Еврейская теория вероятностей - Ujew

Еврейская теория вероятностей

Еврейская теория вероятностей
Количество просмотров 650 Количество комментариев 0

Смартфоны позволяют нам делать изумительные вещи – к примеру, теперь у нас есть Waze, навигационное приложение, разработанное в Израиле и выкупленное корпорацией Google в 2013 году. Каким бы инновационным ни был Waze, кое-что и ему не под силу. Да, это приложение расскажет вам, как добраться в тот или иной пункт назначения, но куда держать путь – решать только вам. 

 

Самое важное в жизни человека решение касается целей, которые он перед собой ставит. Без чувства судьбы и миссии из нашей жизни исчезают ориентиры. Не зная, в каком направлении нужно двигаться, мы никогда не достигнем цели – каким бы быстрым ни было наше продвижение. Вот что странно: многие из нас месяцами планируют отпуск, но ни дня не посвящают тому, чтобы составить план собственной жизни. Они просто плывут по течению.

 

Именно об этом говорится в главе Торы Бехукотай, причем не только в отношении отдельного человека, но и целого народа. Вс-шний ставит евреев перед выбором: если они будут блюсти Его закон, то пошлёт он им дожди вовремя, земля даст урожай, а деревья принесут плоды; а если ослушаются закона, то случится страшная Катастрофа. И следующий отрывок – один из самых страшных во всём Пятикнижии, рисует перспективы жуткой национальной трагедии, разрухи и опустошения.

 

«Приведу Я страну вашу в запустение, и враги ваши поселятся в ней. Земля ваша останется в запустении, а ваши города – в руинах. А вас рассею Я среди народов и обращу меч вслед вам. Вселю робость Я в ваши сердца, и будете бояться вы даже шороха листа, и обратитесь от него в бегство, будто от меча. И не будет у вас сил подняться пред врагами вашими. И потеряетесь вы среди народов, и пожрет вас земля врагов ваших. А оставшиеся из вас истают за вину свою и вину отцов своих в земле своих врагов». 

 

И это всего несколько строк из полного проклятий длинного отрывка. Интересно, что в нём семь раз повторяется ивритское слово «кери». Существует множество вариантов его перевода. Онкелос переводил его как «жестоко», Саадия Гаон – как «наперекор». Раши предлагал вариант «легкомысленно». По мнению других комментаторов Священного текста, «кери» можно перевести как «грубо» или «враждебно». А в понимании Маймонида «кери» соотносится с другим словом – «микре», т.е. «вероятность». Он считал, что эти проклятия надо интерпретировать следующим образом: «если вы думаете, что происходящее с вами – случайность, то Я и оставлю вашу судьбу на волю случая». И отчасти в этом с Маймонидом соглашались и тот же Раши, и Рашбам, и Ибн Эзра, и Хизкуни и другие еврейские мудрецы.

 

На жизнь всегда можно смотреть как на судьбу или же как на длинный ряд случайных обстоятельств, лишенных всяких связей и смысла. Причем как на судьбу отдельно взятого человека, так и целого народа. Если вы считаете, что события вашей жизни случайны, вашей судьбой будет управлять случай. К слову, когда библейский отрывок начинается словами «Так случилось» – это всегда означает начало трагедии. Если вы бездействуете, наблюдая за происходящим в вашей жизни, будьте готовы к любым превратностям судьбы. Если же вы верите, что пришли в этот мир с определенной целью, ваша жизнь будет направлена на ее достижение. Вы сфокусируете свою энергию, близость цели придаст вам сил, и вы начнете творить поистине удивительные вещи. Окажется, что не случай управляет вами, а вы случаем.

 

Эту особую философию миру подарили евреи. Они не верили в то, что Вселенной управляет случайность. Как можно считать случайностью колебание квантового поля, результатом которого стал Большой взрыв, давший начало нашей Вселенной? Иль Вселенная по чистой случайности функционирует в соответствии с шестью константами, необходимыми для рождения звезд и планет, и с химическими элементами, необходимыми для зарождения жизни? Случаен ли тот факт, что из сотен миллионов форм жизни, существующих в нашем мире, лишь один из них – человек – способен задуматься над вопросом «почему»? Это восприятие Вселенной на уровне «кери». 

 

Лучшим образом еврейскую философию охарактеризовал, как ни странно, католический историк Пол Джонсон: «Ни один народ не стоял так твердо, как евреи, на том, что у истории есть цель, а у человечества – судьба. Еще в самом начале своего коллективного бытия они верили, что ими найден заданный свыше путь рода человеческого, поводырем для коего должно послужить их общество. Причем миссию свою они проработали удивительно подробно и героически держались за нее перед лицом неимоверных страданий. Многие из них до сих пор веруют в нее, у других она трансформировалась в мечту, подобную желанию Прометея, даровать людям прогресс. Еврейский взгляд всегда преисполнен надежд и на Провидение, и на Человека. Поэтому евреи и оказались в самом центре вечной, неугасаемой попытки дать человеческой жизни достойные цели».

 

Наш мир меняют те, кто верит, что в жизни есть цель. Эти люди знают, куда идут и к чему стремятся. Они создают компании, технологии и будущее. Они демонстрируют, как можно создать крошечный оазис в пустыне человечества, где одновременно будут уживаться свобода и порядок. 

 

Автор: р-н Джонатан Сакс. Материал подготовила Шейндл Кроль для jewish.ru

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.