Еврейский юмор – вещь очень интересная. Можно долго спорить о том, кто появился на свет раньше – еврей или юмор, но невозможно отрицать тот факт, что евреи – одна из самых веселых и оптимистичных наций. Посмотрите, насколько жизнелюбивый этот народ. Юмору присущ особый взгляд на жизнь, для которого характерно стремление воспринимать все происходящие в жизни вещи как данность. Тут уж точно можно сказать о юморе как о средстве, которое помогает пережить, преодолеть и справиться внутри себя со всеми неприятностями и несправедливостями нашей действительности. Достаточно лишь вспомнить известный еврейский анекдот: “Абрам, ты счастлив?” – “А шо поделать?”, и понимаешь, что этот народ силен своей особой мудростью. Среди талантливых юмористов много евреев, но самое интересное то, что юмор их вовсе не нельзя назвать специфическим еврейским. Это просто хороший юмор, близкий каждому независимо от национальности.
Мы собрали для вас, дорогие читатели, десять самых великих и гениальных еврейских юмористов, когда-либо веселивши нас со сцены и страниц книг.
Илья Ильф (Иехиэль-Лейб) родился 15 октября 1897 года в Одессе. Его отец – Арье Файнзильберг – был мелким служащим в Сибирском торговом банке. Илья был третьим сыном. После разочарований, связанных с двумя старшими сыновьями, которые, получив хорошее образование, не захотели идти проторенной дорогой и выбрали для себя совершенно иные профессии, чем прочил им отец. Арье решил отдать Илью в техническую школу, которую юноша окончил в 1913 году. Илья сменил множество профессий от токаря до мастера по глиняным головам в кукольной мастерской. В 1919 году парень остановил свой взор на профессии бухгалтера. Он служил в финсчетотделе Опродкомгуба — Особой губернской продовольственной комиссии по снабжению Красной армии. В двадцать три года Илья вдруг сообщил отцу, что его призвание – литература, он уже вступил в “Коллектив поэтов”, а службу он бросает. В 1923 году Илья переезжает в Москву, где окончательно определился со своей профессией, став литератором. Он работает в газете “Гудок”. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков “Москва – Азия” (1925). В 1925 году состоялось знакомство будущих соавторов Ильи Ильфа и Евгения Петрова, но только через год началась их совместная деятельность, потому что Петров должен был отслужить в армии. Их первая совместная работа, роман “Двенадцать стульев” (опубликован в 1928 году), имел огромный успех и разошелся на цитаты и крылатые выражения. Интересно, что образ главного героя, всенародного любимца Остапа Бендера, Ильф списал с одного из своих знакомых – Мити Ширмахера. Илья познакомился с этим колоритным человеком в 1920 году в одесском “Коллективе поэтов”. Из своей богатой событиями биографии Митя Ширмахер охотно сообщал только одно: “Я – внебрачный сын турецкоподданного”. На вопрос: “Кто вы по профессии?” – гордо отвечал: “Комбинатор!” Во всей Одессе не было вторых таких френча и галифе, как у Мити: ярко-желтые, блестящие (он сшил их из ресторанных портьер). При этом Митя сильно хромал, носил ортопедический ботинок, а глаза у него были разными: один зеленый, другой желтый.
Отношение к поэзии Митя имел весьма отдаленное, зато вел бурную окололитературную деятельность. В 1920-е в “Правде” и “Литературной газете” появляется ряд совместно написанных Ильфом и Петровым фельетонов и повестей. В 1931 публикуется второй роман Ильфа и Петрова – “Золотой теленок”, тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, А.Зощенко, А.Барбюса. В 1935 писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу “Одноэтажная Америка” (1936). Илья Ильф болел туберкулезом лёгких. Он умер 13 апреля 1937 года от обострения своего заболевания.
Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге в семье портового работника Исаака Давидовича Райкина и домохозяйки, Елизаветы Борисовны. У Аркадия был брат Макс и две сестры – Белла и София. Когда началась Первая мировая война, родители переехали в Рыбинск, а позже – в Санкт-Петербург. Аркаша с малых лет очень заинтересовался театром. Еще 4-летним мальчиком он устраивал с детьми во дворе собственные представления, а в Петербурге полюбил посещать Академический театр драмы. Сестра актёра Белла позже написала в мемуарах: “Аркаша с детства интересовался театром. В Александринку бегал чуть ли не каждый вечер. Денег у родителей не было на билеты, и он втихую книжки и тетрадки продавал. В театре его все контролёры знали и любили. Поэтому уже так пускали, безо всякого. И волевой был очень: когда отец ему всыпал как следует (рука у него была тяжёлая), то Аркаша только зубы сжимал, и слезинки из него не выходило”. Поступление Аркадия на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский институт сценических искусств спровоцировало грандиозный скандал, и Аркадий вынужден был покинуть дом. После вуза артист попал в Театр рабочей молодёжи, позднее переименованный в театр Ленинского комсомола (ныне – театр-фестиваль “Балтийский дом”).
Первое признание пришло к Райкину в 1939 году, когда он, будучи студентом, победил на первом конкурсе артистов эстрады. Артист представил на суд зрителей необычные танцевально-мимические номера “Чаплин” и “Мишка” и вызвал шквал восторгов. После этого успеха Аркадий переходит в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где сначала работает конферансье, выходит с собственными номерами. Став позже художественным руководителем театра, Аркадий переименовывает его в “Сатирикон”.
После войны Райкин создает театральные программы “На чашку чая”, “Не проходите мимо”, “Откровенно говоря”. Его творчество пользуется огромной популярностью у публики. Особенный успех вызывают те театральные номера и миниатюры актёра, где он быстро меняет облик и создает серию разноплановых образов. Довольно быстро Аркадий Исаакович получает славу лучшего мастера сценического перевоплощения.
По воспоминаниям современников, Райкин был чуть ли не единственным актером, который в столь сложное время осмелился открыто говорить на сцене о том, к чему приводят неорганиченная власть и вседозволенность.
В последние годы жизни Аркадий Исаакович страдал болезнью Паркинсона. Скончался Аркадий Исаакович Райкин 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита.
Григорий Горин появился на свет 12 марта 1940 года в Москве в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны Израиля Абелевича Офштейна, и врача скорой помощи. Девичья фамилия матери была Горинская, отсюда и произошел творческий псевдоним Григория. В семь лет Григорий начал писать стихи. Учась в школе, начал писать рассказы, сценки, фельетоны на школьные темы.
В 1963 году Горин окончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова. В течение четырёх лет после этого работал врачом на станции скорой помощи. В эти годы он продолжал заниматься литературным трудом, писал юмористические рассказы, сценки и фельетоны, которые публиковал в советских газетах и журналах, сцены для студенческого “Клуба весёлых и находчивых”. Какое-то время работал в журнале “Юность”, где заведовал отделом юмора.
В 1966 году Григорий Горин вместе с другими авторами выпустил свою первую книгу прозы “Четверо под одной обложкой”. В том же году вышла комедия “На всю Европу”, написанная в соавторстве с Аркадием Аркановым. Достигнув больших успехов на литературной ниве, Григорий Горин был принят в Союз писателей.
Работу в медицине ему пришлось оставить. Сам писатель говорит об этом с юмором: “Многие из моих недолеченных пациентов всё ещё живы и пишут мне благодарные письма за этот мужественный поступок”. В 70-х Григорий Горин начал сотрудничество с театром им. Ленинского комсомола. Благодаря сотрудничеству с известным режиссёром появились всенародно любимые фильмы: “Формула любви”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Убить дракона”. По словам Марка Захарова, Горин обладал редким даром комедиографа-драматурга и был штучным и уникальным явлением в культуре. Начиная с 1978 года, Григорий Горин стал выступать с сатирическими монологами на телевидении. Он был регулярным участником передачи “Вокруг смеха”. Своими произведениями Григорий Горин стремился прежде всего заставить зрителей задуматься. Он переживал, что его выступления воспринимались исключительно как юмористический жанр. Многие его шутки содержали глубокий философский смысл. Григорий Израилевич Горин скончался у себя дома в ночь на 15 июня 2000 года от сердечного приступа.
