Цицит и цниют: правила и традиции одежды для еврейских детей - Ujew

Цицит и цниют: правила и традиции одежды для еврейских детей

Цицит и цниют: правила и традиции одежды для еврейских детей
Количество просмотров 1242 Количество комментариев 0

Мудрецы говорят, что в трехлетнем возрасте ребенок уже все понимает, и можно начинать его обучение исполнению заповедей.

Вопрос, как одевать детей, вызывает много споров. Традиционно считается, что мальчики с трех лет начинают носить цицит и кипу, а девочки, когда им исполняется 3 года и 1 день – придерживаться правил цниюта. На мальчиков стараются не давить, но поддерживать и вдохновлять, когда они соблюдают традиции. Объясняя в игре, с помощью книжек – зачем это нужно. И конечно, важен пример родителей, насколько они соблюдают традиции.

Как это происходит в обычной жизни в большом городе рассказывает Ноа Кременчуцкая, основательница KOKO-nailroom- и специалист в фашн-ритейле, мама трёх мальчиков: Йонатана, Якова и Йосефа. 

О традициях

Я считаю, что правила, традиции важны с самого рождения. В одежде правил важно придерживаться с 3х лет. Вопрос жесткости регламентируется общиной, как принято в конкретном месте, и семьею. Безусловно, ребенок должен видеть, как соблюдаются традиции у него в семье и понимать, что с каждым годом он должен брать на себя все больше и больше обязанностей. Чтобы к 12 годам, например, девочка точно понимала и осознавала, для чего она соблюдает правила цниюта. Тогда придерживаться их будет ее добровольным выбором, основанным на заповедях и на традициях.

Платья для девочек

Я сторонница платьев и вообще не вижу ничего страшного и сложного в том, чтобы носить женскую одежду. Девочке и в 3 года, и в 12, конечно, красиво, в платьях. Но при этом все мы знаем, что харедимные (ортодоксальные) люди в наши дикие морозы используют брюки и комбинезоны. В этом нет ничего страшного: в первую очередь, важно здоровье, а уж потом все остальное.

О колготах

Колготки – это отдельная сложная тема. Все спрашивают: нужно ли носить в жару, почему они важны, почему один цвет кошерный, другой некошерный? Если сзади есть строчка -такие носили девушки легкого поведения во Франции. Как же хасидки в Меашорим надевают это безобразие? Это сложный вопрос и для меня тоже. В основном, колготки женщины носят. Лично я летом их не ношу и, должна сказать, очень невыгодно отличаюсь от всей синагоги.

Эту традицию (носить колготы) взяли на себя женщины в Иерусалиме, в последствие она распространилась по всему Израилю. Есть мнение, что не обязательно носить колготки вне земли Израиля. Но харедимные и богобоязненные женщины надевают на себя прозрачные колготки, чтобы отличиться от всех других. Я ношу летом закрытую обувь и думаю, что если совместить это с длинной юбкой, то ничего некошерного или вызывающего в этом нет. Более того, часто летом носят не колготки, а гольфы, которые выглядят часто более нескромно, чем отсутствие таковых. Гольфы выглядывают из-под юбки, спускаются, остается след резинки, женщины их подтягивают, и вероятность выглядеть нескромно повышается. Скромность - это еще и аккуратность (в правильном формате). Поэтому иногда лучше, как по мне, без колготок.

О спортивной одежде, шароварах и туниках

Я считаю, что шаровары и туники для девочки - это идеальная одежда для занятий спортом. По-другому, будем смотреть правде в лицо, заниматься невозможно. Чем шире, объемнее, длиннее – тем лучше и меньше вероятности, что где-то что-то оголиться. Плюс ко всему, израильтяне, которые живут в поселениях, часто носят такие укороченные бриджи с широкими юбками, объемные штаны и кофты, которые закрывают бедра наполовину. Да, так не принято. Но однажды я услышала и часто об этом думаю, что иногда такая форма выглядит скромнее, чем девушка в юбке ниже колена, сверху полностью обтянутая тканью. С одной стороны, она соблюдает длину, с другой - подчеркивает фигуру, поэтому внимания обращает на себя больше. А ведь цниют - это не про длину, а про то, чтобы не привлечь внимание мужчины и сохранить его душу и, конечно, свою. Я себе не позволяю надевать шаровары и тунику, если только это не спортзал. Но так как в спортзал я не хожу, то обхожусь без таких вещей.

