Чудо Великого Шабата - Ujew

Чудо Великого Шабата

Чудо Великого Шабата
Количество просмотров 662 Количество комментариев 0

Субботу, предшествующую празднику Песах, мы называем Шаббат а-Гадоль, Великий Шаббат. С ним связан целый ряд особых обычаев. Первый Шаббат а-Гадоль евреи встретили еще в Египте в десятый день месяца нисан, за пять дней до освобождения из рабства. В тот день народ Израиля получил свою первую заповедь, относящуюся только к этой конкретной Субботе и не заповеданную будущим поколениям: «В десятый день этого месяца [нисана] каждый возьмет себе по одному ягненку на род, по одному ягненку на семью» (Шмот 12:3). 

 

Заповедь, в соответствии с которой евреи должны были подготовить ягнят для пасхального приношения за четыре дня до его совершения, относилась только к самому первому Песаху в Египте. В Торе нет указания на то, что последующие поколения также должны исполнять эту заповедь перед каждым Песахом. Впрочем, евреи продолжили следовать ей, чтобы без спешки убедиться в отсутствии у ягнят изъянов, из-за которых они не могли быть принесены в жертву. 

 

В первый Великий Шаббат народ Израиля увидел множество чудес. Им было велено выбрать себе ягнят для пасхальной жертвы и привязать их к ножкам кроватей. Когда это повеление было исполнено, недоуменные соседи-египтяне принялись расспрашивать: «Для чего вам эти ягнята?» 

 

И сыны Израиля отвечали: «Для того, чтобы принести их в пасхальную жертву, как повелел нам Б-г». Египтяне, для которых овцы были священными животными, со злобой смотрели на происходящее, но не смогли вымолвить и слова, чудесным для евреев образом не смогли этому воспрепятствовать. 

 

С пасхальной жертвой связаны и другие чудеса, и именно поэтому мы называем этот день Шаббат а-Гадоль. 

 

Чудо шаббата 

 

Чествуя чудо, сотворенное в шаббат перед Песахом, мы обращаем особенное внимание на то, что произошло оно в Великую Субботу, а не просто в десятый день месяца нисан. Почему? Ведь в Торе упомянута именно календарная дата, а не день недели. 

 

Причина заключается в том, что это чудо тесно связано именно с шаббатом. Египтяне знали, что евреи соблюдают шаббат и в этот день не занимаются скотом, поэтому, увидев, что евреи берут ягнят и привязывают их к кроватям в субботу, они удивились и решили разузнать, что происходит. Евреям грозила большая опасность, спасло их только чудо. Поэтому мы связываем это чудо именно с шаббатом, а не с датой 10 нисана. 

 

 

Более того, случись все это не в субботу, евреи вообще не нуждались бы в чуде спасения. Они могли бы ввести египтян в заблуждение, отвлечь их внимание или придумать своим действиям какое-то объяснение. В субботний день сделать это было невозможно, ибо, как говорили наши мудрецы, «в шаббат не будет врать даже невежда». Таким образом, евреям грозила опасность именно из-за соблюдения шаббата, и чудо спасения было им необходимо. 

 

Еще одна причина, по которой мы чествуем именно чудо шаббата, а не 10 нисана, заключается в том, что спустя сорок лет в этот день умерла сестра Моше Мирьям, а колодец, дававший евреям воду во время их странствий по пустыне, исчез. Когда годовщина смерти Мирьям выпадает на будний день, некоторые евреи соблюдают в этот день «пост праведников». 

 

 

Обычаи Великого Шаббата 

 

Многие общины во время утренней молитвы в Шаббат а-Гадоль читают специальные отрывки, большая часть которых касается законов Песаха. Они представлены в стихотворной форме — так членам общины проще запомнить законы праздника. 

 

В шаббат, предшествующий Великой Субботе, мы в последний раз в текущем году читаем 104-й псалом Теилим (Бархи Нафши) и псалмы 120-134 (пятнадцать псалмов, начинающихся с Шир ха-Маалот и читаемых по субботам зимой). 

 

В Великий Шаббат мы также читаем отрывок из Пасхальной Агады, начинающийся со слов Авадим аину («Рабами были мы») и заканчивающийся словами «чтобы искупить все наши грехи». Причин тому несколько. Во-первых, освобождение евреев из египетского рабства началось именно в Шаббат а-Гадоль. Во-вторых, мы должны познакомить детей с содержанием Агады — таким образом мы исполняем заповедь Торы «Сыну своему в тот день скажи». Кроме того, чтение Агады в Шаббат а-Гадоль считается своего рода репетицией пасхального седера и помогает нам лучше усвоить ее текст. 

 

В некоторых сефардских общинах евреи обращаются друг к другу в этот день с особым приветствием «Шаббат а-Гадоль мевурах», желая благословенной Великой Субботы. 

 

Еще со времен Танаим и Амораим (Мишны и Талмуда) в еврейских общинах по всему миру было принято в Великий Шаббат слушать выступление большого знатока Торы. Он передавал евреям наставления общего характера, а также законы Песаха. В своей речи раввин подробно объяснял принципы подготовки посуды для Песаха, сжигания хамеца и изготовления мацы, чтобы евреи не допустили ни малейшей ошибки в соблюдении законов праздника. 

 

Если Шаббат а-Гадоль выпадает на день, предшествующий кануну Песаха (когда уже приготовлено все необходимое для праздника), выступление раввина перед общиной переносится на предшествующий шаббат, чтобы была возможность заранее изучить все законы, касающиеся Песаха. 

 

В некоторых общинах существует еще один древний обычай: за день до Великой Субботы выпекать немного хлеба из муки, припасенной для изготовления мацы. Этот хлеб, который называют «халами бедняков» или «синагогальными халами», делят между неимущими членами общины. Количество выпекаемых хал зависит от материального достатка семьи.

 

Автор: раввин Элиягу Китов

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.