Очень часто приходится слышать из толпы некие каверзные фразы: «А как вы относитесь к гоям?» или «А правда ли, что вы гоев не считаете за людей». Конечно же, завидев религиозного еврея, который значительно отличается от толпы, ему хочется напомнить и про свои неудачи или обиды от какого-то своего соседа, который, наверное, был евреем, и они с ним что-то не поделили. И тут начинается эта желчь. Особенно если эта какая-то подгулявшая компания, которой обязательно надо к чему-то привязаться.
В действительности, наименование «гой» ничего обидного к окружающим народам в себе не несёт. Это слово присутствует в книгах Танаха и означает в переводе «народ». Сам еврейский народ называется в самой Торе «гой кадош» - святой народ, а праотцу Аврааму Вс-шний обещал вывести из его потомков великий народ «гой». Стало быть, и евреи в каком-то смысле гои.
Итак, слово «гой» – это народ. Со времён диаспоры евреи расселялись по разным странам, сталкивались с разными народами, среди которых они основывали свои общины и вели свою жизнедеятельность. Они делились со своими единоверцами о своих нееврейских соседях, называя их «гоями», чтобы указать, какие обычаи и законы в тех краях, где они проживают. Таким образом, ничего оскорбительного для самих же гоев это слово в себе не несёт.
Еврейский закон Галаха постоянно выделяет еврейский народ из среды других народов, давая им понять, что на них возложена особая миссия в выполнении заповедей Торы, которые другие народы выполнять не могут, а в некоторых случаях, им это просто запрещается. Например, нееврею запрещается полностью соблюдать шабат, читать и изучать талмудическую литературу. С другой стороны, Тора велит народам мира оставить идолопоклонство, служить Единому Б-гу, не проливать невинной крови, вести справедливое судопроизводство. За нарушение подобных заповедей народам мира «гоям» грозит самое страшное наказание, а за выполнение - награда. Иудаизм признаёт наличие праведных людей среди народов мира. Единственное это то, что евреи, как избранный народ несут больше ответственности тем, что обязаны соблюдать не семь заповедей Ноаха для народов мира, а все 613 заповедей Моше, данных в Торе на горе Синай.
Таким образом, считать слово «гой» обидным и оскорбительным, а отношение евреев к окружающим народам презрительным, было бы некорректно, тем более задавать подобные вопросы верующим людям.
Не надо преувеличивать испытываемую необоснованную ни на чём ненависть из-за возникших личных мотивов, оправдывая этим причину своего плохого настроения.
Автор: Михаил Борисович Ткач, исполнительный директор ОЕОУ