Цирк или не цирк? - Ujew

Цирк или не цирк?

Цирк или не цирк?
Количество просмотров 640 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

В праздник Шавуот принято читать книгу Рут.  Рут прошла долгий путь от моавитянской принцессы до прародительницы рода царя Давида. Наши источники рассказывают о том, как её свекровь, Наоми, готовила Рут к принятию иудаизма. О чём сказала Наоми прежде всего?

 

Мы могли бы подумать, что «программа подготовки к гиюру» начинается с описания законов субботы, разрешённой и запрещённой пище и т.п. Тем не менее, Наоми сказала Рут: «Это не путь еврейских женщин – посещать театры и цирки»[i]. Атмосфера, которая царит в таких местах, вредна для евреев, и в частности, для еврейских женщин, чья чувствительность и скромность могут быть под угрозой. Душа настолько тонка и деликатна, что подобные впечатления не могут оставить её незатронутой.

 

Заметим, что не сказано «еврейским женщинам не следует посещать…», а сказано «это не путь еврейских женщин…», то есть им ходить в такие места несвойственно, не соответствует их характеру. Даже если подобные грубые и шумные развлечения и не включают в себя ничего аморального (что маловероятно на сегодняшний день), утончённым еврейским женщинам они претят.

 

Что имеется в виду под словами о деликатной и утончённой душе?

 

Каждое утро еврей произносит слова: «Мой Б-г! Душа, которую Ты даровал мне, чиста». Душа спустилась в этот материальный мир с целью служить Вс-шнему. Для этого она помещена в физическое тело и вынуждена сосуществовать с его материальными нуждами. Это сравнивается с царской дочерью, которая живёт в доме крестьянина, и что бы тот ей не предложил – это не удовлетворит её желаний, поскольку она пришла туда из более высоких сфер.

 

Душа дана нам, и наша обязанность – защищать её и оберегать её чистоту от грязи. Это как белоснежное свадебное платье, на котором будет заметно малейшее пятнышко. И проходя в этом платье по материальному миру, нужно следить, чтобы оно не запачкалось от окружающей грязи.

 

Пишет рав Пинкус, что однажды он разговаривал с человеком, который раньше был заядлым курильщиком, но потом бросил курить. «Знаете, почему я бросил курить? – сказал тот человек. – Однажды я присутствовал в операционной, где хирург показал мне, как выглядят изнутри лёгкие курильщика. Лёгкие были абсолютно чёрными, словно покрытыми смолой. До этого я много слышал о вреде курения, но никогда не представлял, что это так выглядит». Рав Пинкус предлагает нам представить себе нашу душу и задуматься, сколько «дыма» на неё попадает извне. Не обязательно грехов, а именно грязи. Мы прошли по улице и увидели что-то нехорошее. Услышали непристойность в автобусе. Нам попалась на глаза газета. Промелькнуло что-то на экране. Всё это оставило след на нашей душе.

 

На душе остаётся след, когда человек сталкивается с нежелательными и недостойными явлениями и поступками, с людьми, нарушающими волю Творца. Каждая встреча с дурным приводит к притуплению чувств и к снижению способности различать между добром и злом.

 

Есть такие люди, которые говорят: «Напротив, не надо прятаться! Нужно выйти наружу, увидеть всё окружающее зло, и тогда мы будем закалёнными, тогда это зло не сможет на нас больше влиять». Оставим в стороне вопрос о том, насколько им это поможет, но лишь отметим, что душа уже не будет чиста, как свадебное платье, а станет скорее напоминать промасленный комбинезон автомеханика. Так рабочие, занимающиеся починкой городской канализации, в обеденный перерыв усаживаются с бутербродами, свесив ноги в люк, в то время как их менее «закалённые» сограждане обходят это место стороной, ускоряя шаги и зажав пальцами носы.

 

Естественно, «театры и цирки» (и прочие развлечения, принадлежащие к окружающей нас культуре) оставляют свои следы. И наша задача задуматься, нужны ли нам эти следы.

 

Может, воздерживаясь от участия в «культурной жизни», мы что-то важное упустим? Какие-нибудь исключительно важные идеи, высказанные мудрыми авторами и проницательными режиссёрами?

 

Что касается идей, высказанных людьми, далёкими от истины и жизни по Торе, то приведём следующий пример. Предположим, что вероотступник и еретик по какой-то причине решил написать свиток Торы. Раздобыл кошерный пергамент и чернила, аккуратно списал весь текст Торы полностью, не пропустил ни одной буквы. Что следует сделать с таким свитком? Уничтожить!

 

Подчеркнём, что речь идёт о тексте Торы, переписанном с абсолютной точностью, без добавлений и убавлений. Если даже точный текст Торы, переписанный недостойным человеком, непригоден для использования, то что можно сказать о текстах, сочинённых самим этим человеком[ii]?!

 

Когда же речь идёт не просто о текстах, а о визуальном воздействии (картина, фотография, спектакль, фильм и т.п.), то нужно ещё помнить, что зрение – это особая сила, благодаря которой человек как бы соединяется с тем предметом, на который он смотрит. Глаза являются проводниками, по которым видимые ими предметы и явления как бы «втягиваются внутрь» души. Даже безо всяких слов зрелище оказывает воздействие. Недаром, например, запрещено смотреть в лицо злодеям. Хотим ли мы соединиться посредством зрения и слуха с актёрами и прочими «выдающимися» личностями? С каким-нибудь порочными типами, к которым бы мы не подпустили собственных детей?

 

Понимаю, что с непривычки всё вышесказанное может вызвать протест, но на эту тему следует серьёзно задуматься. И возможно, наши решения в этих вопросах смогут нам помочь и улучшить нашу жизнь.

 

 

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь 

 


 

 

[i] Мидраш Рут Рабба 2:22.

[ii] Рав Михоэль Бер Вейсмандель в войну некоторое время скрывался от нацистов в бункере, принадлежавшем одному словаку. Словак поставлял им пищу и прочие необходимые вещи, в том числе и книги для чтения. Несколько девушек-подростков, из числа прятавшихся в бункере, от вынужденного безделья постоянно перечитывали эти книги, хотя книги по своему содержанию были абсолютно непригодными.

Наступил праздник Пурим. Сидевшие в бункере люди выполнили заповедь мишлоах манот (посылания угощения), передавая друг другу единственный имевшийся у них кубик сахара. И вдруг раву Вейсманделю пришла в голову идея: «Мы дали друг другу «подарок» в виде кубика сахара, а теперь давайте пошлём «подарок» Вс-вышнему. Если в качестве подарка мы избавимся от этих негодных книг, Вс-вышнему понравится такой подарок. Возможно, в заслугу этого мы сможем пережить войну». Девушки согласились, и книги были выкинуты.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.