Что такое "амен" и зачем мы это произносим? - Ujew

Что такое "амен" и зачем мы это произносим?

Что такое "амен" и зачем мы это произносим?
Количество просмотров 764 Количество комментариев 0

 «Когда провозглашу Имя Вс-вышнего, возгласите о величии Б-га нашего».

Эта цитата, среди прочего, намекает на то, что, услышав благословениебраху, каждый еврей обязан отозваться на нее, подтверждая истинность услышанного и свое согласие с ним. Издревле повелось делать это посредством произнесения слова «амен» (или «омейн» в его ашкеназском варианте), которое содержит корень слова «леаамин» - верить, а также является аббревиатурой выражения «Эль, мелех нееман» - «Б-г – царь истинный».

 

Изложим основные законы, связанные с ответом «амен!» на благословения.

Как только ребенок начинает отвечать «амен», у него есть доля в будущем мире. Возможно, этим объясняется распространенный обычай довольно рано (еще до того, как дети вообще способны понять суть произносимого) «натаскивать» их на это.

Если ребенок уже достиг возраста, в котором он в состоянии понять смысл произносимого им благословения, можно по букве закона (да, есть такое понятие, как «напрасный «амен») отвечать «амен» на его браху. Впрочем, повсеместно заведено отвечать и на благословения совсем маленьких детей, чтобы приучить их к существованию такой темы, как ответ «амен».

Если человек услышал две брахи сразу, должен ответить «амен» дважды, имея в виду то содержание брахи, в ответ на которую он произносит «амен» в данный момент. В таком случае лучше сказать так: «Амен ве-амен».

 

В тех местах (типа туалета, душевой комнаты), где запрещено думать о законах Торы и т.п., запрещено также отвечать «амен». Однако если человек еще не омыл руки, он может ответить «амен» на браху. Также разрешено ответить «амен» на доброе пожелание, даже если дело происходит в местах, типа тех, о которых шла речь выше.

 

По поводу того, обязан ли человек отвечать «амен» во время изучения Торы, мнения авторитетов разделились. Хотя, так как сегодня все равно многие, к сожалению, отвлекаются посередине, так уж, тем более, и «амен» могут ответить.

 

 

Существует интересный спор по поводу ответа на услышанную концовку брахи, произносимой тем, кто молится «Шмона эсре» - основную молитву, долженствующую произноситься шепотом: ведь нельзя отвечать «амен» в том случае, если браха неуместна или же вообще запрещена в данных обстоятельствах. А здесь сам факт того, что браха молящегося была услышана, указывает на то, что он не выполняет требования Закона, и, следовательно, возможно, будет запрещено отвечать на подобную браху!

 

В соответствии с правилом, упомянутом выше, нельзя отвечать «амен», услышав благословение на пищу, есть которую запрещено. Даже если этот запрет – не запрет Торы, а лишь запрет мудрецов. Однако в том случае, когда потребляющему пищу, в отличие от слушающего, это разрешено (некоторые медицинские случаи, следование другим ѓалахическим авторитетам и т.п.), можно отвечать.

 

Даже на те благословения и пожелания, в которых, по той или иной причине, не упоминается Имя Вс-шнего, отвечают «амен».

Необходимо дождаться окончания брахи и только тогда ответить на нее. Пренебрегающего этим ждет суровое наказание свыше.

Надо следить за тщательным произнесением «амен», не опуская «а» и не проглатывая «н».

Если человек не расслышал, какую именно браху произнес другой, нельзя отвечать на нее!

 

Так как наказание тому, кто, услышав благословение, не ответил на него «амен», весьма велико, необходимо учитывать это и, если вы находитесь в среде евреев, которые, скорее всего, не ответят «амен» на вашу браху, не произносите ее громко, во всеуслышание.

 

Автор: Рав Ури Суперфин

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.