Сегодня в поисках следов еврейской жизни мы отправимся в регион, наиболее ими богатый - Галицию. А именно, посетим невероятно красивый город с очень интересной историей. Итак, нас ждет Тернопольская область и местечко Чортков.
Уютный городок с мистическим названием на самом деле не имеет никакого отношения ни к врагам рода человеческого, ни к напивающимся до чертиков жителям. В 1522 году хозяин безымянного села Ежи Чартковский решил увековечить в истории свое имя, и стало оно именоваться Чартковице. Энергичный и не страдающий особой скромностью шляхтич на этом не остановился, и в 1533 году выбил у короля Сигизмунда III право присвоить Чартковице статус города, а также предоставить ему магдебургское право. Провинциальное название Чартковице стало, понятное дело, несолидным, и на картах Польши появился город Чартков. Вскоре название плавно трансформируется в Чортков.
В начале XVII века владелец Чорткова шляхтич Станислав Гольский возводит капитальный каменный замок на месте деревянного, который сохранился и до сегодняшнего дня.
Чортковский замок
Евреи появились в Чорткове вскоре после предоставления ему городского статуса. В середине 17 века здесь проживало 50 еврейских семей, но практически все они были убиты во время погрома, устроенного казаками Хмельницкого в 1648 году. На полвека еврейская жизнь в городе исчезает, и возрождается только в 1705 году.
В 1672 году Чортков попадает под власть Турции. Замок становится резиденцией турецкого субпаши Чортковской нахии Подольского пашалика. В переводе на человеческий язык - второго секретаря турецкой компартии Чортковского района Подольской области. В официальных источниках нигде не упоминается присутствие в городе евреев в турецкий период. Тем не менее, можем предположить, что все же они здесь проживали, поскольку турецкие власти лояльно относились к евреям, делая ставку на них в противостоянии с местным христианским населением.
По условиям Карловского конгресса в 1699 году Чортков возвращен Речи Посполитой, и еврейская жизнь в городе восстанавливается. В 1722 году новый хозяин города граф Потоцкий издает привилегию, согласно которой евреям предоставлялось право заниматься в Чорткове ремёслами и торговлей. При этом им разрешалось селиться только на улицах, прилегающих к рынку. Евреи платили налоги как непосредственно в казну Потоцких, так и ремесленным цехам, в которых состояли христианские жители города. Споры между евреями и христианами должны были разбираться городским судом, а все внутренние дела решал общинный суд.
Рынок в Чорткове, кон. 19 в.
Поскольку рынок располагался практически в центре города, Чортков довольно быстро приобрел все признаки классического еврейского местечка. По-видимому, к этому же времени относится и строительство синагоги оборонного типа, хотя, возможно, возведена она была и до хмельниччины. Синагога очень простая внешне, без аттика и каких-либо других украшений, что говорит о не слишком большом достатке чортковской общины.
Вскоре городок попадает в руки новых хозяев - магнатов Садовских. Еврейских налогов им показалось недостаточно, и владельцы придумали достаточно оригинальный способ пополнения семейного бюджета - сдали город в аренду австрийскому правительству. Надо нашему правительству идею подкинуть - пусть сдадут в аренду Жмеринку. Желательно, в США.
По состоянию на 1765 год в городе проживали 764 еврея.
Старая синагога
Следы росписей молитвенного зала синагоги
Самая странная находка в синагоге: икона с цитатой В.Ленина
С 1772 года город переходит под власть империи Габсбургов. Во время правления императора Иосифа ІІ в Чорткове было основано немецко-еврейское училище, но через несколько лет оно закрылось.
В 1848 году в Чорткове в ассимилированной еврейской семье родился писатель и переводчик Карл-Эмиль Францоз, человек, фактически познакомивший Европу с украинской литературой. В частности, Францоз известен переводами на немецкий язык поэзии Тараса Шевченко, а в его сборнике «Евреи из Барнова» выведены образы его земляков из Чорткова. Чортков считается официальным местом рождения Карла-Эмиля, но на самом деле все гораздо интересней. 1848 год – время крупнейшей революции в Австрийской империи. Отец Карла, известный чортковский врач Дитрих Францоз, принимал в ней самое непосредственное участие, поддерживая интересы украинского народа (украинцы даже планировали выдвинуть его в качестве своего кандидата в рейхсрат). На время этих бурных событий Дитрих решает от греха подальше отправить беременную жену в приграничную деревню на территории России, где и родился будущий знаменитый писатель – по одной из версий, в домике лесника.
Не менее интересно и происхождение его фамилии. Прадед писателя был обладателем вполне еврейской фамилии Леферт и жил во французском городе Нанси, но в 1770 году переехал в Польшу, вскоре попавшую под австрийскую власть. И когда австрийское правительство начало присваивать фамилии проживавшим на территории империи евреям, чиновники в лучших своих традициях решили проблему просто: приехал из Франции – значит Францоз («француз» по-немецки)… Недавно в Чорткове состоялось торжественное открытие памятника Карлу-Эмилю Францозу.
