Детские слезы: как отличить настоящее горе от «манипулирования». И что делать в обоих случаях - Ujew

Детские слезы: как отличить настоящее горе от «манипулирования». И что делать в обоих случаях

Детские слезы: как отличить настоящее горе от «манипулирования». И что делать в обоих случаях
Количество просмотров 710 Количество комментариев 0

Термин «манипулирование» по отношению к детям не подходит, хотя его используют и родители, и иногда психологи. За детским желанием получить что-то любым способом стоит неудовлетворенная потребность. Потребность в любви, во внимании взрослых, в безопасности, общении, узнавать мир. Если фразу «ребенок манипулирует» заменить на «у ребенка есть потребность в…», реакция взрослого будет другой. Манипулирование – неприятно, запрос на удовлетворение потребности – естественный. У ребенка нет желания причинить вред или поступить подло. Если родитель воспринимает слезы как манипуляцию – становится на дыбы и начинает воспитывать, давить на ребенка, если понимает, что есть потребность – помогает ее удовлетворить или пережить фрустрацию.

 

«Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.»

 

Ребенок может плакать, потому что:

  • не получает желаемое или не может что-то сделать,
  • физически или эмоционально плохо,
  • истерика.

 

Мама различает интуитивно, наблюдая за глазами, плачем, интенсивностью плача, что происходит. Когда ребенок хочет чего-то добиться плачем, он не вовлечен и может остановиться сам. Да, в таких случаях лучше быть последовательным: если мама отказала ему в игрушке или пора идти домой, лучше продолжать настаивать на своем, с любовью в сердце и внешней твердостью.

 

Когда ребенок не получает желаемое или не может что-то сделать – расстраивается и его естественная реакция – слезы. Это то, что обычно называют манипуляцией, но за этим стоит потребность ребенка, которую нужно распознать.

 

«Фрустрация – это психологическое состояние, сигнализирующее, что «что-то пошло не так». По Ньюфелду (современный канадский психолог, автор одной из наиболее целостных моделей развития) – это одна из базовых эмоций, ее мы испытываем еще до того, как почувствуем, что «что-то не так» связано с голодом, усталостью, отказом; что оно нас раздражает, злит или огорчает. Соответственно, у детей, еще мало осознающих себя, распознающих свои потребности, дифференцирующих и локализующих свои ощущения, фрустрация может длиться довольно долго, так и не перетекая во что-то другое. Ощущаться она может по-разному (точнее, еще вопрос, есть ли способ зарегистрировать, как она ощущается, если при осознании она переходит уже в другое состояние:)), но в целом можно обозначить ее как напряжение. Кстати, если прислушаться, нередко ощущающееся на телесном уровне»

 

Слезы тщетности

Между «расстроиться» и «заплакать» иногда есть пауза: когда родитель или другой взрослый (воспитатель, няня) будут уговаривать не обращать внимание на эмоции, пытаться отвлечь внимание или в приказном порядке не расстраиваться. Фрустрация, не прожитая ребенком и не закончившаяся слезами, остается в виде стресса. Не выраженный стресс, ушедший вовнутрь, забирает на себя энергию, которая должна идти на жизнь – познание мира, развитие, движение вперед.

 

И что может сделать родитель – быть рядом с ребенком. Помочь прожить тщетность, выплакать ее. Этот навык в дальнейшем понадобится детям: принимать, что жизнь не соответствует ожиданиям, уметь справляться с этим и идти дальше.

 

У взрослых часто агрессия, гнев возникают в ответ на невозможность контролировать ситуацию. Научившись ребенком справляться с фрустрацией – благодаря любящим родителям рядом – взрослый несколько десятилетий спустя справится и со своим гневом.

 

Остановить детскую истерику

Детскую истерику остановить просьбой или приказом невозможно. Как ее пережить:

  • Доступ к свежему воздуху (часто дети устают и перевозбуждаются в закрытых помещениях).
  • Умыть, дать попить, если дома и есть возможность – посадить в ванную.
  • Посадить к себе на колени, живот-к-животу, обнять, быть рядом (контейнировать).
  • Положить свою руку ребенку между лопаток – волшебное место.
  • Говорить, что вы его любите, вы – рядом, ваши отношения с ним в безопасности.

Следует понимать, что сладкое (конфеты, шоколад и т.п.) делает маленьких детей более капризными.

 

Ответственность за эмоции и отношения

В ситуации, когда ребенок расстроен и плачет, взрослые могут испытывать раздражение, рассердиться. И сообщить об этом ребенку: «это из-за тебя я сержусь». А вот это уже будет манипуляцией со стороны взрослого: перекладывание ответственности за свои чувства на ребенка. По сути, взрослый снимает с себя роль взрослого и отдает ее ребенку. Для ребенка это не посильная и ненужная ноша, которая опять же негативно сказывается на его развитии. Ребенок не несет ответственности за чувства и эмоции взрослых – это аксиома.

 

Важно понимать, что уверенный в себе взрослый, который не перекладывает свои эмоции на ребенка, а наоборот, контейнирует детские, справится с ситуацией и даст ребенку любовь, внимание и чувство защищенности. Справится с детскими слезами, какой бы ни была их причина.

 

И если для этого нужна пауза – вдохнуть-выдохнуть, успокоиться самому – возьмите. Мы можем брать ответственность, когда есть ресурс. «Кислородную маску надеваем сначала на маму».  

 

Автор: Наталья Шульман

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.