"И если обеднеет брат твой и придет в упадок... поддержи его... не бери с него проценты и роста..." Предупреждение, содержащееся в главе Бэар, заканчивается словами: "...Я Б-г, Вс-сильный ваш, который вывел вас из страны египетской... чтобы быть вам Б-гом Вс-сильным". Наши мудрецы объясняют: "Каждый, кто принимает на себя ярмо закона о проценте, - принимает на себя Ярмо Небес, а каждый, снимающий с себя это ярмо, сбрасывает с себя и Ярмо Небес".
Почему же именно запрет давать в долг под процент избран Торой, как символ "принятия Ярма Небес"? Чем он так выделяется из остальных заповедей, что исполнение его отражает сущность связи между человеком и его Создателем?
В чем идея ростовщичества? Суть одалживания денег в рост заключается в том, что человек получает доход без приложения собственного труда, на работе другого человека. Одалживание денег принципиально отличается от одалживания какого-либо предмета, когда одалживающий остается владельцем этой вещи и может взимать плату за использование своего имущества. Деньги же не являются конкретной ценностью, предметом, а лишь абстрактным эквивалентом стоимости. Когда человек дает взаймы свои деньги другому, они перестают быть его деньгами, они уже принадлежат взявшему в долг, просто последний в будущем должен эту сумму вернуть. Получая с этих денег проценты, дающий в долг зарабатывал бы на чужих деньгах, только лишь в силу того факта, что когда-то они были его. Совсем иначе, когда человек вкладывает капитал в дело. Тогда его деньги по-прежнему принадлежат ему, и он получает прибыль от своего капитала. В случае же займа одолженные деньги кредитору больше не принадлежат.
Это проясняет вопрос, почему запрет ростовщичества символизирует общую картину служения Всевышнему. Б-г создал мир таким образом, что Его благословение приходит к человеку лишь посредством его собственной работы, собственных усилий. Это касается как материальной жизни человека, так и духовной. Заповеди Торы являются выражением этого принципа работы человека: необходимо творить добрые дела, чтобы добиться духовного возвышения.
Почему Вс-шний установил такой порядок? Почему Он, высшее проявление добра, не может одарить благословением свое творение без усердия со стороны последнего? Ответ заключается в следующем. Именно потому, что Всевышний есть абсолютное добро и желает истинного блага человеку, Он сделал так, что все должно достигаться только трудом. Так как только то, что человек достигает собственной работой, и есть истинное добро.
То, что дается даром, называется "хлебом стыда". Бесплатная подачка - это вовсе не дар, и она не приносит радости и удовлетворения. Если же человек заработал награду собственным трудом, то он испытывает истинную радость и по-настоящему ценит то, что получил.
Запрет давать деньги в рост символизирует этот принцип в большей степени, нежели любая другая заповедь. Поэтому тот, кто соблюдает этот запрет, - "принимает на себя Ярмо Небес", а тот, кто одалживает под проценты, "сбрасывает с себя Ярмо Небес".