Чудо брака - Ujew

Чудо брака

Чудо брака
Количество просмотров 658 Количество комментариев 0

Семья, без всякого сомнения, занимает в иудаизме центральное место. Раввин и его супруга проводят перед свадьбами с юными парами специальные занятия. Это своеобразная подготовка к семейной жизни, в ходе которой обращается особое внимание на важность брака и совместной жизни. На передний план при этом ставится мир в доме - Шалом Баит. Для достижения такового позволено облегчить выполнение некоторых заповедей или, даже, их полная отмена.

 

В качестве примера можно привести один из законов Шулхан Арух. Там в двух местах (Хилхот Ханука и Хилхот Шабат) сказано, что если Ханука приходится на Шабат и нет достаточного количества свечей для выполнения обеих заповедей (зажигание ханукального светильника и зажигание субботних свечей), то выполняют заповедь о зажигании свечей в канун Шабата. Почему? Во имя мира в доме. Мудрецы поясняют, что благодаря свету зажженных женщиной в канун Шабата свечей не только освещается комната, где это происходит, но и наполняется особым теплом весь дом. Тепло это творит мир в доме. Основанием для зажигания ханукального светильника является распространение чуда, совершенного пред нами Б-гом. Мы должны тем самым освятить и чествовать Имя Его. При сопоставлении этих двух причин мудрецы указывают на безусловное преимущество мира в доме. Но сразу возникает вопрос: почему? В конце концов, распространение чуда, совершенного Б-гом, и освящение Его Имени относятся к важнейшим заповедям нашей религии! Заповеди, связанные с провозглашением и освящением Имени Б-га, выражают всю нашу квинтэссенцию. Вс-шний говорит в Торе: «Вы - мои свидетели».

 

Кто такие свидетели и когда в них возникает нужда? Свидетели необходимы, когда в ходе судебного процесса возникает некая неясность. И тогда призывают свидетелей, чтобы внести ясность и сообщить миру истину. Именно это и есть наша задача в этом мире: внести ясность и на нашем примере показать, что существует лишь один Б-г, и Он один правит миром. Это также является причиной того, что заповеди, связанные с освящением Имени Б-га, имеют обычно предпочтение перед всеми остальными. Все же, что может привести к осквернению Его Имени, строжайшим образом запрещено. В нашем же случае предпочтение отдано миру в доме. Почему и как? Единственный возможный ответ состоит в том, что счастливая семья, живущая без ссор и раздоров, является величайшим чудом, наилучшим образом освящающим Имя Его.

 

До недавнего прошлого было принято рассматривать мужчину и женщину как двух полностью одинаковых людей, каждый из которых обитает в своем теле. Однако в связи со многими разводами и семейными кризисами современная психология была вынуждена переосмыслить отношения между мужчиной и женщиной. При этом психологи пришли к новой теории, которая сегодня очень популярна, и в соответствии с которой мужчина и женщина являются абсолютно разными типами, которые не только и не столько телесно, сколько духовно отличаются друг от друга. Это всегда две крайности, встречающиеся рядом, но различным образом сформированные. Они по-разному думают и мыслят. Они и говорят на разных языках, хотя владеют одинаковым словарным запасом. Этой точки зрения Тора и ее мудрецы придерживаются уже тысячелетия. И поэтому мы понимаем, о каком чуде идет речь. Ибо, когда мы размышляем над различиями мужчин и женщин, мы понимаем, что только чудо делает возможной их совместную жизнь.

 

Талмуд рассказывает нам о том, как одна нееврейская царица хотела высмеять одного из мудрецов и спросила его о том, чем Б-г занимается целый день. Мудрец ответил: «Он сводит пары».

 

 

Царица сказала, что даже она может выполнить эту легкую задачу и, что для этого нет нужды во вмешательстве Б-га. Она собрала всех своих рабынь, наделила каждую из них партнером и женила их. На следующее утро большинство ее рабов оказались ранеными. У одних были синяки под глазами, у других - сломаны руки, у третьих - сломаны ноги. Многие пришли с рваными ранами. Ночью стоял сильный грохот. Тогда царица поняла, какой мудростью и каким знанием людей надо обладать, чтобы свести воедино два таких столь различных существа, как мужчина и женщина.

 

В другом месте Талмуда говорится о том, что соединение двух людей столь же трудная задача, как и разделение Красного Моря при Исходе евреев из Египта. Но в чем смысл этого сопоставления? И какие трудности могут быть у Б-га?

 

Если внимательно изучить раздел Торы, в котором говорится о том, как еврейский народ перешел море, то станет ясно, что в реальности море никто не пересекал. Народ выходил из моря в том же месте, в каком он входил в него. Мидраш говорит, что для каждого колена был образован свой проход, всего двенадцать проходов. И так как они описывали полуокружность, то внешние колена проходили более длинный путь, чем внутренние. В действительности же не играет никакой роли, какой путь прошло каждое из колен, ибо это было общее чудо для всего народа. Это же относится к парам.

 

Мы всегда очень воодушевлены, когда слышим историю людей, которые долгое время не могли найти свою половину. К примеру, историю человека, который опоздал на самолет и вынужден был проводить Шабат в незнакомом месте. Некая семья пригласила его на обед, и где он чудесным образом встретил свою половину, которая, в свою очередь, тоже «по воле случая» оказалась там же.

 

В таких историях мы без труда видим чудо Б-жье, так как просто случается слишком много совпадений. Обычные же жизненные истории нас не впечатляют, ибо они привычны для наших ушей. В действительности же это одно и то же чудо, когда встречают кого-либо в определенной далекой стране за субботним обедом, или когда всю жизнь знакомы с человеком, который живет в соседнем доме. Именно в этом и заключается упомянутая общность с разделением Красного моря. Абсолютно не играло никакой роли, какой длины путь прошло каждое из колен. И абсолютно безразлично, каким был путь двух людей, приведший их к единению. При внимательном анализе видно, что реальное и самое большое чудо, которое можно себе представить, заключается в том, что люди, вообще, нашли друг друга, и в том, что люди живут и функционируют совместно, как одно целое.

 

Теперь нам более понятен закон, отдающий предпочтение субботним свечам перед ханукальным светильником. Каждый действующий брак однозначно является чудом, а не обычным и само собой разумеющимся событием. Это наглядно иллюстрирует статистика разводов. И каждый счастливый брак есть освящение Его Имени, ибо только Он может соединить двух людей в одно целое и только с Его помощью этот союз живет и сохраняется. В Талмуде мужчина обозначается словом «иш», а женщина - «иша». Все буквы в этих словах одинаковы, за исключением того, что в слове «иш» имеется дополнительная буква «юд», а в слове «иша» - буква «хей». Буквы «юд» и «хей» составляют вместе имя Б-га. Если же эти обе буквы от слов «иш» и «иша» отнять, то остается слово «Эш», что означает «огонь. Другими словами: если отнять имя Б-жье из отношений между мужчиной и женщиной, то остается только огонь.

 

Автор: р. Авраам Ицхак Радбиль

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.