Знаете ли вы, что на Земле есть два места с географическим названием "Белз"? И то, что находятся два Белза в разных странах и на разных континентах, при этом один из них - прямой, можно так сказать, "наследник" другого? Про городок во Львовской области в Украине слышали, конечно, многие. А его почти тезка расположился в Израиле - это один из районов Иерусалима, носящий название "Кирьят-Белз". Какая же связь между местами, разделенными тысячами километров?
Украинский Белз - город очень старый, упоминания о нем встречаются в "Повести временных лет". Белз был одним из крупнейших городов Галицкой Руси, затем - столицей удельного Белзского княжества и центром воеводства в составе Польши. Постепенно Белз утратил стратегическое значение центра региона и превратился в местечко, сегодня это один из самых маленьких городов Украины - приблизительно 2,5 тыс. жителей.

Евреи впервые пришли в Белз еще в начале 15 в. Как и в других городах, еврейская община жила обособленно, основав для себя отдельный район. Впоследствии он получил название Люблинское предместье. После разрушения города татарами в 1502 году король Сигизмунд І в целях восстановления городской экономики разрешил магистрату выдавать жителям право на производство вина, при условии оплаты определенного налога. Это право стали активно приобретать евреи.
В 1517 году местные жители в лучших традициях того времени накатали королю коллективную жалобу - мол, евреи такие-сякие, из-за них мы убытки терпим, нужно запретить им торговать... Однако, у евреев оказались документы, в которых указывалось, что предыдущий правитель предоставил им право на торговлю наравне со всеми жителями города. На этом основании Сигизмунд отклонил жалобу. Но хоть что-нибудь не поиметь с евреев при этом было бы нарушением другой традиции, поэтому для общины был установлен новый налог - 2 польские марки в год на строительство городских укреплений. Налог, что интересно, был не постоянный, а только на то время, пока работы не будут полностью окончены. Т.е. до прихода Машиаха, плюс еще пару лет...
Спустя 40 лет, в 1557 году, аборигены таки напакостили - очередная жалоба была направлена против владельцев питейных заведений. В этот раз король Сигизмунд Август гласу народа внял - евреям была запрещена деятельность в этой области, торговля алкоголем отныне дозволялась только христианам.


К середине 16 века в городе проживало около 200 евреев, которым принадлежало 32 домовладения. В городе действовала синагога, была построена миква и другие общинные здания. К началу 17 века численность еврейского населения немного уменьшилась - по люстрации 1616 года в Белзе числилось 29 еврейских домовладений.
Вовремя хмельниччины казацкие войска подошли к Белзу, но город выплатил большую контрибуцию, и казаки не стали его штурмовать. Большая часть денег для контрибуции была выделена, естественно, еврейской общиной. Тем не менее, в окружающих Белз селах было убито около 200 евреев.
В течение Северной войны между Швецией и Речью Посполитой Белз был практически полностью разрушен. Для его восстановления король Ян ІІ Казимир применил проверенный метод - пообещал евреям привилегии. В 1665 году между городским магистратом и еврейской общиной было заключено соглашение, согласно которому евреям во всех вопросах предоставлялись равные права с христианами; соответственно, на них распространились общие правила налогообложения и ответственности перед городским судом в случаях споров между ними и другими жителями города. Внутренние судебные разбирательства между евреями производились же общинным судом. После принятия этого соглашения евреи стали приобретать земельные участки и за пределами Люблинского предместья, в том числе в центральной части города и вокруг площади Рынок.
В 1765 году в Белзе и соседних деревнях проживало 716 евреев.

В 1816 г. Белз стал одним из центров хасидизма и резиденцией хасидской династии, одной из самых значительных в Галиции, а в последствии и во всем еврейском мире. Основал ее рабби Шалом Рокеах, ученик "провидца из Люблина" Яакова Ицхака га-Леви Горовица, по рекомендации которого и был назначен раввином в Белз.
Рабби Шалом был известным каббалистом и вообще очень незаурядной личностью. Носил он скромное прозвище Сар Шолом - "Князь Мира". В 1843 году Сар Шолом строит величественную синагогу по уже каноническому к тому времени в еврейском зодчестве образцу оборонных синагог 16 века, хотя надобность в таких защитных сооружениях, естественно, давно отпала. Но не мог же цадик с таким именем молиться в какой-нибудь халупе, в конце концов...


Рабби Шалом Рокеах умер в 1855 году, 23 числа месяца элуль по еврейскому календарю - ровно за неделю до наступления Нового года. Согласно белзской легенде, это произошло не случайно - ангелы специально забрали цаддика в это время, чтобы он на празднике был кантором в Небесной синагоге. Неделя, видимо, понадобилась для репетиций.


Сын и преемник основателя династии, рабби Йегошуа Рокеах, тоже был личностью весьма интересной. Он организовал в Белзе боевую организацию "Махзикей га-дат" ("Держащие религию"), предназначением которой было силовое противодействие организации "Шомер Исроэль", ориентированной на идеи Гаскалы. Йегошуа Рокеах первым из хасидских лидеров начал издавать собственную газету - еженедельник "Коль махзикей га-дат".


