Для кого нам наряжаться? или Притча о Золотом Иерусалиме - Ujew

Для кого нам наряжаться? или Притча о Золотом Иерусалиме

Для кого нам наряжаться? или Притча о Золотом Иерусалиме
Количество просмотров 706 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Рассказывается в наших источниках, что рабби Акива подарил своей жене особенное украшение – «Золотой Иерусалим», тем самым благодаря её за всё то самопожертвование, которое она проявляла на протяжении многих лет нищеты и одиночества. «Золотой Иерусалим» - это украшение, надевавшееся на голову, венец с изображением Иерусалима. Рахель надевала это украшение только дома. Однажды к Рахель пришла жена раббана Гамлиэля. Гостья увидела это потрясающей красоты ювелирное изделие, оно ей очень понравилось, и вернувшись домой, она попросила раббана Гамлиэля купить ей точно такое же (знакомая ситуация, а?): «Ты глава всего народа Израиля, и ты гораздо богаче рабби Акивы, так подари мне такое украшение!»  Отвечал ей раббан Гамлиэль: «Если ты ради меня будешь делать всё то, что жена рабби Акивы для него делала, то тогда и я куплю тебе такой венец».

 

После этого среди мудрецов обсуждалось, можно ли в таком украшении выходить в субботу из дома в общественное владение там, где нет эрува[i]. В итоге пришли к выводу, что в таком большом и блестящем украшении не следует выходить из дома не только в субботу, но даже и в будний день. Почему? Потому что люди станут смотреть, а когда на женщину смотрят чужие люди – это для неё позор и бесчестье…

Секунду, только не нервничайте и не закрывайте этот ультраортодоксальный текст, случайно пропущенный цензурой. Позвольте объясниться.

 

Каким-то образом в голову большинства из нас кто-то вложил идею о том, что чем больше восхищённых взглядов мы соберём, проходя по улице, тем будет лучше. Но каждую идею время от времени полезно проверять посредством разума, даже если она сидит в голове вот уже много лет и никуда не собирается уходить. Враги приписывают евреям множество отрицательных качеств, но в глупости нас обычно никто не обвиняет. Попробуем немного задуматься, зачем нам может быть нужно, чтобы люди, завидев нас, останавливались с отпавшей челюстью, автомобили наезжали друг на друга, режиссёры спрашивали наш номер телефона, а поэты скрипели перьями, воспевая нашу красоту. Ну, если не получится так, то хотя бы пусть сосед заметит, какая у него в подъезде женщина интересная имеется…

 

Раз уж упомянули украшения, то про них и подумаем. Само слово «украшение» показывает, что это придаёт нашему облику особенную красоту. Почему нас так тянет быть красивыми?

 

Природа человека такова, что ему нравится разговаривать и общаться с людьми, которые выглядят красиво. Например, внимание к младенцам обычно привлекается автоматически, но если взять младенца и одеть его в красивый костюмчик или платьице, такой младенец будет вызывать гораздо больший интерес, чем если на нём были бы выцветшие ползунки с пятнышками присохшей каши.

Получается, что внешний вид играет важную роль в общении между людьми.  Человек по своей природе обращает больше внимания на красиво выглядящих людей.

 

Одна из задач женщины – строить и укреплять связь со своим мужем, и с другой стороны, остерегаться излишних связей с чужими людьми. Поэтому очень важно дома выглядеть красиво, приятно и жизнерадостно, в то время как вне дома остерегаться и стараться не производить на чужих людей впечатления.

 

Украшения даны для того, чтобы пользоваться ими именно дома. Так говорится в Талмуде: «Вс-шний, дал женщине драгоценности исключительно для того, чтобы она украшалась ими внутри дома». Когда женщина у себя дома красиво выглядит, это приятно не только мужу, но и всем домашним.

 

Обязанность красиво выглядеть дома настолько важна, что когда евреи находились сорок лет в пустыне, вместе с маном выпадали также и женские украшения, чтобы женщины могли в них красоваться перед мужьями. Есть ещё мнение, что колодец Мирьям, сопровождавший евреев в пустыне, служил источником не только воды, но также и благовоний для женщин.

 

Даже самые возвышенные и праведные женщины уделяли и уделяют внимание тому, чтобы дома выглядеть красиво. Написано в Торе, что Аарон и Мирьям обратились к своему брату Моше с вопросом, почему тот отдалился от жены. Откуда стало известно об этом отдалении? Жена Моше перестала украшаться. Получается, даже жена величайшего пророка Моше украшала себя ради мужа.

 

В Мидраш Танхума рассказывается о жене моряка. Когда муж её находился в плавании, соседки заметили, что она себя украшает. Они спросили: «Для чего тебе украшения, если мужа твоего всё равно нет дома?» Женщина возразила им на это следующее: «Мой муж - моряк, и в любой момент может подуть попутный ветер и привести его корабль к берегу. Тогда он внезапно придёт домой, и я хочу, чтобы он застал меня в наилучшем виде». Заметьте, что даже не было предположения о том, что она могла наряжаться и прихорашиваться для кого-то другого, например, для тех же соседок. А для кого некоторые женщины проводят столь долгое время перед зеркалом, прежде чем выйти из дома, украшая себя при помощи косметики, ювелирных изделий, парфюмерии, париков и т.п.? Для прохожих на улице? Для сотрудников на работе? К каким последствиям это может привести? Даже если не упоминать заповеди Торы, можно попробовать подумать на эту тему логически. Если придут в голову какие-нибудь положительные последствия, поделитесь ими со мной, ибо я ничего хорошего придумать не могу…

 

Есть ещё одна деталь. Экстравагантные украшения могут вызвать зависть соседей и знакомых. Здесь не место подробным объяснениям того, что есть «дурной глаз» и как он может воздействовать на духовную и физическую реальность, но стоит этот аспект иметь в виду.

Более того, зачастую речь идёт и о физической опасности. По улицам бродят разные субъекты, в том числе довольно опасные и живо интересующиеся любой возможностью обзавестись чьими-либо украшениями при помощи физической силы. В лучшем случае, останемся живы, но уже без украшений, а в худшем…

 

На этой оптимистической криминальной ноте подведём итог вышесказанному. Красота и женщина – это два неразрывно связанных явления. Красота и стремление к ней – это наше как бы встроенное свойство, заложенное Творцом при создании женщины. Это инструмент, и для каждого инструмента есть сфера применения. Красота и сопровождающие её аксессуары помогают нам в строительстве нашего дома.

 

Рассказывают случай с женой одного американского раввина. Каждый вечер, заслышав звуки автомобиля, в котором её муж возвращался домой, раббанит поправляла головной убор перед зеркалом и подкрашивалась, готовясь к встрече. Однажды выдался тяжёлый день, в конце которого раббанит задремала на диване в гостиной. Автомобиль уже подъехал, а она спала и не слышала. Тогда её маленькие дети решили помочь ситуации: они взяли её набор косметики и щедро накрасили спящую маму, как могли. Встреча была незабываемой… Но самое главное, что дети уже твёрдо знали: к приходу папы мама всегда старается быть в наилучшем виде!

 

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь 

 

[i] В субботу не переносят вещи из частного владения в общественное, и наоборот, а также не переносят их внутри общественного владения; если объединить несколько еврейских домов вместе определённым образом, перенос вещей станет возможным, и это называется эрув хацерот, или сокращённо просто эрув

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.