Мир не стоит на месте, он меняется, развивается и прогрессирует, принося в жизни людей новые правила, законы и возможности. И в эту мировую эволюцию свою немалую долю вложили и все еще вкладывают евреи, как целый народ, так и отдельные личности. Евреев на Земле относительно мало, но их влияние на мир заслуживает детального рассмотрения.
Первая важная революция, которую собственно начал еврейский народ, – распространение монотеизма и законов Торы. Самым главным революционером Торы был Авраам. Именно он принес в мир веру в Единого Б-га, разбив идолов своего отца. Именно с него берет начало родословная еврейского народа. И его именем – авраамические – по сей день называют мировые монотеистические религии. Вера в единого Б-га со временем вытеснила религиозную систему язычества и многобожия, исключая тем самым уход от личной ответственности каждого отдельного человека. Благодаря распространению монотеизма и учений Торы мир постепенно перенимает семь важнейших заповедей (законов Ноаха), которые значительно расширили личностную свободу человека и укрепили защиту его жизни, как наивысшей ценности. Тора стала самой влиятельной книгой во всей человеческой истории. Не только евреи причисляют ее к своей мудрости и наследию, на нее претендуют христиане, мусульмане и весь цивилизованный мир, а ее моральные принципы и законы действуют и считаются прогрессивными даже в наши дни. Эта первая революция иудаизма дала нашему миру пацифизм, личную ответственность и ответственность друг за друга, идею и правила судебной системы, и многое, многое другое.
В наши дни так же происходят революции - в социуме, в медицине, в технологиях. Самой масштабной революцией в истории ХХ века была Октябрьская Революция 1917 года, в которой евреи принимали непосредственное участие. В эти дни евреев можно было видеть по обе стороны баррикад. Это объясняется тем, что дискриминация, преследования, унижение человеческого достоинства и общий социально-политический гнет, тяготевший над еврейским населением Российской империи, толкали часть еврейской молодежи в ряды революционеров. С другой стороны, находились противники революции и отмены частного хозяйства. Как правило, это были евреи, связанные с торгово-промышленной деятельностью, равно как и еврейская интеллигенция. Встретившись друг с другом по разные стороны баррикад, евреи боролись за свои убеждения, за изменения в социальной сфере, за ценности бытия, не касавшиеся религии.
Такая разобщенность еврейской диаспоры указывает на ее глубокую ассимиляцию и сильную вовлеченность в политическую и социальную ситуацию страны. По сути, уже тогда евреи были готовы к борьбе за свою землю, и многие, кто не желал бороться и отстаивать чужую и агрессивно настроенную к ним страну, восприняли всерьез идеи сионизма и переселялись в Палестину. Лидером этого исторически важного движения был Теодор Герцль – еврейский общественный и политический деятель, основавший Всемирную сионистскую организацию и основоположник идеологии политического сионизма. Он был уверен в том, что существует реальная возможность возникновения и основания еврейского государства, и что это единственный путь решения «еврейского вопроса», который все чаще возникал в европейских странах конца ХVІІІ – начала ХІХ веков. Теодор был журналистом, писателем и доктором юриспруденции. Уроженец Австро-Венгрии, он с детства приобщался к немецкой культуре и языку, и достаточно долго не интересовался еврейским вопросом вообще. Однако явные антисемитские настроения, всесторонние ограничения и нарушения прав евреев заставили будущего еврейского лидера не просто проникнуться идеей сионизма, но и предпринимать к ее осуществлению самые смелые и действительно важные шаги. Герцль разработал план возрождения еврейского государства и заселения еврейским народом тогда еще османской Палестины.
Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану и что оно обязательно должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана было необходимо создать два органа — политический и экономический. Первый: «еврейское общество» - в качестве официального представительства еврейского народа. Второй: «еврейскую компанию» для руководства финансами, экономическим развитием и строительством жилых помещений. Эта программа подробно излагалась в книге писателя и политика, которая вышла в 1896 году и имела пророческое название - «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса».
Всю свою жизнь Теодор Герцель посвятил идее создания своего государства, своей земли для еврейского народа. Он организовал и возглавил Всемирный сионистский конгресс, создал «Еврейское колонизационное общество». Хотя старания Герцля тогда не увенчались успехом, его работа создала предпосылки для создания государства Израиль, который официально был занесен на карту в 1948 году. Он не дожил до этого знаменательного события, 3 июля 1904 года скончавшись от сердечной недостаточности, а его последние слова относились к делу всей его жизни – сионистскому государству. Интересно, что Герцель оставил после себя захватывающее литературное наследие, которое вдохновляло всех его последователей. В своём утопическом романе на немецком языке «Altneuland» - «Старая новая земля», который позже был переведен на иврит, писатель создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. В переводе на иврит роман назывался Тель-Авив - «весенний холм» (название библейского поселения), именно это название было дано столице еврейского государства Израиль.