В середине 19 века Белз начал увядать. К 1859 году в городе насчитывалось всего 3500 жителей, из них 1783 - евреи (51% от всего населения).
Во время Первой мировой войны Белз, принадлежавший в то время Австрии, захватили русские войска. Город был почти полностью разрушен, белзский Ребе со своим двором вынужден был бежать в Венгрию. Только в 1925 году рабби Иссахар Дов восстановил хасидский двор в Белзе.
В начале 20 века в Белзе образовалась сионистская организация. Благодаря ее деятельности часть хасидов репатриировались в Палестину, несмотря на то, что вообще хасидское движение было настроено резко отрицательно по отношению к сионизму.

В октябре 1939 года согласно пакта Риббентропа - Молотова Белз заняли немецкие войска. В городе был создан еврейский рабочий лагерь, в который согнали всех не успевших эвакуироваться евреев Белза, а также евреев из соседних сел и местечек. Всего в лагере оказалось приблизительно 1500 человек. В июне 1942 г. около 1000 из них были депортированы в Собибор, в сентябре того же года - все оставшиеся. Синагога была разрушена.
Четвертый белзский Ребе Аарон Рокеах сумел перебраться из Белза в Краковское гетто. Одним из промежуточных пунктов был оккупированный уже городок Перемышляны, расположенный недалеко от Белза, и здесь рабби Аарон едва не погиб. Нацисты согнали евреев, среди которых был и он, в местную синагогу, заперли вход и подожгли здание. Спас всех местный священник, бывший капеллан Украинской Галицкой армии Омелян Ковч. Он пробился сквозь толпу и на немецком языке, которым владел в совершенстве, закричал на солдат. Те в замешательстве отступили, и отец Омелян сумел открыть двери горящего здания. В перемышлянском городском музее есть картина местного художника с красноречивым названием: "Отец Омелян Ковч спасает из горящей синагоги рабина из Белза"

Омелян Ковч был отправлен в концентрационный лагерь Майданек, где умер в 1944 году. До конца своих дней он оказывал помощь другим заключенным лагеря. Институтом Яд Вашем отец Омелян Ковч удостоен звания Праведника народов мира.

А вот Белзский Ребе вошел в историю, к сожалению, не только фактом своего чудесного спасения украинским священником. Из Краковского гетто он с помощью высокопоставленного офицера венгерской разведки перебрался в Будапешт, и вскоре смог получить право на выезд в английскую подмандатную Палестину. Перед репатриацией он выступил перед своими хасидами в Будапеште и предрек, что с ними никакой беды не случится. Через несколько месяцев начались депортации венгерских евреев в лагеря смерти...
После 1945 года в Белз вернулось около 200 евреев, бывших в эвакуации или служивших в армии. Вскоре все они выехали из СССР.
Так как же появился Белз №2? Белзский Ребе поселился в Бней-Браке, где восстановил хасидский двор. К нему стекалось множество хасидов, потерявших своих цаддиков во время Шоа, и вскоре белзский хасидизм стал одним из самых многочисленных хасидских течений не только в Израиле, но и во всем мире. В отличие от многих других еврейских религиозных движений, белзские хасиды приняли активное участие в политической жизни Израиля, влившись в партию "Агудат Исраель". Это привело белзский двор к значительным разногласиям с другими хасидскими направлениями, не признающими Государство Израиль.
Со временем белзский хасидизм по количеству приверженцев вышел на второе место среди всех хасидских течений после сатмарского. Двор переезжает в Иерусалим, где основывает отдельный район - Кирьят Белз. В его центре хасиды возводят роскошную синагогу, своим внешним обликом напоминающую разрушенную нацистами синагогу Белза. Сегодня она является крупнейшей синагогой Иерусалима - Сар Шолом был бы доволен. Согласно очередной белзской легенде, приход Машиаха начнется именно отсюда. Поэтому, если хотите в это время оказаться в первых рядах, приезжайте в Кирьят Белз и предъявляйте украинский паспорт - земляки легендарного цаддика вполне могут рассчитывать на льготные условия. Но следует поторопиться, ведь это может произойти совсем скоро...

В оригинальном же Белзе хоть евреи и давно не живут, забыть о них окончательно местным жителям не дают. Ежегодно сюда приезжают до 10 тысяч хасидов со всего мира, желающих помолиться на могилах цаддиков - основателей династии. Для паломников построена гостиница с синагогой, есть миква. И ни в одном бывшем штетле я не видел, чтобы пустое место, на котором стояла давно разрушенная синагога, было занесено в официальный перечень памятников истории Украины...


Примерно так выглядел весь комплекс.


Автор фото: Евгений Шнайдер
Использованы материалы:
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Hasidic dynasty of Belz, Wikipedia
Еврейская Вики-энциклопедия
Электронная еврейская энциклопедия