Роман Карцев (Кац) родился 20 мая 1939 года в семье настоящих одесситов в нескольких поколениях. Детство и юность его отца прошли на знаменитой Молдаванке. Отец будущего актера увлекался футболом. Мама родилась и выросла в культурной семье. Она прекрасно говорила, была образованной женщиной, работала начальником ОТК, а затем парторгом на швейной фабрике. Во время войны отец Романа служил в авиации – занимался обслуживанием самолетов, три раза получал ранения, но дошел до Берлина. Войну Роман с матерью пережили в Омске, где они жили в эвакуации. Роман с детства любил выступать на сцене. Он занимался в драмкружке.
В школе у Карцева были значительные способности к иностранным языкам. В 10 классе он в совершенстве владел французским, с легкостью играл спектакли на французском языке. Поведение в школе страдало: Роман Карцев часто гримасничал на уроках, пародировал преподавателей, но аттестат все же получил.
Театральная карьера Романа началась в 1960 году, когда художественный руководитель театра “Парнас-2” пригласил его к себе работать. Там он впервые вышел на сцену под псевдонимом Карцев. Там же познакомился с бессменным партнером по сцене Виктором Ильченко. В 1961 году Карцев и Ильченко уехали в Санкт-Петербург и устроились в Театр миниатюр Аркадия Райкина. Через три года в Санкт-Петербург переехал и Михаил Жванецкий. В Театре миниатюр Райкина Карцев работал до 1969 года, а затем вернулся в родную Одессу. Ильченко и Жванецкий вернулись в родной город вместе с ним, начав работу над созданием собственного театра.
Тройка юмористов уже успела громко заявить о себе, став лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в 1970 году. Роман Карцев и Виктор Ильченко выступали с эстрадными миниатюрами, которые зрители воспринимали с восторгом. В 1979 году они переехали в Москву и работали в столичном Театре миниатюр.
В 1987 году Театр миниатюр возглавил их друг Михаил Жванецкий. В 1992 году не стало Виктора Ильченко – с этого времени Роман Карцев выступает с моноспектаклями. В его репертуаре – произведения Михаила Жванецкого, Антона Чехова, Михаила Зощенко и других авторов.
Илья Аксельрод родился в Минске в семье, типичной для репатриантов начала 90-х: его отец был инженером, а мать – режиссером. Когда Илье было 6 лет, семья переехала в Израиль. Через два года после приезда в страну 8-летний Илья заговорил на иврите и даже начал сочинять стихи. Вскоре Илья увлекся музыкой. В 9 лет Илья начал по собственному желанию брать уроки музыки у соседки тети Раи. Это было начало 90-х, родители еще толком не встали на ноги, каждый шекель был на счету, но из семейного бюджета были выделены деньги на занятия.
Позже Илья закончил музыкальную школу по классу фортепьяно, параллельно занимаясь композицией. Надо сказать, что в музыке он добился больших успехов, стал победителем конкурса “Браво, алия” в 2003 году, написал музыку и слова к сотне песен и мог бы продолжать развиваться и работать в этом направлении, но выбрал другую судьбу: хайтек и электроника. Однако, ненадолго.
Юного капитана команды “Что? Где? Когда?” заметил известный режиссер и кавээнщик старшего поколения Игорь Борец и пригласил Илью в КВН. Так Илья стал активным участником игр Израильской лиги КВН.
Команда Ильи была единственной “детской”, которая должна была на равных соревноваться со взрослыми. Он вспоминает, что когда вышел на капитанский конкурс, его соперник был с обручальным кольцом. “И мы умудрились у них выиграть”.
Потом Илья принес победу во взрослом чемпионате Израильской лиги КВН команде северного городка Шломи, и тогда же сложился основной круг его общения, куда входят другие знаменитые израильские кавээнщики, – Анатолий Кушнир, Алексей Цесарский и другие. Сейчас это его самые близкие друзья.
