Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Cвобода выбора в Шабат
Мир еврейскими глазами

Cвобода выбора в Шабат

U-jew
23 августа 2017, 11:01
 

В Кнессете грозятся принять закон о том, что по шабатам в Израиле магазины работать не должны. Для тех, кто не в теме, поясню: в Израиле по шабатам и так ничего почти не работает. Пока я приезжала сюда в гости из никогда не спящей Москвы, для меня это было просто экзотикой. Сейчас это зачастую причиняет массу неудобств.

 

Шабат — это день, когда иудеям положено молиться и не положено делать ничего кроме. Запрещено все, что может быть подобно творению: даже щелчок зажигалкой оказывается грехом. Поэтому в шабат жизнь в Израиле замирает: общественный транспорт не ходит, магазины не работают, в торговых центрах открыты только кинотеатры и кафе. И потому один из самых часто задаваемых вопросов в разных израильских сообществах — чем заняться в шабат, когда никуда невозможно доехать, если у тебя нет машины, да и ехать некуда, даже если машина есть. И дело вовсе не в скуке. Немалая часть израильтян работает шесть дней в неделю: с воскресенья по пятницу. И вот долгожданный выходной, и можно было бы купить еды на неделю и новую кофточку, о которой так давно мечталось. Но этот единственный выходной совпадает со всеобщим блэк-аутом, и за едой приходится мчаться в пятницу после работы (пятница — сокращенный рабочий день, но и магазины закрываются часам к двум), а о кофточке и вовсе лучше забыть. Впрочем, за самым необходимым можно было сходить и в шабат: арабские и русские магазины не соблюдают субботу, а в больших городах есть работающие супермаркеты и аптеки. Теперь же может не быть и их: депутаты Кнессета (а после последних выборов в израильском парламенте религиозные партии получили серьезное количество голосов) считают, что соблюдать должны все без исключения. А те, кто не желают, получат штраф в размере двухдневной выручки.

 

Лично я уже привыкла жить с поправкой на шабат. Но, во-первых, я все-таки работаю из дома, а потому могу выкроить время в течение недели на поездку по магазинам. А во-вторых, у нас есть машина, и по субботам мы летом с удовольствием колесим по стране. А вот большинство моих знакомых не могут себе позволить ни того, ни другого. И летом в жару, когда так хочется на море, они вынуждены объяснять своим детям, что шабат, а значит, автобусы не ходят, на такси дорого, а пешком далеко. С одной стороны, депутатов можно понять — конечно, магазины, работающие в шабат, нарушают святость субботы. С другой, меня всегда удивляли все эти «оскорбления чувств верующих» и «нарушение святости» чего бы то ни было. Мне всегда казалось, что, если ты веришь по-настоящему, тебя не могут оскорбить ни пляшущие дурочки в храме, ни открытые магазины в шабат. Есть тут, конечно, и третья сторона: вот эта остановка в конце недели, этот обязательный день на раздумья и молитвы, эта всеобщая тишина — все это так сложно организовать по доброй воле. Мы живем в очень быстрое время, наполненные информационным шумом и потребительской гонкой. Подумайте сами, сможете ли вы прожить сутки, не пролистывая ленту Фейсбука, не переключая каналы телевизора, не хватаясь за тысячу дел одновременно? И так проходит неделя за неделей, а мы все никак не можем остановиться, выдохнуть, прислушаться к тому, что происходит внутри, и, как ни пафосно звучит, подумать о вечном.

 

В прошлом году я впервые была в Израиле на Йом Кипур — самый важный в иудаизме праздник. День, который мы обязаны посвящать покаянию и посту. В отличие от шабата, в который не соблюдающие израильтяне разъезжают на машинах и атакуют немногие открытые кафе, в Йом Кипур Израиль по-настоящему замирает: закрывается абсолютно все, дороги пустеют, кажется, даже птицы не поют. Есть даже негласный закон: если все-таки хочешь посмотреть в Йом Кипур телевизор, закрой шторы, сделай звук потише, не мешай окружающим, уважай их право на тишину и размышления. В прошлом году я частично соблюдала пост Йом Кипур: ела и пила, но не хваталась каждую минуту за гаджеты, а читала книгу (настоящую, бумажную книгу, а не скачанную в телефон) об истории Торы. Это было странное ощущение. Часа через два после начала поста я почувствовала жуткую ломку — мне захотелось срочно залезть в Фейсбук или посмотреть сериал. Еще через несколько часов я смогла окончательно сосредоточиться на книге, стала читать медленно, вдумчиво, не проглатывая, а со вкусом вчитываясь в каждую страничку. К окончанию поста я чувствовала себя так, словно месяц прожила в невесомости. Даже двигаться в прежнем темпе казалось странным. Что уж говорить о Фейсбуке, который всего за сутки стал казаться суетливым и ненужным мельтешением. Я вряд ли когда-нибудь по доброй воле прожила бы такой день — без гаджетов, без работы, без постоянного хоровода мыслей и дел. Израильский Йом Кипур подарил мне уникальное переживание. И я благодарна ему за это.

И все-таки я не разделяю стремления превратить в Йом Кипур каждый шабат. Мне всегда было сложно с навязанными правилами. И совсем не кажется, что запретительные меры могут привести светских израильтян к соблюдению субботы и истинной вере. Мне вообще все насильно навязанное кажется менее ценным, чем то, к чему мы приходим через выбор, осмысление, проживание. Это ведь как надоевшее в детстве, навязчивое и не всегда необходимое «Надень шапку». И потом уже вроде бы и уши мерзнут, но шапка столь ненавистна, что лучше заболеть, чем признать ее необходимость. А может, и не заболеть вовсе, а, наоборот, закалиться и ощутить свой выбор, свою самостоятельность, свою возможность принимать решения и за них отвечать. Придет время — и шапка окажется на своем месте, и вместо магазина, глядишь, захочется в синагогу. Ну а не захочется — это ведь тоже выбор, не менее значимый и ценный. И никто не имеет права у меня его отнимать.

 

Автор: Алина Ребель

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти