Создание счастливой семьи – одна из самых главных заповедей не только для евреев, но и для любого человека. Это, безусловно, одно из самых знаменательных событий в жизни, которое определяет собой весь дальнейший путь человека.
Однако, планируя хупу, стоит обратить внимание на определенные правила и законы. Иногда возникают важные вопросы, которые необходимо решить до свадьбы. И если этого не сделать заранее, то последствия могут быть печальными.
Все законы, касающиеся вступления в брак, прописаны в Торе и Талмуде. Чтобы избежать ненужной траты нервов, молодой паре следует перед вступлением в брак проконсультироваться с раввином в своей общине, экспертом в талмудическом законе. По наиболее сложным вопросам следует обратиться в раввинский суд, например, в Нью-Йорке или Израиле.
Итак, каковы же правила вступления в брак согласно Торе?
1. Запрет на брак между кровными родственниками. Перечень родственников, которым запрещено вступать в брак между собой, можно найти в Торе, глава Ваикра, 18. В частности, нельзя заключать барк между родителями и детьми, родными братьями и сестрами и т.д.
Однако разрешен брак между двоюродными братьями и сестрами, а также дядя может жениться на племяннице. Хотя тетя не может выйти замуж за племянника.
2. Если мать любого из потенциальных супругов развелась до их рождения, необходимо проверить, получила ли она надлежащим образом оформленное разводное письмо гет. Почему это важно? Если еврейка повторно выходит замуж без надлежащего еврейского развода, ее дети от второго брака могут получить статус мамзер – незаконорожденных. Такие дети будут отделены заповедью от общины, им запрещено вступать в брак с евреями.
То же самое касается женщин, которые сами повторно выходят замуж. Им следует позаботиться о надлежащем оформлении всех документов и процедур.
3. Если кто-то из родителей потенциальных супругов принимал иудаизм, следует обратиться к раввину с этим вопросом. Не любое принятие еврейства или иудаизма признается во всех общинах, а некоторые обращения не признаются в государстве Израиль. Если мать, проходя гиюр, не выполнила всех требований, то возникает вопрос, евреи ли ее дети. В таких случаях возникшая проблема легко устранима.
Этот же вопрос касается самих жениха и невесты. При прохождении гиюра стоит обратить внимание, какой раввинский суд подтверждает еврейство. В Израиле есть список раввинских судов, чье обращение в еврейство признается во всех округах.
4. Если у мужчины умерла первая жена, то он должен ждать, пока пройдут три праздника – Песах, Шавуот и Суккот – прежде чем он может опять жениться. Женщина может второй раз выйти замуж через 90 дней после развода или смерти мужа (согласно законам траура). В некоторых случаях, если у женщины маленький ребенок, она не может повторно выйти замуж, пока ребенку не исполниться два года. В этом случае следует посоветоваться с опытным раввином.
5. Если женщина овдовела дважды, существуют некоторые случаи, когда ей вообще больше не разрешается выходить замуж. Этот вопрос должен решать раввин, сведущий в еврейском законе.
6. В некоторых кругах существует обычай не разрешать брак, если у невесты то же имя, что у матери жениха, или у жениха то же имя, что у отца невесты. Однако большинство авторитетов склоняются к тому, что такие браки разрешены.
Есть особая категория евреев – коэны, потомки первосвященника Аарона. Если мужчина коэн (сын коэна, члена еврейского наследственного священничества), то в силу вступают дополнительные правила, которые он обязан соблюдать.
1. Коэну запрещено жениться на разведенной женщине, но он может жениться на вдове.
2. Коэну запрещено жениться на женщине, перешедшей в иудаизм (прозелитке)
3. Коэн не может жениться на женщине, которая имела половую связь с неевреем.
4. Коэн не может жениться на дочери другого коэна от запрещенной ему женщины (халахе).
Если коэн женится на женщине из любой вышеперечисленной категории, всем его дочерям запрещено выходить замуж за коэнов.
Некоторые из этих законов могут показаться излишне жесткими и ограничивающими. Но они необходимы, поскольку именно традиции еврейского брака и еврейской семьи позволили нашему народу выжить и не раствориться в других этносах за последние три тысячелетия.
Каждый еврейский брак – звено цепи, которая тянется от наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, и эта цепь сохранилась до наших дней. Но прочность любой цепи определяется ее самым слабым звеном, потому еврейские законы призваны укрепить каждую семью и помочь каждому браку стать счастливым.