В современном иудаизме допускается брак начиная с 16 лет. При этом считается, что не следует сильно откладывать вступление в брак до более позднего возраста. В частности, Талмуд считает, что каждый, кто ещё не был женат, по достижению двадцати лет будет жить неправильно. Лишь в отдельных исключительных случаях поглощенность изучением еврейского закона признавалась легитимной причиной оставаться холостым.
В периоды античности и средневековья (в эпоху Талмуда) браки разрешались в более раннем возрасте. Однако, даже тогда вступление в ранний брак не означало начала интимных отношений, это было социальной формой заключения брачного контракта.
Согласно закону Государства Израиль о возрасте вступления в брак от 1950 г. (с поправкой от 1960 г.), женщина не может вступить в брак до достижения 17-летнего возраста. Минимальный возраст для вступления мужчины в брак не оговорен. Если женщина моложе минимально указанного возраста, закон предусматривает возможность рассмотрения раввинским судом прошения заинтересованной стороны о принудительном разводе. Впрочем, по Галахе это положение не дает почвы для бракоразводного процесса.
Существует запрет на насильственное вступление в брак. Так в Торе описывается, что когда слуга Авраама (Элиэзер) пришел сватать Ривку за Ицхака, то ее родители и родственники, хотя и выразили свое согласие на брак, должны были спросить саму Ривку, согласна ли она выходить замуж. Основываясь на этом, еврейский закон устанавливает, что родители не имеют права выдавать своих детей замуж или женить без их согласия. Хотя принцип уважения к родителям является в иудаизме очень важным, он, тем не менее, не распространяется на личные дела детей, в частности, на то, как они женятся и выходят замуж.
В Талмуде рассказывается история, (которая считается классической в иудаизме), о том, как будущий рабби Акива в молодости был пастухом, и за него хотела выйти замуж дочь его хозяина. Отец девушки категорически возражал против этого брака, лишил ее наследства и содержания и пытался всячески воспрепятствовать браку. Однако, дочь не послушала его, вышла замуж за Акиву и в дальнейшем послала его учиться, тем самым воспитав из него выдающегося лидера еврейского народа. Эта история, известная каждому получающему классическое воспитание еврейскому ребенку, закрепляет право молодых людей самим принимать решение о собственном браке.
Браки, запрещенные еврейским религиозным правом, делятся на две категории: 1) запрещенные и недействительные; 2) запрещенные, но действительные.
1.Запрещены браки, являющиеся кровосмесительными согласно законам Торы, а именно: брак с матерью, с дочерью, с внучкой, с сестрой (как полной, так и единоутробной и единокровной), с сестрой отца или матери, с женой брата отца, с женой сына, с мачехой, с сестрой жены (недействителен при жизни последней даже после развода с ней), с вдовой брата (за исключением левиратного брака) или с его разведенной женой, с бабушкой, матерью, дочерью и внучкой жены; брак с замужней женщиной; брак с не еврейкой. Аналогичны, хотя и не идентичны абсолютно, запреты и для женщин.
2.Запрещенные, но действительные:
- Замужняя женщина, вступающая в сожительство с другим мужчиной, становится запретной как для мужа, так и для прелюбодея, даже после развода или смерти мужа.
- Разведенная женщина, вышедшая замуж вторично и снова ставшая незамужней (путем развода со вторым мужем или вследствие его смерти) является запретной для первого мужа;
- Коэн не может жениться на разведенной. Плод такого брака именуется халал(а);
- Еврейка не может вступить в брак с мамзером (незаконорожденным) и еврей — с мамзерет;
- Женатый человек не может (согласно постановлению Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола о запрещении полигамии) вступить в брак с другой женщиной, пока действителен его предыдущий брак. Такой второй брак, совершенный вопреки запрету, действителен, но стороны обязаны развестись;
- Во избежание сомнений относительно отцовства могущего родиться ребенка, запрещается жениться на разведенной женщине или вдове до прошествии 90 дней со дня ее перехода в положение разведенной или вдовы, а также на беременной женщине; запрещается также жениться на кормящей матери, пока ребенку не исполнится 24 месяца.
Многоженство в иудаизме.
Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата.
В XI веке рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназких евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объясняется следующими причинами:
- Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
- Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.
Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время, те евреи, которые уже стали многоженцами, получают израильское гражданство без проблем, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу со всеми сопутствующими последствиями.
В современном иудаизме существует движение «А-байт а-йегуди а-шалем», которое призывает легализовать многожёнство для решения демографической проблемы в современном Израиле, ссылаясь на окончание 1000-летнего периода, в течение которого было запрещено многожёнство. Их оппоненты возражают на это тем, что слова «на 1000 лет» означают «навсегда».