Выход Ильи из КВН местного значения на международную орбиту случился около двух лет назад, когда он впервые принял участие в сезонах стендап-состязаний “Comedy Баттл”. Все началось с его личного знакомства с Семеном Слепаковым, знаменитым российским юмористом. Илья задумал пригласить Семена выступить в Израиле. На тот момент он ничего не знал об организации гастролей, не обладал никакими продюсерскими навыками, но решил рискнуть и вложил в проект свои собственные деньги. И проект оказался вполне успешным. Для Ильи главным в этом деле был не заработок, а возможность познакомиться с Семеном.
Перед началом выступления знаменитого российского гостя Илья сам вышел на сцену и развлекал зал, пока Слепаков готовился к выступлению. По всей видимости, он отлично справился с этой задачей, потому что после своего выступления Слепаков пригласил Илью стать участником телешоу российского канала ТНТ “Comedy Баттл”. В первом же сезоне Илья стал финалистом, оставив позади сотни других участников. А в конце второго сезона Гарик Мартиросян от имени жюри конкурса пригласил Илью Аксельрода стать частью команды Comedy Club. Молодой израильский стендап-комик стал единственным официальным резидентом Comedy Club за пределами СНГ.
Свой сегодняшний образ жизни Илья называет нелегким, но интересным. Сам Илья о своей профессии говорит: “Быть ведущим утренней программы – это значит просыпаться с петухами, а то и раньше.” Но это замечательная работа, Илья помогает людям начать новый рабочий день с хорошим настроением.
Владимир Зеленский родился 25 января 1978 года в семье профессора, доктора технических наук Александра Семеновича Зеленского и домохозяйки Риммы Владимировны Зеленской. В детстве Владимир жил с родителями в Монголии в городе Эрденет, где работал его отец. Позже семья переехала в Кривой Рог.
Интерес к актерству и самодеятельности появился еще в школе: Владимир играл в театральных постановках школьного театра, был гитаристом в школьном ансамбле. В 11-м классе вместе с одноклассником Денисом Манжосовым увлеклись игрой в КВН. Участвовали в Студенческом Театре Эстрадных Миниатюр “Беспризорник”, который организовал Александр Пикалов, затем в команде “Молодой Кривой Рог”, позже ребят пригласили в команду КВН “Запорожье—Кривой Рог—Транзит” для постановки танцевальных номеров. Вскоре Зеленский стал не только танцевать в команде, но и исполнять роли.
В 1997 году своместно с Юрием Краповым а Александром Пикаловым они отелились от “Транзита” и создали команду “95-й квартал”. Владимир Зеленский стал в ней не только капитаном и актёром, но и автором большинства номеров. С 1999 по 2003 год “95-й квартал” выступает в Высшей лиге КВН. В 2003 году произошёл конфликт “95-го квартала” с компанией АМиК. Владимиру Зеленскому предложили остаться в КВН, но без команды — в качестве автора и редактора. Зеленский отказывается и покидает КВН вместе со своей командой.
В конце 2003 года украинский телеканал “1+1” предлагает “95-му кварталу” сделать серию концертов, состоящих из лучших номеров команды. В 2004 году команда начинает готовить проект, одновременно подрабатывая в разных телепередачах. Все доходы вкладываются в общий проект, и в 2005 году на телеканале “Интер” стартует телешоу “Вечерний квартал”, идеологом, автором, режиссёром и ведущим актёром которого является Владимир Зеленский. Шоу быстро набирает популярность, и вскоре по рейтингам среди украинской аудитории обгоняет КВН и “Comedy Club”. Команда “95-й квартал” перерастает в студию “Квартал-95”, владельцами которой являются Владимир Зеленский, Борис и Сергей Шефиры, Андрей Яковлев. Студия выпускает несколько телепроектов (“Вечерний квартал”, “Бойцовский клуб”, “Украина, вставай”), пишет сценарии для телепередач (“Песня года”, “Полундра”), мюзиклов, фильмов, корпоративов.
