Городок Дунаевцы Хмельницкой области известен еще с 1403 года. В 1577 году местечко становятся собственностью Елизаветы Лянцкорунской из знатного рода Гербурт. Эта барышня неизвестным истории образом ухитрилась убедить польского короля Сигизмунда III Вазу в том, что Дунаевцы - это серьезный культурный и промышленный центр. Небось показала Сигизмунду на глобусе Нью-Йорк - это, мол, Дунаевцы и есть. Тот мельком посмотрел - да, конечно, Лизочка, замечательный город, какое у тебя красивое декольте, что ты делаешь сегодня вечером?... В общем, в 1592 году король предоставил местечку статус города и магдебургское право. Так Дунаевцы стали Дунайгородом.
Евреи, естественно, не могли обойти стороной новоиспеченный город. Община появилась здесь в начале 17 века. Занимались евреи традиционными для себя видами деятельности - торговля, ремесла, аренда. В городе существовали ремесленные цехи ткачей, портных, сапожников и т.д. Но наступил 1648 год, по Правобережью покатились погромы. Почти все евреи Дунайгорода были вырезаны отрядами Б.Хмельницкого.
Во второй половине 17 века еврейская община возродилась, но ненадолго. В конце 17 века Дунайгород, как и вся окружающая территория, переходит во владение Османской империи, но вскоре опять возвращается в состав Речи Посполитой. Очередная смена власти очень сильно ухудшила отношения между евреями и местным населением - турки к евреям были либеральны, рассчитывая на их поддержку и помощь в управлении захваченными землями. В 1765 г. в городке проживало 1129 евреев, и в конце 1760-х гг. почти все они погибли при нападении гайдамаков.
После второго раздела Польши в 1793 году местечко отошло к Российской империи. Где-то в процессе всего этого движения Дунайгород опять незаметно превратился в Дунаевцы...
Однако, как всегда, община опять возродилась. С конца 1820-х гг. Дунаевцы - значительный центр текстильной промышленности, в которой было занято много евреев. В середине 19 в. получили распространение портняжное и сапожное ремесла, купец Ройтман открыл в Дунаевцах табачную фабрику.
В 1830-х гг. 82 еврея из Дунаевец были привлечены к нашумевшему уголовному делу об убийстве двух человек в соседней Новой Ушице, которые доносили властям о евреях, скрывающихся от рекрутской службы. По этому же делу был арестован и знаменитый рабби Исроель Фридман из Ружина, основатель Ружинской хасидской династии. Большинство из арестованных было приговорено к ссылке и наказанию шпицрутенами, после которого 30 человек скончались.
В середине 19 века в Дунаевцах действовали 2 синагоги, был приобретен земельный участок для устройства еврейского кладбища. Община местечка продолжает расти, по уровню развития промышленности и общему количеству населения Дунаевцы намного превосходят уездный центр Новую Ушицу.
Большая синагога. Фото П.Жолтовского
В 1890 году здесь было уже 11 синагог, несколько хедеров, еврейская больница, еврейская богадельня, талмуд-тора. Все заводы, находящиеся в местечке - винокуренный, свеклосахарный, чугунолитейный, рафинадный - находились в аренде у еврейских предпринимателей. Множество евреев работали на этих предприятиях в качестве рабочих. Евреям принадлежали кожевенный завод, 2 суконные фабрики, 2 типографии, множество магазинов, заездов, практически все аптеки, единственный книжный магазин, фотоателье. Раввином местечка в это время был Шлойме Городок.
В 1903 году в Дунаевцах открылось еврейское женское училище 3-го разряда Бурштатмана, в 1907 году - мужское училище 2-го разряда Гусакова.
Дом в стиле модерн с магазином на первом этаже. Фото П.Жолтовского
В 1910 году в Дунаевцах проживал 9221 еврей, что составляло 70,7% от всего количества населения местечка. Тремя годами ранее, в 1907, была предпринята попытка восстановить статус города, но закончилась она неудачно. Видно, соблазнять правительство было некому. Ведь одно дело, когда в городе проживает симпатичная пани, и совсем другое - 10 тысяч евреев...
В 1919 году в войска УНР устроили в Дунаевцах еврейский погром, в ходе которого были убиты 12 человек.
Памятник на братской могиле. Надписи практически стерлись, мы прочитать ничего не смогли. По всей вероятности, здесь и похоронены жертвы погрома.
В начале 20 века в Дунаевцах организовалась сионистская группа. После захвата власти большевиками в 1920-х гг. в местечке продолжали действовать подпольные организации сионистской молодежи "Ге-Халуц".
В 1923 году Дунаевцы таки становятся городом, районным центром Каменецкого округа.
В 1925 году, в рамках проводимой Советской властью программы организации национальных сельскохозяйственных районов, 212 еврейских семей из Дунаевец переселились в Крым, в новообразованный Фрайдорфский еврейский национальный район. После этого в 1926 году в городе оставалось 5186 евреев - 60,5% всего населения.
Улица местечка в 1930 г. Фото П.Жолтовского.
В 1931 году в Дунаевцах был образован еврейский поселковый совет, через 2 года основан колхоз "Дер идише пойер" ("Еврейский колхозник"), в котором числилось 362 еврея. До 1938 года действовала средняя школа с преподаванием на идиш.