В Европе значимой фигурой, которая стала вестником революции в мировом социуме, был Карл Генрих Маркс – «отец» научного социализма и автор первой научной теории классовой борьбы.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Его труд «Капитал» был переведен на множество языков и вдохновлял поколение большевиков и социалистов своими идеями. Многие мировые лидеры-революционеры были марксистами, с энтузиазмом принимая его философское, экономическое и политическое учение, и это говорит о неоценимой роли трудов этого немецкого еврея для мира в общем. Идейным соратником Макса был писатель и ученый Фридрих Энгельс, который в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е года.
В большевистской России также были свои евреи-революционеры, которые брали не количеством, но качеством. Огромное влияние на развитие революции и на ее итоги оказал известный Лев Троцкий, получивший имя при рождении Лейб Бронштейн. Он был ярым марксистом, организатором, совместно с другими единомышленниками, Октябрьской Революции и Красной армии, его политические идеи привели его на руководящие посты Советов и сделали видным лидером революционного движения ХХ века.
Рядом с мировыми лидерами революции всегда находились и представители литературного круга – писатели и журналисты, которые выступали в роли обозревателей политического движения и его документалистами. Благодаря их трудам есть возможность и сегодня понять и прочувствовать общественное настроение того времени, посмотреть глазами современников на те или иные решающие исторически процессы. Такими писателями-евреями, отражавшими в своих работах повседневность революционной России, были Осип Эмильевич Мандельштам, Борис Леонидович Пастернак и многие, многие другие.
Революционно новым можно считать направление на возрождение иврита как светского, повседневного языка. Некоторые писатели и публицисты Европы и СССР начинали писать исключительно на иврите, следуя душевной потребности приблизиться к своему национальному наследию и культуре, многие из пионеров ивритской литературы были сионистами. Одним из самых первых таких писателей был Ахад ха-Ам (урожденный Ушер Исаевич), который пользовался большим уважением всего еврейского народа. Он был воспитан в строгой набожности и уже в раннем возрасте почитался знатоком Талмуда. Ничего не могло остановить его любознательность, будущий писатель живо интересовался еврейскими просветителями, которые были запрещены в его глубоко религиозной семье, читал великих еврейских философов средневековья и перенял у них позитивистское мировоззрение. Ушер Исаевич женился согласно воле родителей, будучи еще совсем молодым. Однако продолжил самостоятельно заниматься философией и точными науками, все более проникаясь рационализмом, и в конце концов отошел от религии.
Первая статья Ахад ха-Ама - «Не тем путем», которая была выпущена в 1889 году (после чего он взял псевдоним Ахад ха-Ама) сурово критиковала основные концепции политики лидеров сионистского движения того времени. Вместо призыва к немедленному переселению в Палестину писатель предлагал просветительскую и воспитательную работу, которая должна привести к более сознательной и целеустремленной деятельности по заселению страны. Оживленная полемика, вызванная статьей, привела Ахад ха-Ама к решению систематически заниматься литературно-публицистической деятельностью, и большая часть его статей была посвящена проблемам еврейской культуры и заселению Палестины. Свои работы Ушер писал исключительно на иврите, он считал, что к еврейской литературе и культуре не может быть отнесено то, что пишется на других языках.
Взгляды Ахад ха-Ама, вызывающие порою ожесточенные споры, оказали значительное влияние на сионизм всех направлений. Его произведения сыграли огромную роль в развитии еврейской мысли, в становлении современной литературы на иврите и послужили одним из решающих факторов интеграции процессов возрождения еврейской национальной культуры и восстановления еврейской государственности.
Основоположником современной художественной литературы на идише и иврите по праву считается и Шолом-Алейхем, настоящее имя которого Соломон Наумович Рабинович. Он с симпатией относился к сионистскому движению, хотя и не занимался политической деятельностью, ограничиваясь лишь просветительством простого еврейского народа посредством своих работ на идише. Дело в том, что большинство его современников-евреев не знали иврита, поэтому идиш был единственной возможностью донести свои идеи и мысли еврейскому населению России.
Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора и заканчивая игроком на бирже. Однако именно литература сделала ему имя. Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идише, он помогал молодым авторам, выплачивая им большие гонорары. Также писатель обожал публичные выступления, поэтому постоянно организовывал их по всему миру, и уже в скором времени он получил славу сложившегося писателя с мировым именем. Эта общественная деятельность не только принесла известность Шалом-Алейхему, но и обратила всеобщее внимание к еврейской литературе и ее авторам.
