Финансовая грамотность: как научить детей не бояться пользоваться деньгами, но делать это с умом - Ujew

Финансовая грамотность: как научить детей не бояться пользоваться деньгами, но делать это с умом

Финансовая грамотность: как научить детей не бояться пользоваться деньгами, но делать это с умом
Количество просмотров 672 Количество комментариев 0

Концепции воспитания меняются каждые несколько лет. Было популярным раннее развитие, через время появляется опровержение, снова говорят о том, что не нужно тянуть цветок из земли – вырастет сам в свое время. Единого мнения финансовом воспитании детей нет, но есть базовые правила, важные для всех. Тактика может быть разной, а стратегия – универсальна.

 

1. Знать цену деньгам.

Самый простой способ понять, что деньги не растут на деревьях – начать зарабатывать с детства. Есть две теории: 1 - платить за домашнюю работу или учебу, 2- зарабатывать в семейном бизнесе или другими способами. Работать по дому, помогать родителям, хорошо учиться – это базовые вещи, которые нужны самому ребенку. Если платить ребенку сейчас за то,  что он помогает вымыть вам посуду, то возможно через 50 лет он решит, что ему проще заплатить за дом престарелых, чем жить с вами. Базовые общечеловеческие ценности – это как «прошивка», они нужны любому человеку сами по себе и это не то, за что мы получаем деньги или что можно оценить деньгами. Если мама готовит вкусный форшмак – она это делает, потому что любит, а не потому, что ей платит папа. Если вы учитесь в школе хорошо – это для своего будущего, а не для того, чтобы порадовать родителей. Платить за это – «сбивать» настройку системы ценностей.  В тоже время, пойти честно работать на автомойку, в пекарню, в семейную фирму, выгуливать соседских собак, быть репетитором – это действительно зарабатывать свои деньги. Здесь уже понимаешь, что от качества работы, которую ты делаешь для других, зависит, сколько ты заработаешь. Сколько вложишь – столько получишь. И поэтому полезно брать детей с собой на работу.

 

2. Давать пространство для ошибок.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ребенок учится методом проб и ошибок. Но когда родители часто ругают за ошибки – случайно разбитые чашки, не туда потраченные деньги, испачканные штаны, поломанные игрушки – ребенок перестает пробовать и стремиться к новому. Он начинает бояться действовать, потому что за это ругают и наказывают. С деньгами такая же история. Чтобы понять, как они «работают», ему нужно делать и видеть результат. Потратил карманные деньги на мороженное – на пиццу не будет. Взял из семейных денег больше – остальным осталось меньше. Ребенок на своем примере понимает, как работают деньги. Функция родителя – показать, направить, если ребенок ошибся – объяснить, почему и показать альтернативный вариант.

 

3. Разрешать брать ответственность.

Из пункта выше вырастает ответственность за свои поступки. Многие психологи и родители говорят о пользе карманных денег, «своих» денег, которые решаешь, куда тратить. Но мне больше нравится альтернативное мнение: пусть дома стоит ваза с общими деньгами и ребенок берет оттуда столько, сколько ему нужно. Он видит, что от его решения зависят и остальные члены семьи. Если он возьмет оттуда все деньги – другим не останется. Один раз возьмет – второй подумает. Это учит думать не только о собственных потребностях, но и о потребностях семьи, тех, кто рядом. Видеть ситуацию шире, быть ответственным за свои решения и поступки, которые отражаются на всей семье.  Свобода выбора также развивает ответственность: например, когда ребенок сам решает, куда потратить, подаренные деньги – на мороженное или отложить на ролики. Кажется мелочь, а характер формирует.

 

4. Развивать сопричастность.

Через участие в обсуждении семейного бюджета. В семьях часто обсуждают семейный бюджет на общем совете: на что откладывать, куда вкладывать, сколько денег на еду, образование, дом и т.п. Дети тоже участвуют: слушают, учатся и имеют право голоса. Учатся соотносить свои потребности с нуждами других членов семьи, принимать заботу и заботиться о других.

 

5. Делиться деньгами.

Во всех традициях мира есть понятие благотворительности. Более того, считается, что благотворительность очищает богатство. Традиция отдавать деньги на благотворительность – какую-то часть, 1% или 10% - сколько комфортно, не менее важна, чем привычка зарабатывать деньги.

 

6. Учить вкладывать деньги.

Можно деньги тратить, можно откладывать, а можно инвестировать. Важно понимать, что образование, собственное здоровье и развитие – это инвестиция в будущее. И возможно оплатить себе компьютерные курсы важнее, чем купить телефон новой модели.  Точно также быть здоровым стратегически дешевле, чем лечиться.

 

7. Уважать деньги.

Их не стоит бояться, принижать или преувеличивать их значение. Они есть в нашей жизни, и мы уважаем их. Как средство достижения своих целей. Уважение помогает держать баланс – не развивать жадность, но и не сорить деньгами. И если говорить с ребенком про уважение, то показывать, что человека уважают далеко не только за количество денег на карте, но и за способности и человеческие качества.

 

Финансовое воспитание основывается на общих семейных ценностях: трудолюбие, забота, сопричастность, ответственность, развитие… И на примере родителей: что хотим заложить в детях – в первую очередь, развиваем в себе.

 

Автор: Наталья Шульман

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.