Джеки Мейсон (настоящее имя – Джейкоб Маза) родился 9 июня 1931 года в городе Шебойган, штат Висконсин в семье раввина Эли Мордехая Мазы, который в 1926 году эмигрировал в США из Минска. Окончил Городской колледж Нью-Йорка со степенью бакалавр искусств. В возрасте 25 лет Яков получил рукоположение в раввины. Впрочем, прослужив в синагоге в штате Пенсильвания три года, Яков покинул её, избрав себе путь комика.
С 1961 года Яков, выбравший себе псевдоним Джеки Мейсон, выступает как стендап-комик. В 1969 году на Бродвее была показана постановка “По чайной ложке каждые четыре часа”, одним из авторов которой был Мейсон. В 1972 году состоялся его дебют на широком экране: он сыграл главную роль в малоизвестном фильме The Stoolie, а кроме того выступил в этой ленте как исполнительный продюсер. В 1984 году Мейсон впервые показал себя как сценарист — фильм A Stroke of Genius.
В 1986 году Мейсон вернулся на Бродвей с “шоу одного актёра” The World According to Me, за которое он получил премию “Эмми” в категории “Лучший сценарий для варьете или музыкальной программы” и Специальную премию “Тони”.
Сид Сизар появился на свет в Йонкерсе в семье Макса и Иды Сизар, евреев, которые эмигрировали из России и держали ресторан в Нью-Йорке. В 14 лет Сизар начал профессионально играть на саксофоне. Окончив школу, юноша ушел из дома, надеясь стать профессиональным музыкантом. Под руководством Дона Аппела, одного из руководителей местного курортного комплекса, Сизар начал играть в группе и постигать основы комедийного ремесла.
Во время Второй мировой войны Сид служил в Береговой охране США. Но там он не забыл о шоу-бизнесе – наоборот, Сизар регулярно принимал участие в различных военных постановках и шоу.
После войны Сизар обосновался в Голливуде; увы, киностудии не спешили забрасывать его выгодными предложениями, и Сид решил вернуться в Нью-Йорк. Вместе со своим старым знакомым – Максом Либманом – Сизар подписал контракт с агентством Уильяма Морриса и отправился в очередной гастрольный тур.
Телевизионная карьера Сизара началась с дебюта в “Texaco Star Theater”. Чуть позже Сид снялся в своем первом телесериале – “The Admiral Broadway Revue with Imogene Coca”. Шоу было встречено довольно тепло, однако заказчик не сумел проплатить продолжительный показ проекта; уже через 26 недель сериал был закрыт, буквально на пике успеха. 23-го февраля 1950-го Сизар дебютировал в проекте Макса Либмана “Your Show of Shows”. Через некоторое время Сид занялся и проектом “Caesar's Hour”. Роли в этих шоу принесли ему популярность и широкую известность.
В 70-х и 80-х Сизар периодически принимал участие в различных телевизионных и концертных постановках; довелось ему сняться в ряде художественных фильмов. В 1997-м Сизар снялся в картине “Каникулы в Вегасе”.
В 2004-м в свет вышел уже второй по счету автобиографический труд Сида; назывался он “Caesar's Hours”.
Сара Сильверман. Младшая из четырех детей в семье, Сара Кейт Сильверман, родилась 1 декабря 1970 года в Бедфорде, Нью-Хэмпшир, США. Ее мать, Бет Энн Халпин, была основателем театральной компании “New Thalian Players”. Отец Сары, Дональд Сильверман, управлял дисконтным магазином одежды “Crazy Sophie's Outlet”. Семья Сары – евреи, потомки иммигрантов из Венгрии, Польши, Франции и Словакии.
Она окончила манчестерскую школу Деррифилд в Нью-Хэмпшире и училась в Нью-йоркском Университете. В общественном театре Сильверман появилась в двенадцать лет, а также приняла участие в местном телешоу “Community Auditions” в свои пятнадцать. К семнадцати годам Сильверман уже выступала в жанре “стэнд-ап” в ресторанах.
Национальное внимание комедиантка заработала в сезоне 1993-1994 шоу “Субботним вечером в прямом эфире”. Однако после года в программе огорченная комедиантка получила по факсу уведомление об ее увольнении, после чего даже эту ситуацию превратила в пародию.
