Обсуждение темы наука и Тора тут же наталкивается на психологический барьер. Когда о науке говорит человек религиозный, это как-то сразу воспринимается подозрительно. Наверняка он против научно-технического прогресса, хочет всех нас вернуть в средние века! Не спешите с преждевременными выводами. Не надо сразу обижаться за всю науку. Наука развита лучшими умами человечества и, безусловно, требует уважительного отношения. Наука не нуждается в чьём-либо одобрении или осуждении. Тут ничего нового открыто не будет, и всё сказано от имени самой же науки, но, увы, непрочитанной, незнакомой. Поэтому не верьте ничему из того, что тут будет сказано, а всё сами проверьте.
И тут встает проблема – как говорить? Точнее, как говорить, чтобы физикам было интересно, а не физикам понятно? Придётся о сложном – говорить просто.
Перейдём к рассмотрению предполагаемого конфликта между Торой и наукой.
Прежде всего – о терминологии. Уместно заметить, что, как правило, классическая постановка вопроса звучит по-другому: «конфликт науки и религии». И, действительно, основное противостояние в этом вопросе существовало и существует между христианскими теологами и учёными. И так как начало конфликта и последующая борьба были с религией христианской, то под общую вывеску – религии – заодно поместили и иудаизм, хотя он принципиально отличается и строится на других основах. Поэтому в этой статье мы будем говорить только о взаимоотношении между Торой и наукой.
Но начнём, тем не менее, с общего прояснения корней конфликта между наукой и религией, откуда он начинается и на каком фоне развивается? Это важно понять.
Изначально наука зарождается и начинает своё постепенное развитие в полной гармонии с религией. Тысячелетиями наукой занимались люди глубоко религиозные и при этом никак не видели в этом противоречия. Наиболее яркие примеры, знакомые и близкие к нашей эпохе, это Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Иоганн Кеплер. Они были великими учёными, но не в меньшей степени были и великими теологами.
Но постепенно стал назревать конфликт. Он начинается где-то с 16 века, с трудов Коперника. Тогда Джордано Бруно сжигают на костре. Конфликт развивается в 17 и 18 веках, на фоне новых идей социальной справедливости и непримиримой борьбы свободомыслящей элиты в Европе с засильем церкви во всех областях жизни. Церковь держала в своих руках многие центры власти и финансов, проповедовала полную грешность телесных желаний, а это уже не совсем соответствовало духу времени. Борьба принесла успех, и постепенно церковь теряет свой былой авторитет. Во Франции, а затем и в других странах Европы, революция приводит к отделению церкви от участия в государственном правлении и от влияния на школу и воспитание нового поколения.
Не так просто было устранить влияние церкви, но ещё более непросто оказалась вырвать из сердца людей веру в Б-га. Вот тогда-то и воспользовались научными достижениями в качестве тарана, чтобы окончательно выбить остатки религиозного фанатизма из их голов. Так началась организованная война против любого проявления и влияния религиозных идей. Она прошла с огромным успехом и, в конечном итоге, авторитет во всех областях жизни полностью перешёл к научным кругам.
Характерен для того времени знаменитый диалог Наполеона с математиком и астрономом Лапласом: «Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце!». «Сир, – ответил Лаплас, – я не нуждался в этой гипотезе». И вот уже несколько столетий человечество продолжает бурно ему аплодировать.
И вот с тех пор и до нашего 21 века восприятие науки таким и осталось, на уровне бурного 19 века. Века, опьяненного силой человека. Наука тотально вытесняет религию по всем вопросам бытия и создаёт полную иллюзию, что:
1. Наука способна решить любую проблему и, если ещё она не решена, это только дело времени.
2. Наука объективно и последовательно раскрывает нам истину о реальности мира. Заявления, как правило, начинались со слов: «наука доказала, что…» И эта риторика существует до сегодняшнего дня
3. Во всех областях жизни истинное познание возможно только научным методом. Единственной формой знания может быть только научное знание.
4. Учёный – объективный, умнейший, добросовестный и честный исследователь.
В нашу эпоху сложно найти пример веры более сильной и слепой, чем вера во всесилие и истинность науки. И до сих пор обожествление науки является уделом подавляющего большинства народонаселения мира. Но…
Оказывается, есть горстка людей, которая так уже не думает. Кто они? К полному удивлению, это… те же учёные, но из другого века. Многое изменилось в их мировоззрении, и тон давным-давно сменился. И если в конце 19 века научный мир утверждал, что человек решил практически все фундаментальные проблемы науки и только остались несколько совсем незначительных нерешённых вопросов, то учёные 21 века гораздо осторожнее в этом. Они многое открыли, и, в отличие от среднестатистического выпускника ВУЗа, который застрял глубоко-глубоко в 19 веке, они продвинулись далеко-далеко в 21 век.
Вот мы и пойдём по их стопам и попробуем разобрать, насколько эти 4 перечисленные догмы веры во всесилие науки соответствуют или не соответствуют пониманию современной науки.
Действительно ли наука всё может?
Итак, начнём постепенный разбор. Что изменилось в учёных и их представлениях?
Во-первых, их психология. Ведь в 20 веке уже не было нужды постоянно отстаивать научную правоту и бороться с религией. Гегемония науки стала абсолютной.
Во-вторых, 20 век, благодаря невероятным открытиями Альберта Эйнштейна и Нильса Бора, сильно изменил взгляд на мир. Вот тогда, где-то к середине 20 века, пришло отрезвление, и взгляд на всесилие науки стал более реальным. Чётче прояснилось, что наука не всё может и в научном исследовании есть принципиальные ограничения. И ограничения эти не временные, типа, подождем, когда приборы усовершенствуются, а такие, которые никогда не разрешатся и никогда не исчезнут. Об этом, как правило, вы нигде не услышите и не прочтёте, кроме как в специальной литературе, которая этим занимается.