Цниют для мужчины - Ujew

Цниют для мужчины

Цниют для мужчины
Количество просмотров 815 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Честно скажу: про то, как надо мужчинам скромно одеваться, знаю меньше, чем про женскую одежду. Это и понятно: не моё дело говорить что-то мужчинам. Но поскольку у многих из нас дома есть (или будут) сыновья, внуки и так далее, знать про это нам, женщинам, также полезно[i]. Поэтому затронем несколько основных моментов, касающихся мужской одежды.

 

Одежда – это один из отличительных признаков человеческого рода в целом. Когда-то люди ходили без одежды. Это были Адам и Хава до грехопадения, когда душа и тело у них находились на одинаково высоком уровне. После грехопадения тело стало находиться на более низкой ступени, чем душа. Первая одежда была дарована людям самим Вс-вышним. Покрывая тело одеждой, мы тем самым подчёркиваем, что самое главное в нас – это наша душа. Не суповой набор из костей, мяса и прочих составляющих, а именно бессмертная душа. Если одежда сделана так, что вся её цель – подчеркнуть тело и привлечь к нему внимание, то с этой одеждой что-то очень и очень не в порядке – вне зависимости от того, мужская она или женская. Поэтому облегающая[ii], просвечивающая, кричащих расцветок одежда может спокойно оставаться некупленной в магазине.

 

Кроме этого, нет такого места в мире, где Вс-шний не присутствовал бы в каждый момент. «Его Слава наполняет всю землю». Даже если человек находится в одиночестве, в темноте, в самой дальней комнате, за запертыми дверями, он всё равно предстоит перед Вс-шним. А когда человек находится в присутствии кого-то важного, он явно ведёт себя и одевается определённым образом. Если два соседа в ветхих майках курят на лестничной площадке и вдруг там появляется кто-то, кого они уважают или даже побаиваются, вполне возможно, им захочется поверх маек что-то накинуть посерьёзнее. Более того, даже и без визита начальственных особ, дальше лестничной площадки они обычно в таком виде не ходят. А если осознать, что мы всегда находимся перед Вс-шним, то и одеваться мы станем соответствующее. Понятно, всему своё время и место – не пойдём же мы в лес за грибами[iii] в лакированных ботинках… Но принцип этот исключительно важен – см. Кицур Шульхан Арух, Глава 3 (есть русский перевод).

 

Итак, будучи, в отличие от животных, обладателями души и понимая, что мы никогда не находимся в одиночестве, мы должны достойным образом покрывать своё тело одеждой. Это относится ко всем людям.

 

Кроме общечеловеческой значимости одежды, есть также особые вещи, касающиеся одежды еврейской. Евреи на протяжении всей своей истории отличались своим внешним видом. Рассказывают, что какой-то насмешник однажды спросил одного раввина: «Ребе, а как одевался наш праотец Авраам? Также как и Вы, в кафтан и штраймл?» «Не знаю, во что именно одевался наш праотец Авраам, - отвечал раввин, - но я абсолютно уверен, что выглядел он не так, как окружавшие его идолопоклонники!» Особая одежда помогает евреям сохранить себя от посторонних влияний.

 

В чём может быть проблема с нееврейской формой одежды?

 

 

Во-первых, есть одежда, прочно связанная с идолопоклонничеством. Если какой-то предмет одежды связан со служением чему-то или кому-то, кроме Единого Б-га, то он попадает в эту категорию.

 

Во-вторых, есть одежда, связанная с развращённостью и распущенностью. Мало того, что это нескромно, так это ещё зачастую является следованием нееврейским путям.

 

В-третьих, одежда разговаривает. Возможно, не все слышат, что именно она произносит, но она никогда не молчит. Если человек надел что-то определённое, то эта одежда что-то о нём сообщает. Многие виды типичной нееврейской одежды несут в себе очень сильные «послания» - как скрытые, так и открытые. Например, если мы посмотрим на историю джинсовой одежды и на её типичных носителей на протяжении этой истории, то увидим явное противоречие между идеалом еврейской жизни и «джинсовым идеалом». Какими бы смешными нам, прогрессивным, когда-то не казались советские моралисты, призывавшие дать достойный отпор тлетворному влиянию, возможно, в чём-то они были правы относительно джинсов… Есть, кроме джинсов, и другие примеры «говорящей» одежды, просто джинсы вспомнились как классический пример следования чужим путям.

 

Ещё один важный момент затрагивает автор книги Пеле Йоэц. Он пишет про одежду так: «В вопросах одежды желательно человеку придерживаться среднего уровня, в соответствии с его положением и в соответствии с местом. Даже если Вс-вышний и даровал человеку богатство, пусть не носит очень дорогих одежд – как потому, что это пустая трата денег, так и потому, что это приводит к гордыне. Более того, другие станут на него смотреть и тоже захотят поступать так же, хотя у них и нет на это средств. Они станут одалживать деньги и не возвращать, или прибегнут к воровству и грабежу». Знакомая ситуация? Получается, тратить деньги на дизайнерские творения – это не только дорого, но и опасно для нас самих и для окружающих.

 

Что же делать? Обычно проблема «нечего надеть» (ошибочно?) приписывается женщинам. Что носят мужчины?

 

Тот, кто сталкивался в жизни с евреями Торы, вероятно, отметил, что одеваются они либо в специфическую одежду, указывающую на ту группу внутри еврейства, к которой они принадлежат, либо в неком более или менее консервативном стиле[iv], принятом там, где они живут. Естественно, за конкретными указаниями следует обращаться к раввину, поскольку в разных местах могут быть приняты разные нормы. Обычно это некрикливая, спокойная, аккуратная, чистая одежда, не вызывающая подозрений в слепом следовании моде или копировании окружающих народов.

 

Рабби Йоханан называл свои одежды «придающие мне уважение». Одежда должна быть такой, чтобы и мы сами, и окружающие нас люди могли нас уважать.

 

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь

 


 

[i] Женщина по своей природе освобождена от многих заповедей, в том числе – от заповеди воспитывать мужа, поэтому про мужей говорить не станем.

[ii] Если речь идёт об облегающих брюках, то могут быть нарушены очень строгие запреты.

[iii] Лесные грибы в подавляющем большинстве случаев заражены запрещёнными в пищу червями, которых невозможно оттуда полностью извлечь.

[iv] Идея назвать это «консервативный стиль» была мне подана моими детьми: как-то раз они долго разглядывали в газете фотографию каких-то европейских политиков и недоумевали: с одной стороны, все одеты в костюмы, значит – евреи; с другой стороны, все с непокрытой головой, то есть евреями быть не могут. Действительно, кто ещё готов одеваться в консервативные костюмы, кроме евреев и, не рядом будут помянуты, политиков?

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.