Каждый родитель на личном опыте знает, что воспитание ребенка не может обойтись без чтения сказок, которые выполняют сразу несколько важнейших функций – формируют навыки поведения ребенка в разных жизненных ситуациях и помогают родителям наладить теплую душевную связь с детьми. Но воспитание еврейского малыша не подразумевает чтения ему привычных русских народных сказок, которые порой оканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек», открыто объявляя доверчивому ребенку, который уже проникся «сказочной» историей, что рассказчик все выдумал и ему не стоит верить. И не смотря на то, что еврейская традиция достаточно длительный период времени находилась под влиянием и даже давлением других народов, устная традиция и литература не претерпела существенных изменений и детские рассказы и сказки не были затронуты чуждым им влиянием.
В еврейских сказочных сюжетах обман заранее отсутствует, ведь с раннего возраста дети знают, что обманывать нехорошо, даже в шутку, даже понарошку. Поэтому, такой популярный в русских сказках поворот событий, когда дурак обманул мудреца, а бедняк – богача, не встречается в еврейских рассказах вовсе. Только в двух крайних случаях обман допустим и оправдан – ради мира в семье и во имя спасения человеческой жизни. Любые другие виды обмана строго запрещены Торой. Это абсолютно логично с точки зрения как еврея, так и любого другого человека. Ведь обман – это не что иное, как искажение сведений с определенной целью, которое может принести много неприятностей обманутому. Представление в детской сказке чертей, ведьм и домовых, делают этих не существующих страшных персонажей вполне реальными для детского сознания. Это негативно влияет на психику малыша и его общее развитие, ведь никто не может благополучно существовать в страхе.
К примеру, привычная для детей сказка о «Мойдодыре» рассказывает о большом и грозном ожившем умывальнике и побуждает деток умываться по утрам и вечерам, при этом ребенок учится бояться того, кто старше, кто сильнее, но никак не прививает любовь к чистоте. Но пугать детей запрещено, так же само, как и других людей, и в еврейских сказках, согласно традициям, не встречаются страшные выдуманные персонажи, которые питают в человеке суеверие и беспричинное беспокойство. Другой пример можно привести из сказки о ленивом Емеле, который отправился во дворец на печи. Получая все, что заблагорассудится, «по-щучьему» велению, Емеля преподносится как положительный герой и показывает своим примером, что можно получить желаемое, не прикладывая усилий. Каждый взрослый, проанализировав такой пример, может увидеть насколько негативным может быть влияние такого подхода к жизни.
Справедливости ради, стоит заметить, что многие привычные нам сказки все же несут важный и достойный смысл. Например, известная всем русская народная сказка «Репка». Она ясно показывает важность командной работы для достижения цели, а также то, что даже самая незначительная сила (мышка) может перевесить чашу весов. Интересным является и то, что многие русские и европейские сказки берут истоки из талмудических сказаний. Это служит показателем признания еврейской мудрости теми народами, среди которых евреи жили.
Еврейские же сказки имеют поучительный и достаточно глубокий моральный посыл, представленный, тем не менее, в доступной, упрощенной форме. Так, чтобы даже самый маленький слушатель мог понять и принять открывающиеся ему через героев истины. Такая упрощенная подача еврейского мировоззрения в виде поучительных историй призвана развить в ребенке умение понимать законы, а не слепо им следовать. Одним из разновидностей еврейской сказки можно назвать майсы, которые в свою очередь могут быть как алахическими (законодательными), так и агадическими (повествовательными). Конечно, для детей понятными и доступными будут агадические майсы – называемые просто агада. Они красочно и увлекательно объясняют законы и традиции еврейской жизни, имея, однако, многослойное содержание. Даже придуманная агада, которая рассказывает о не существовавших в реальности персонажах и не произошедших событиях, несет в себе примеры высоких моральных устоев, прививает достойное поведение в самых трудных ситуациях.
Еврейская сказка – совмещение сказочного сюжета с еврейской системой ценностей. И каждый отдельный еврейский родитель может рассказывать своему ребенку ту еврейскую сказку, которую именно он посчитает занимательной и полезной. Благо, выбор таких рассказов действительно широк, и они будут интересны, независимо от возраста слушателя.