Сильверман была участницей скетч-шоу “Mr. Show”, сыграла Эмили в сериале “Сейнфелд”, Рейн Робинсон в фантастическом сериале “Звездный путь: Вояджер”.
Ныне Сара – звезда и продюсер своего собственного ситкома, премьерный показ которого состоялся 1-го февраля 2007-го. Зачастую она использует карикатурный образ еврейско-американской принцессы, фонтанирующий насмешливым фанатизмом, стереотипами, диссонансами этнических групп и религиозных конфессий. Телевизионный ситком Сары, “The Sarah Silverman Program”, стал самым рейтинговым проектом канала Comedy Central три года, с показателем в 1.81 млн. телезрителей. За свой проект комедиантка была номинирована на премию “Прайм-тайм Эмми”.
Адам Сэндлер. Один из любимых американских комиков Адам Ричард Сэндлер появился на свет в Бруклине в сентябре 1966 года в еврейской семье Джуди и Стэнли Сэндлеров. Мама Адама работала учительницей, папа инженером-электриком.
С юных лет Адам Сэндлер демонстрировал своё незаурядное чувство юмора. Сначала он смешил родителей, потом одноклассников в Манчестере, куда переехала его семья. Шутки Сэндлера всегда оказывались блестящей импровизацией. Парень шутил, что называется, как дышал. Но поначалу он даже не мечтал о карьере профессионального комика. Возможно, он и дальше продолжал бы одаривать своим юмором лишь узкий круг близких и друзей, если бы не брат. Именно он записал Адама участником конкурса комедийных сценок, после выступления в котором всем стало понятно, что перед ними талантливый комик.
Развивал Адам Сэндлер свой талант и в университете Нью-Йорка, где регулярно выступал на клубной сцене перед студентами и преподавателями. В университетские годы состоялся дебют Адама в кино: он снялся в комедийной ленте “Всех за борт”. Успеха картина не имела, но творческая биография Адама Сэндлера своё начало получила.
После окончания университета в 1991 году Адам Сэндлер начал активно сниматься в кино. В 1999 году на экраны выходит фильм “Большой папа”. Сценарий к этой картине написал Адам Сэндлер вместе с Тимом Херлихи. Этот фильм принёс артисту огромный международный успех. Лента имела отличные кассовые сборы и собрала в прокате больше 200 миллионов долларов.
Далее последовали работы Сэндлера, где он выступил в ранее непривычном для него амплуа, отступив от комедийности. Мелодрама “Любовь, сбивающая с ног” режиссёра Пола Андерсона была тепло встречена зрителями. После неё Адам Сэндлер снялся в драматических мелодрамах “Испанский английский” и “Опустевший город”.
В 2002 году комик снова вернулся к комедийному жанру, снявшись в комедии “Миллионер поневоле”.
Приятным сюрпризом для поклонников артиста становится семейная комедия под названием “Сказки на ночь”. Здесь Адам работал на съёмочной площадке вместе с Кери Расселлом и английским комиком Расселом Брэндом. Актёр сыграл служащего отеля, который рассказывал детям на ночь сказки, имевшие чудесное свойство сбываться.
Огромный успех принесла Адаму Сэндлеру лента “Приколисты”. Это трагикомедия об успешном стэнд-ап комике, который узнаёт о смертельном заболевании. За год до смерти он берёт помощника, которому передаёт все свои знания. Ради роли в этом фильме Сэндлер отказался сниматься в фильме Квентина Тарантино. У Адама Сэндлера имеется собственная киностудия, которую он назвал “Happy Madison Productions”.
В судьбе этих гениев смеха не все и не всегда складывалось гладко. Однако они, несмотря ни на что, находили во всем позитив и верили в лучшее, радуясь жизни во всех ее проявлениях. Это то, что всегда так объединяло еврейский народ. Хотелось бы, чтобы наши читатели вдохновились историями этих талантливых людей, поверили в лучшее и оставались жизнерадостными оптимистами. Ведь только от нас зависит, каким будет наше завтра.
Материал подготовила Татьяна Аххо