Все, что нам известно о будущем мире, мы познали из Устной Торы и Каббалы, из еврейской мистики, которая строит свои рассуждения и выводы на основе различных строф Письменной Торы и передает эти идеи из поколения в поколение. Поэтому нет единого мнения о том, как выглядит мир грядущий, как протекает процесс повторного рождения, а также почему и у кого он происходит.
Мистика говорит, что каждым добрым делом или исполнением заповеди производят доброго ангела. Аналогично этому, любое плохое деяние или нарушение заповеди рождают злого ангела. Именно эти духовные силы предстают после нашей смерти пред Небесным Судом в качестве наших защитников или обвинителей и высказываются перед Судьей всей Вселенной «за» и «против» нашего вступления в будущий мир. Талмуд говорит, что Суд небесный подобен суду земному. Нас судят в присутствии судьи, адвоката и прокурора. Самым тщательным образом взвешивают заслуги и грехи человека и, если его заслуги достаточно велики, он попадает в будущий мир, где душа снова наслаждается близостью ко Всемогущему.
Как в концертном зале, есть отличные и менее хорошие места, так, возможно, и в будущем мире: чем праведнее жил человек, тем ближе будет его душа ко Вс-шнему и ощутимей испытываемое ею наслаждение.
Грешники, однако, не попадут в будущий мир. Они будут направлены в специальное место - Гехином, где они подвергнутся процессу очищения, который, как правило, длится не более двенадцати месяцев. Это является также причиной того, что родственники умершего на протяжении года читают по нему Кадиш (на иврите: освящение) - специальную молитву, которую можно произносить лишь в присутствии десяти мужчин. Эта молитва должна уменьшить страдания души. В чем состоит это страдание? Горящее пламя, упоминаемое во многих религиях и мифологиях, не может подразумеваться дословно, ибо речь идет о сугубо духовном мире. Какое же пламя имеется в виду? Речь идет об огне стыда. В этом мире мы очень часто прячемся от своих злодеяний. Иногда мы находим оправдание содеянному, иногда находим отговорку, иногда мы просто не замечаем, что согрешили. В будущем мире нет никаких объяснений, никаких отговорок. Нам предъявляют все, содеянное нами, и все вытекающие из этого выводы и следствия. И мы будем стоять нагими, без возможности укрыться в своем теле, без возможности спрятаться где-либо, с глазу на глаз со своими проступками. Это горящее чувство стыда, которое мы никогда ранее не испытывали, сопоставимо с огнем.
Важно подчеркнуть, что в иудаизме существует феномен, называемый Тшува (возвращение). Каждый человек имеет возможность совершить возвращение. Этот процесс совершается в три стадии. Необходимо осознать свои грехи, раскаяться в них и дать обещание более их не повторять. После этого очищенные грехи засчитываются человеку как заслуги. В соответствии с этим теоретически представляется возможным грешить всю жизнь и, совершив незадолго до кончины Тшуву, войти в будущий мир праведником. Однако, это действует также и в обратном порядке. В конце жизни можно разрушить все то, что строили всю жизнь. Раввины сравнивают это с неким мастером по изготовлению ваз, получившим заказ на изготовление в определенный срок дорогого изделия. У него есть выбор. Он мог бы все время ничего не делать, а создать великолепную вазу в последние пять минут. Но при этом ему грозит опасность внезапной нехватки времени. Поэтому значительно более разумным и целесообразным представляется использование всего отпущенного времени на создание уникального произведения искусства. Необходимо, однако, быть при этом все время очень внимательным, чтобы не погубить все из-за неосторожности и не остаться в полном проигрыше. Естественно, Тшува не действует, если до или во время совершения греха говорят, что потом раскаются в содеянном и таким образом очистятся вновь. Честность по отношению к Б-гу и к самому себе - важнейший и решающий аспект совершения Тшувы.
Как уже упоминалось выше, нет единого мнения о реинкарнации душ. Нет ни одного места ни в Торе, ни в Талмуде, где в явной форме был бы назван этот феномен. Однако, в списках Талмуда имеются рассуждения, из которых можно вывести идею повторного рождения душ. В Талмуде есть места, повествующие о том, что после прихода Мессии мертвые воскреснут. Вера в это составляет одну из тринадцати основ иудаизма. Однако, ведутся дискуссии о том, следует ли воскрешение мертвых понимать дословно или символически; идут споры о том, действительно ли восстановятся тела, или речь идет о реинкарнации душ. Но это одна из причин того, что иудаизм не позволяет сжигать мертвые тела. В мистических писаниях, в частности, в Каббале, абсолютно ясно сообщается, что феномен реинкарнации душ существует. И более того, об одном из величайших каббалистов всех времен Аризале рассказывается, что он мог сообщить людям, от кого они получили свою душу, а значит, возрождением кого они являются.
То же самое писал Аризаль о библейских героях в своих комментариях к Торе. Так, к примеру, он утверждает, что душа Кораха была реинкарнированной душой Авеля. Другие мистические писания сообщают, что Моисей был возрождением Ноя. При тщательном анализе этих личностей можно легко установить, что вновь рожденные души (души Кораха и Моше) обладали определенными качествами, которых не хватало их предшественникам (Авелю и Ною) для полного осуществления и завершения их функций на этом свете.
Имя Авель происходит от слова «Хевель», что на иврите означает воздух или пар, субстанцию невидимую и неопределенную. Авель и ведет себя так же неопределенно. Тора, к примеру, рассказывает, что Каин совершил жертвоприношение и Авель тоже принес свою жертву. Это означает, что Авель делал лишь, что ранее выполнял его брат. Ему не хватало собственной инициативы, и он реально не представлял собой никакой личности. Корах, напротив, был переполнен собственной инициативой, что, к сожалению, предопределило его недостатки.
Мудрецы критикуют Ноя, говоря, что он целиком и полностью сосредоточился на себе и своей семье, и не смог убедить других в существовании Б-га и спасти их от наводнения. Его возрождением был Моше, который отличался тем, что заботился о каждом отдельном человеке, что сделало его величайшим вождем всех народов. Он был тем, кто спас опустившийся еврейский народ, и вывел его из египетского рабства. Можно сопоставить эти личности и сделать соответствующий вывод о том, если некая душа не выполнила при первом посещении земли всю свою задачу или часть ее, она может снова быть командированной на землю, чтобы в этот раз восполнить все пробелы. Б - г поддерживает ее при этом, придавая ей качества, необходимые для реализации своей функции.
Автор: р. Авраам Ицхак Радбиль