уж станет, то должен неукоснительно соблюдать все предписания еврейской традиции, а если не сделает этого, то неизбежно понесёт наказание за всякое нарушение. Тогда он не сможет впоследствии объявить свой гиюр недействительным, утверждая, что не подозревал, насколько тяжело соблюдать заповеди. Когда судьи убеждаются в бескорыстии, искренности и серьёзности его намерений, они поощряют его и сообщают ему основные принципы еврейской веры: Б-г один, и запрещено поклоняться идолам. Они рассказывают ему о награде и наказании, говорят о вечности Израиля и временности существования других народов. Говорят о том, что еврейский народ страдает на земле, чтобы не уменьшилась его вечная награда.
Настоящий и действительный гиюр, истинное принятие еврейства должно быть искренним. Кандидат должен проявлять готовность соблюдать мицвот; кроме того, у него должна быть возможность их соблюдать.
Поскольку нееврей не имеет права изучать Тору, из-за невозможности исполнять все ее предписания, то основные законы и правила он узнает от окружающих его евреев, которые обучают его основным благословениям, молитвам, произнесению «Шма Исраэль», заповедям на элементарном уровне (без проникновения в глубинный смысл).
Также нееврею запрещено в полной мере соблюдать шаббат, потому тем, кто стремится пройти гиюр, рекомендуют все-таки соблюдать шаббатние заповеди, но выполнять в течение этого дня одну из 39-ти работ, запрещенных в шаббат.
Для прохождения гиюра, помимо изучения законов и заповедей, необходимо пройти три ритуала: обрезание, погружение в микву и жертвоприношення (третий ритуал не совершается, поскольку сейчас у евреев нет Храма, а жертва приносится только в Храме). После того, как суд утвердит кандидатуру потенциального гера, он начинает готовиться к обращению в еврейство, изучая законы, которые должен будет исполнять, когда станет евреем, совершив эти самые основные ритуалы. И тогда он обретёт статус полноправного представителя еврейского народа.
После прохождения всех ритуалов, принимающий гиюр получает новое имя. Это знаменует новое рождение человека, начало его новой жизни. Еврейское имя гер выбирает себе сам. В связи с получением имени постепенно появился обычай, который позднее стал законом: все принимающие гиюр получают отчество «сын (или дочь) Авраама, отца нашего».
Тора предписывает уважать и любить гера (прошедшего гиюр). Одним из основных источников этой заповеди являются следующие слова Торы: «Любите же и вы пришельца, ибо пришельцами были вы в стране Египетской» (Дварим 10, 19).
«От нас зависит научиться этой драгоценной мицве жалеть каждого пришельца, рождённого в другом месте, от другого племени.
Так не притесняй его никак, видя, что он один и далеко те, кто может ему помочь. Итак, Тора устанавливает нам закон: сострадать каждому, кто нуждается в помощи. И за это качество удостоимся мы сострадания Предвечного Г-спода, да будет благословен Он, и пребудет благословение неба на нас» (Сефер а-хинух)