Наряду с литераторами, возрождением и установлением в современном мире еврейской культуры занимались и еврейские деятели кино. Новатором в сфере кинематографа будущего Израиля выступил Натан Аксельрод. На протяжении нескольких лет профессор Борис Шац, основатель «Школы искусства и ремёсел Бецалель», пытался создать кинематографическую промышленность в Палестине, но эти попытки ни к чему не привели. И только усилиями Аксельрода еврейская индустрия кино медленно, но верно начала обретать современные формы. Он прибыл в Эрец-Исраэль в 1926 г. и поселился в Реховоте, примкнув к молодежной группе Шахар. Позже, вместе с единомышленниками Сегалем и Пэнном создал первую в стране киностудию, которую они назвали «Моледет» - «родина» на иврите. Такое название в революционно новой сфере деятельности в молодом иудейском государстве говорит о том, насколько патриотичными были намеренья Аксельрода.
Основной деятельностью в первое время работы «Моледет» была кинохроника, посвященная наиболее значительным событиям еврейской жизни в стране, освещающая основание новых еврейских поселений и больниц, визиты именитых гостей, еврейские праздники и многое другое, что относилось к светской жизни евреев. Первый в истории художественный фильм Израиля также был снят Натаном Аксельродом, на пару с режиссером Халахми. Это была комедия «Ва-ихйи б-имей...» - «И было во дни...», которая была названа по первой строке книги Эсфири. Этот короткометражный фильм в двух частях о забавных недоразумениях с тремя супружескими парами во время празднования Пурима в Тель-Авиве, был доброжелательно встречен публикой. За ним последовали: «Ха-иш ми-Нахалал» - Человек из Нахалала», «Одед ха-нодед» - «Скиталец Одед» и другие успешные ленты. Эти первые уверенные шаги молодого государства Израиль в кинематографе укрепили его позицию в мире, как прогрессивной и современной страны.
Но в начале ХХ столетия происходили революции не только лишь в сфере политики и литературы, значительные шаги вперед делала и медицина. И в этих серьезных преобразованиях также учувствовали представители еврейского народа. Светочем нововведений и исследований в области медицины, несомненно, был Илья Ильич Мечников. Он родился в семье потомка великого молдавского боярского рода Ильи Ивановича и дочери великого еврейского публициста Эмилии Львовны. Семья была большой и дружной, однако переживала множество житейских трудностей – из-за разорения Мечниковы были вынуждены переезжать из дома в дом, пока не осели в отцовском имении в Панасовке. Именно там будущий медик и ученый приобрел любовь к природе и интерес к естественным наукам, также достаточно сильно на его взгляды повлияла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов».
Научные труды Мечникова относятся к ряду областей биологии и медицины. Значительное место в трудах Мечникова занимали вопросы старения, ученый считал, что старость и смерть у человека наступают преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами. Также он стал основоположником эволюционной эмбриологии, первооткрывателем фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создателем сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основателем научной геронтологии. Это несомненно стало прорывом в системе здравоохранения того времени и принесло Мечникову номинацию на Нобелевскую премию. Еще одним ценным вкладом в развитие и последующие научные перевороты в сфере медицины было создание Мечниковым первой русской школы микробиологов, иммунологов и патологов. Он активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями, именно поэтому ряд бактериологических и иммунологических институтов России носит имя Мечникова.
В начале ХХ века медицина была достаточно закрытой сферой, но мировые войны привели в нее множество мужчин и женщин из разных слоев населения и народов. Первой женщиной-еврейкой в медицине была Розалинд Франклин, которая родилась и выросла в богатой, влиятельной британской семье. Она получила образование в колледже Ньюнхэм Кембриджского университета и позже занималась исследованиями в области применения рентгеноструктурного анализа. Позже она работала в Лондонском университете над исследованием структуры ДНК.
Благодаря ее работе было сделано множество открытий, но Розалин стала известна благодаря своей работе над получением рентгенограмм структуры ДНК. Сделанные ею снимки отличались особой чёткостью и, по некоторым сведениям, послужили основанием для выводов о структуре ДНК. Также она начала первую в своём роде работу по исследованию вирусов табачной мозаики и полиомиелита. Не стоит напоминать насколько сложным было положение женщины в мужском мире медицины того времени. Именно поэтому Розалин Франклин можно назвать революционером не только лишь в науке, но и в социальном положении женщины середины ХХ века.
В сфере науки можно увидеть множество еврейских имен, из которых самое интересное и резонансное, конечно же, Альберт Эйнштейн. Он – автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и других областях. Его личность стала центральной в научном мире начала ХХ столетия, его работы в прямом смысле слова перевернули уже известные законы физики, но также добавили новые.