О ярких цветах и принтах в одежде

Я думаю, что дети могут и должны одеваться в яркие цвета и использовать принты в одежде. Более того, и женщины тоже могут. Вопрос цвета и принта граничит с вопросом вульгарности и излишней претенциозности. Не вижу ничего плохого в голубом костюме с белыми аккуратными цветами или в темно-зеленом кошерном платье. Ведь часть в таком мы менее привлекаем внимание, чем в черной одежде, которую мы надеваем и думаем, что за ней спрячемся. Разные цвета и фактуры - почему бы и нет? Если это красиво, элегантно, аккуратно, со вкусом, то такой наряд будет только положительно играть на образ женщины или девушки.

Детали для девочек

Если говорить о деталях - можно носить черное, но добавлять, например, розовый шарфик или платок, или какие-то колготки. Девочки могут и должны чувствовать себя девочками, а часто это можно сделать в каких-то милых сердцу формах.

О циците и кипе для мальчиков

Я считаю, что мальчикам обязательно носить цицит и кипу с 3х лет. Если мальчик отказывается носить цицит и кипу, то всегда нужно молиться. Я знаю историю, когда в религиозной семье один ребенок отказывался молиться до 13 лет. Безусловно, это всегда неоднозначно воспринимается: вроде бы ребенок должен привыкать к традициям, возникает вопрос, что если после 13 лет он не будет молиться либо не будет носить кипу и цицит? Но сила молитвы делает чудеса, поэтому в той семье все закончилось хорошо. То же самое и с кипой, и с цицитом, нужно объяснять, зачем их носить, помогает личный пример отца. 

Традиционная одежда для мальчиков

Все зависит от направления, в котором мальчики растут. Ашкеназские мальчики, например, ходят в традиционной, как на картинах, еврейской одежде. Это бриджи, высокие гольфы, белая рубашка и жилетка. Мы привыкли, что традиционная еврейская одежда – это белый верх, черный низ и костюм. Всегда приятно видеть ребенка, одетого чисто и опрятно, в черно-белом костюме в Шабат. Костюм-тройка – почему бы нет? Мне бы хотелось, чтобы мои мальчики впоследствии ходили бы в черно-белом. Это выглядит стильно и всегда уместно. Плюс ко всему, такая одежда обязывает.

Хотя я не вижу ничего страшного в джинсах до какого-то возраста: темные джинсы, темный свитер. Пускай летом это будут шорты – ведь это мальчишки и им нужно, чтобы одежда не сковывала движения, но при этом они должны выделяться из общей массы детей. А выделяет их обычно головной убор и цицит.

Цвета одежды для мальчиков

Если мы не ограничиваемся черно-белым цветом, то, вероятнее всего, ограничений в цветах нет. Я стараюсь детей одевать в шабатную одежду на Шабат, но если мальчик идет в  хедер, то это могут быть кофты нейтральных оттенков. Я не знаю, почему цвет одежды может мешать заниматься ребенку. Если же говорить о том, выделяться или не выделяться, то часто какие-то сугубо еврейские вещи, определенный дресс-код выделяют и привлекают внимание к ребенку намного больше, чем просто одежда или головной убор. Я за кипу, цицит, а дальше все зависит от воспитания и, конечно, важен пример отца.

Сандалии

Часто спорят, чем закрытая обувь лучше, чем сандалии с носками. Или чем черные носки отличаются от белых, и почему одни считаются кошерными, а другие некошерными. Я приверженец закрытой обуви и стараюсь даже на лето покупать закрытую обувь. Часто надеваю носки под сандалии - только потому, что это бережет пальчики, чтобы не сбивали их. К примеру, в том же Израиле в харедимных районах запрещены сандалии с 13 или с 14 лет. Этот вопрос поднимается всегда, и тут люди основываются на традиции своего направления. Общество, в котором ты живешь, диктует свои правила. Есть закон, согласно которому ты не можешь выделяться, ты должен вести себя так, как принято в этой конкретной общине.

 

Автор: Ноа Кременчуцкая. Материал подготовила Наталья Шульман

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.