Голодомор не обошел стороной и Дунаевцы, еврейское население пострадало от него в числе прочих.
Перед началом Второй мировой численность населения городка уменьшилась, но в процентном отношении доля евреев увеличилась за счет беженцев с территории Польши. В 1939 году здесь проживало 4478 евреев - 68,2%.
После оккупации города немецкими войсками в июле 1941 г. евреи Дунаевец и соседних сел были согнаны в гетто. В марте 1942 года по обвинению в саботаже 19 евреев были повешены украинскими полицаями на главной улице города.
Братская могила 19 человек, повешенных нацистами.
В апреле 1942 г. около 2500 евреев фашисты загнали в фоcфоритную шахту неподалеку от местечка и взорвали вход. Очевидцы рассказывают, что в течение 7 дней из шахты доносились стоны и крики...
19 октября 1942 года гетто было ликвидировано. Около 3000 его жителей немцы и полицаи вывезли за город и расстреляли в лесу у села Солонынчик.
Вход в фосфоритную шахту, в которой были заживо похоронены 2500 человек.
После освобождения в город вернулось несколько еврейских семей, некоторое время собирался подпольный миньян. В 1970-80-х гг. практически все евреи Дунаевец выехали в Израиль или другие страны. В 2013 году здесь проживало всего несколько еврейских семей.
Сохранившееся здание одной из синагог
Дунаевцы расположены прямо на автомобильной трассе, да и железнодорожная станция имеется, так что попасть в городок не сложно (Хотя, когда я первый раз вышел из электрички на станции Дунаевцы, то был несколько, мягко говоря, удивлен, узнав, что до города нужно пилить пешком 18 км! Кое-как на попутках добрался) Но было очень интересно побывать в бывших местечках, расположенных в Дунаевецком районе и не очень популярных у исследователей из-за транспортных неудобств - Великий Жванчик и Соколец. Особенный интерес вызывал экс-штетл Соколец, и вот почему. При строительстве Днестровского водохранилища в 1973 г. на тот момент село Соколец, как и многие соседние села, должно было быть затоплено. Жителей отселили, но из-за ошибки в расчетах затопило Соколец не полностью, и сегодня здесь вполне можно побродить по заброшенным улицам. Единственное "живое" здание среди руин сельских домов - Покровская церковь, в которую по воскресеньям спускаются жители "нового" Сокольца. Однако, сделать это можно только в хорошую погоду - после дождя крутая грунтовка для транспорта становится неприступной, а для пешего спуска-подъема неплохо было бы иметь альпинистский разряд... Вспомнилась песенка из к/ф "Гардемарины, вперед!":
"...бездорожье одолеть - не штука, а вот как дорогу одолеть?"
Утренний туман в долине Днестра - зрелище фантастическое.
Мы приехали как раз в воскресенье после небольшого дождика, и сначала решили, что танки (в нашем случае - "Жигули") грязи не боятся. Через пару десятков метров увидели припаркованное у кустов авто, принадлежащее, как нам сказали, батюшке той самой церкви. Батюшка ехать дальше не рискнул и потопал пешком, и мы последовали его примеру, логично предположив, что местному специалисту виднее. Примерно на середине дороги убедились, что решение было принято правильное :-)
Соколец был одним из многих еврейских местечек Подолья. Вот что пишет о нем ЕЭБЭ:
"Соколец - в эпоху Речи Посполитой местечко Подольского воеводства. В 1765 г. в Сокольце и окрестных деревнях числилось 356 евреев. Ныне - местечко Подольской губернии, Ушицкого уезда. По ревизии 1847 г. "Соколецкое еврейское общество" состояло из 457 душ. По переписи 1897 г. жителей 2746, среди них 747 евреев."
Улица Сокольца.
Во время нацистской оккупации все еврейское население Сокольца было расстреляно около села Великий Жванчик. Местные бабушки, обнаруженные в церкви, хорошо помнят своих бывших еврейских соседей. И очень интересно, что, когда мы спрашивали дорогу к старому еврейскому кладбищу, несколько человек независимо друг от друга употребляли слово "мацейва"...
Старое еврейское кладбище в Сокольце.
По дороге мы не могли не остановиться у великолепного памятника советской колхозной эпохи.
Колхозница с некошерной зверушкой)
Возвращаться решили через еще один бывший штетл - Великий Жванчик, расположенный по соседству. В 1897 г. в нем проживали 683 еврея, что составляло 22,3% всего населения, в 1923 г. - 558 евреев. Сохранились сведения, что в 1889 г. в местечке была построена синагога, а с 1895 г. раввином в Великом Жванчике был Авраам Пинхас Берман.
Во время нацистской оккупации 31 августа 1941 г. за селом были расстреляны 380 евреев, осенью того же года - 1224 еврея сел Великий Жванчик и Соколец.
Братская могила жертв нацистов у села Великий Жванчик.
Повеселила местная декоммунизация. Интересно, чей же это профиль на стелле? Может, какого-то известного раввина?)
Декоммунизация по-жванчиковски
Фото: Евгений Шнайдер