В 1860 году в Чортков приезжает хасидский цадик рабби Довид Моше Фридман, сын знаменитого рабби Исроеля из Ружина. На тот момент среди чортковских евреев очень популярны были идеи Гаскалы, и маскилим занимали ведущие должности в общинных институтах. Между ними и хасидами возникло противостояние - как и во всех городах Галиции того времени, и под давлением лидера маскилим Шапиры рабби Довид вынужден был покинуть Чортков. Тем не менее, Фридману город очень приглянулся, и спустя некоторое время он повторил попытку закрепиться на чортковской земле – опять неудачно. По-видимому, вопрос стал принципиальным для последователя одной из топовых хасидских династий Европы; в 1870 году, с третьей попытки, рабби Довид все же основывает здесь свою резиденцию. Свое жилище он обустраивает прямо на территории утратившего к тому времени стратегическое значение замка, продемонстрировав таким образом Шапире и его сторонникам всю серьезность своих намерений.
Синагога Чортковского цадика.
В течение нескольких лет рабби Довид сумел завоевать значительную популярность. Фридман основал здесь резиденцию, в центральной части которой была устроена синагога - копия роскошной синагоги его отца в Садгоре; аналогичные сооружения были возведены и другими последователями Ружинера в Гусятине, Вижнице и Боянах. Во время еврейских праздников в Чорткове происходило необычайное оживление – сюда съезжались тысячи приверженцев цадика. В наше время чортковская хасидская династия имеет 3 ветви: последователи Довида Фридмана организовали резиденции в Иерусалиме, английском Манчестере и бельгийском Антверпене.
Резиденция рабби Довида (не сохранилась)
Захоронение Довида Моше Фридмана на старом кладбище
В 1900 г. в Чорткове проживало 3146 евреев, что составляло 61,7% всего населения. В городе активно развивалось сионистское движение. В 1907 году в Палату депутатов Рейхсрата (парламент австрийской части Австро-Венгрии, заседавший в Вене) от Чорткова был избран сионист Малер. Гаскала также не утратила своих позиций. Знаменитый еврейский историк Меер Балабан приводит сведения, согласно которым Шапира неоднократно отправлял группы еврейских студентов на обучение в гимназии Черновцов и Станиславова (совр. Ивано-Франковск), а в 1913 году еврейская гимназия действовала и в самом Чорткове.
Во время Первой мировой город несколько раз переходил из рук в руки; каждый такой переход сопровождался еврейскими погромами. Особенно в этом отличались российские казачьи отряды, занимавшие Чортков в 1914-1915 годах.
Бывший еврейский дом в центральной части города
В июле 1919 г. Чортков был административным центром Западно-Украинской Народной Республики - здесь располагалась канцелярия Евгения Петрушевича. Под городом началась самая успешная операция Украинской Галицкой Армии – Чортковская офензива, в ходе которой в Тарнополе (совр. Тернополь) было сформировано легендарное еврейское подразделение УГА, «Жидівський пробойовий курінь» под командованием поручика Соломона Ляйнберга.
В 1939 году Чортков переходит в состав СССР. В течение двух лет постепенно советские власти закрыли большинство синагог и еврейских общинных организаций. Были арестованы и высланы многие религиозные и общественные деятели. Еврейское население сильно обнищало из-за национализации городских предприятий, владельцами которых были в основном евреи. Ситуацию усугублял поток беженцев, спасавшихся из оккупированной немцами Польши. В 1941 году в Чорткове пребывало более 6000 евреев.
Ратуша и старые торговые ряды на рынке
В июле 1941 года Чортков заняли немецкие войска. Эвакуироваться практически никто не успел. Сразу же начались расстрелы. Был создан юденрат, в октябре этого же года его председатель Ш. Крух и практически все члены были расстреляны за отказ исполнять приказы оккупационных властей.
В апреле 1942 года было образовано гетто, в декабре – рабочий лагерь, где евреи работали на нужды армии. Периодически в гетто и лагере проводились акции, во время которых их обитателей отправляли в лагерь уничтожения Белжец или расстреливали в лесу под городом. В июне 1943 года большинство заключенных лагеря было уничтожено; спустя 3 месяца было ликвидировано и гетто.
В гетто действовали группы сопротивления. Двум группам под руководством Р. Розенберга и М. Вассермана в 1943 году удалось уйти в леса под Чортковом, где они присоединились к партизанам. Большинство членов этих групп погибло в боях с немцами и полицаями; всего из чортковских евреев смогло спастись около 100 человек.
Мацева на Новом еврейском кладбище
После войны, из-за того, что Тернополь был почти полностью разрушен, в Чортков перенесли областные учреждения и организации. Так город успел побывать и столицей Западно-Украинской Народной Республики, и областным центром УССР. Сейчас Чортков - районный центр. Если такая тенденция понижения статуса продолжится - глядишь, скоро станет селом, и назовут его Чартковице...