Эйнштейну принадлежит решающая роль в популяризации и введении в научный оборот новых физических концепций и теорий. В первую очередь это относится к пересмотру понимания физической сущности пространства и времени и к построению новой теории гравитации взамен ньютоновской. Эйнштейн также, вместе с Планком, заложил основы квантовой теории. Эти концепции, многократно подтверждённые экспериментами, образуют фундамент современной физики.
Еще одним великим первооткрывателем и революционером в научной сфере был Генрих Рудольф Герц - немецкий физик из еврейской семьи, который доказал существование электромагнитных волн, подробно исследовал отражение, интерференцию, дифракцию и поляризацию электромагнитных волн. Также он доказал, что скорость их распространения совпадает со скоростью распространения света, и что свет представляет собой не что иное, как разновидность электромагнитных волн.
В то время еще не сформировалось ясное представление о физической природе электрического и магнитного полей. Имело распространение мнение, что существуют некие связанные с ними «флюиды», обладающие, подобно всем известным средам, массой, а, значит, и инерцией. Если в проводнике либо возникает, либо прекращается электрический ток, эта инерция должна была бы обнаружиться, и Герц поставил себе цель исследовать это экспериментально. Результаты исследований, полученные Герцем, легли в основу создания радио, телеграфа и телевидения. Он был великим экспериментатором и новатором, совершив определенную революцию в истории науки, но также он был и глубоким теоретиком, сыгравшим огромную роль в технологическом прогрессе в наши дни.
Кибернетика – наука, которая в прямом смысле слова полностью изменила наш мир, подарив ему невероятные возможности, о которых раньше нельзя было даже мечтать. Все смелые идеи и стремления стали возможными и реальными благодаря открытию закономерностей получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество. И пионером в этой новаторской науке был ученый еврей, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта - Норберт Винер. Норберт был ребенком профессора, и в 4 года уже был допущен к родительской библиотеке, а в 7 лет написал свой первый научный трактат по дарвинизму. Он никогда по-настоящему не учился в средней школе. Зато в 11 лет отроду он поступил в престижный Тафтс-колледж, который закончил с отличием уже через три года, получив степень бакалавра искусств.
В 18 лет Норберт Винер получил степень доктора по философии и по математической логике. В девятнадцатилетнем возрасте доктор Винер был приглашён на кафедру математики Массачусетского технологического института. Ученый получил пять научных наград и степень почетного доктора философии в трёх университетах, но важнейшим его достижением было все же основание новой революционной науки – кибернетики. Полное название главной написанной Винером книги выглядит следующим образом: «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Именно она вдохновило всех его последователей и позволила разработать и ввести в повседневность людей всего мира множество новых технологий, которые учувствуют в наше время в каждой сфере жизни человечества.
Евреем-новатором в сфере технологий был еврейский механик-електрик Зигфрид Маркус. Он построил свой первый автомобиль в 1864 году, первым использовав бензин в качестве моторного горючего и поставив бензиновый мотор на деревянную коляску. Автомобиль имел одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Поскольку машина не имела сцепления, задние колеса должны были быть подвешены над землёй, прежде чем двигатель мог быть запущен. Неудовлетворенный своей конструкцией после первого испытания, он разобрал её.
Также Маркус первым применил в автомобиле электрическое зажигание, что на то время было просто революционным решением. Изобретатель получил более 39 австрийских «привилегий», 92 зарубежных патента из 14 стран на электрические телеграфные аппараты, газовое оборудования и двигатели внутреннего сгорания. Но он никогда не брал патента на автомобиль и не считал себя его изобретателем.
Что же касается современности и революций в ней, то с уверенность можно назвать самую глобальную и масштабную трансформацию, которая затронула все слои общества -изобретение интернета и социальных сетей. Социальные сети – самые популярные и часто используемые платформы современности, начало которым дал Марк Эллиот Цукерберг - американский программист и предприниматель в области интернет-технологий. Его история, как программиста и новатора начиналась в школьные годы, где он занимался компьютерным программированием и даже разработал сетевую версию игры «Риск». Высшее образование Марк так и не завершил, в 2004 году он покинул Гарвардский университет, где обучался на факультете психологии.
Параллельно с учебой Марк посещал курсы ИТ, интересовался программированием на таких языках, как «C, C++, Java, Visual Basic, VBscript, JavaScript, PHP и ASP». И однажды, с друзьями по колледжу будущий миллионер решил создать социальную сеть Facebook для более удобного общения среди сокурсников. Гениальные и даже революционные идеи всегда выбирают оригинальный путь для реализации, ведь Цукерберг не имея даже высшего образования смог настолько изменить стиль жизни современного человека, что мы не представляем себе жизни без его изобретения.
Евреи революционеры находились в разных сферах деятельности и в разное время, однако очень сильно влияли на ход мировой истории и делали свой вклад в прогресс и эволюцию.
Материал подготовила Дарья Симха