Духи и души: имеет ли значение, как мы пахнем? - Ujew

Духи и души: имеет ли значение, как мы пахнем?

Духи и души: имеет ли значение, как мы пахнем?
Количество просмотров 724 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Во времена Танаха у нашего народа были пророки, предупреждавшие о том, какие последствия грозили евреям, если те нарушали волю Вс-шнего. В наше время нет открытого пророчества. Но те слова пророков, которые имеют значение для всех поколений, были записаны.

 

Сейчас мы находимся в период «трех недель» (бейн амецарим) – времени скорби, связанной с разрушением Иерусалимского Храма. Поэтому обратимся к пророчеству Йешаяу – пророчеству о постигших евреев бедствиях и о временах Мошиаха. Суровы слова пророка о недостойном поведении еврейских женщин, приведшем к разрушению и страшным наказаниям (см. Йешаяу 3:16-24). Среди прочего, упоминается чрезмерное употребление макияжа, парфюмерии, броской обуви, особых укладок для волос – естественно, речь идёт об использовании всего этого арсенала средств в общественных местах, для привлечения внимания со стороны чужих людей. Рассмотрим некоторые из этих областей женской привлекательности с точки зрения законов скромности.

 

Начнём с парфюмерии[i]. Мудрецы разъясняют слова пророка о том, что женщины «отравляли своими ногами», так: женщины помещали внутрь обуви ёмкости с благовониями, и когда приближались на улице к мужчинам, они ударяли по этим ёмкостям, отчего распространялся сильный аромат, проникавший, подобно змеиному яду... Не знаю, существуют ли такие приспособления в наше время, но, кажется, они будут излишними: для чего все эти сложности, если можно просто надушиться со всех сторон, щедро опрыскать парфюмерией и тело, и одежду? Такого облака благовония хватит не только на объём воздуха в лифте, но и даже на весь автобус; документы в офисе пропахнут духами секретарши; резкий запах возвестит людям о нашем приближении за несколько метров[ii]

 

Приятные (и неприятные) запахи оказывают сильное воздействие на человека – причём как на его физическую, так и на его духовную составляющую. Есть даже специальные благословения, которые произносятся на приятные запахи. Какой цели служат разнообразные ароматы? Среди всего прочего, мы получаем от них удовольствие, не так ли?

 

Духи и прочие благовония – это одно из женских украшений. Привлекательная и аккуратная одежда, драгоценности, духи – всё это призвано украсить женщину в глазах её мужа. Мидраш рассказывает, что когда евреи пребывали сорок лет в пустыне, женщины получали благовония либо из колодца Мирьям, поставлявшего воду, либо вместе с выпадавшим маном[iii]. Получается, благовония были важны, как вода и пища, и посылались женщинам самим Вс-шним. Позднее одним из постановлений Эзры стало не препятствовать бродячим торговцам продавать благовония, поскольку это было очень важно для женщин. Собственно говоря, почему «было»? Это не только было, но и остаётся важным элементом женской привлекательности.

 

Но, как всегда, задумаемся о цели. Не только глобальные темы, как то «Зачем я существую?», «Как устроен мир?» и т.п., заслуживают нашего внимания. Если мы начнём задумываться, для чего и как мы совершаем привычные, казалось бы, действия, то мы сможем узнать много нового и даже неожиданного для самих себя. Более того, если обычные действия совершать с намерением исполнить волю Творца, то это будут уже не просто действия, а служение Вс-шнему[iv].

 

Представим стандартную картину: перед выходом из дома женщина осматривает себя в зеркале, а потом тянется за флаконом духов, наносит духи на запястья, шею или ещё куда-то, и отправляется из дома по своим делам. Давайте остановим эту женщину в дверях и спросим: для чего? Для чего тебе столь сильный запах парфюмерии? Кого ты собираешься этим привлечь? Кому понравиться? Человеку, мало-мальски знакомому с иудаизмом, с понятиями семейной гармонии в еврейском браке, сбивчивые ответы женщины, которую мы застали своим вопросом врасплох, скорее всего, покажутся неудовлетворительными.

 

Всему своё время и своё место. Согласно нашим источникам, согласно еврейскому закону, парфюмерия – это очень важный элемент женственности, способствующий укреплению семейной гармонии. А употребление столь сильнодействующего средства в неправильных целях проводит к очень неприятным последствиям.

 

Иногда воздействие парфюмерии даже сильнее, чем одежды. Почему? И то, и другое способно привлечь к носительнице определённого рода внимание. Но в случае с одеждой (или с её отсутствием) нежелающие это видеть могут предпринять профилактические меры и беречь свои глаза от неподобающих зрелищ. В случае же с парфюмерией уберечься сложнее: можно ходить по улице, не глазея по сторонам, но вот ходить, постоянно зажимая нос, довольно проблематично… Есть такие дамы, которые оправдывают недостатки своего гардероба козырной фразой «А пускай не смотрят, куда не следует!». Что скажут тогда про парфюмерию? «Пускай не дышат»?

 

Не поймите меня неправильно. Бывают запахи, от которых мы хотим избавиться (или хотя бы замаскировать). Но для этого достаточно де(з)одоранта с лёгким, почти незаметным ароматом (или вообще без запаха). Духи можно оставить для домашнего использования.

 

Продолжение следует…

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь

 


 

[i] Под этим собирательным понятием имеются в виду не только духи, но и дезодоранты, крема с сильным запахом и прочие средства, обладающие приятным запахом. Иногда даже чрезмерное употребление кондиционера для белья приводит к тому, что одежда источает сильный запах, ощутимый с расстояния нескольких метров.

[ii] Иной раз, когда попадаешь в «шлейф» запаха, оставшегося после прохождения надушенного объекта, вспоминаются девицы, которые во дворце царя Ахашвероша отмокали по полгода в мирровом масле, а потом по полгода в бальзамах (Мегилат Эстер 2:12).

[iii] Вместе с маном выпадали также и драгоценные украшения.

[iv] Например, можно перед выходом из дома надеть ботинки и завязать шнурки, не обращая на эти действия никакого осознанного внимания. А можно действовать согласно Шульхан Арух: надеть вначале правый ботинок, потом - левый, завязать вначале левый шнурок, а потом - правый. Действия и результаты те же самые, но намерения – разные. Про награду за бездумное завязывание шнурков не слышала, а за следование Шульхан Арух и другим алахическим руководствам – всем известно.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.