Чем отличается парик от парика? - Ujew

Чем отличается парик от парика?

Чем отличается парик от парика?
Количество просмотров 1014 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Где в наших источниках упоминаются парики? В Талмуде есть несколько упоминаний. Например, говорится, что если жена хотела принять на себя статус назир (что включало в себя сбривание волос на определённом этапе), муж не мог отменить этот обет, ссылаясь на то, что жена без волос теряет привлекательность: ведь она может носить пеа нохрит, то есть чужие волосы. Также обсуждается, можно ли выходить в пеа нохрит в субботу в общественное владение без эрува[i]. В чём проблема? Мудрецы опасались, что женщина снимет парик для того, чтобы показать его подруге, и нечаянно пронесёт его на запрещённое расстояние. Вы спросите, зачем его снимать, чтобы показывать, его ж и так всем видно? Дело в том, что вне дома женщины носили парики под головным убором, а не в качестве головного убора. Поэтому, чтобы похвастаться перед встреченной на улице подругой, какой у меня есть новый субботний паричок, мне надо было просунуть руку под головной убор, вытянуть его оттуда и с гордостью предъявить. Парик был украшением, использовавшимся исключительно дома.

Перенесёмся на несколько столетий вперёд. В Европе среди неевреев на каком-то этапе вошли в моду парики – как женские, так и мужские. Некоторые еврейские женщины также использовали их. Возник вопрос, можно ли в них показываться на людях. Ответ был чаще всего отрицательным. Есть мнение, которое иногда толкуется как разрешение появляться в непокрытом парике в общественных местах, но ему противостоят множество запрещающих мнений.

Немного статистики. Поскольку парики были в Европе, вне Европы такой проблемы фактически не было. Сефардские законоучителя не разрешали использование париков взамен головного убора. Что касается ашкеназских законоучителей, то многие это запрещали, причём не просто запрещали, а запрещали категорически и даже накладывали херем (отлучение) на тех, кто осмеливался нарушить запрет. Нарушителей было не так много. Когда однажды современные любители париков пытались покопаться в архивах живописи и ранней фотографии и найти там подтверждение «старинному обычаю» носить парик, то почти ничего не нашли, только живописный портрет сильно ассимилированной семьи.

Женщина в парике, ХIХ век

Если всё с париками было так строго, то как же они получили распространение? Тут дело не обошлось без русского воздействия. Руководство Российской Империи очень хотело помочь евреям. Как именно? Не деньгами и не равноправием, естественно. Оно хотело им помочь приобщиться к окружающей нееврейской действительности, впечатлиться и присоединиться. Но упрямые евреи почему-то никак не приобщались, не впечатлялись и не присоединялись. Не хотите по-хорошему? Попробуем построже. Среди разнообразных антиеврейских мер были гонения на еврейскую одежду, на еврейский внешний вид. В рамках этих гонений принимались различные постановления относительно женских головных уборов. Результатом стало то, что ходить в традиционном головном уборе стало в некоторых местах просто опасно. Других проблем в стране, конечно, не было, поэтому все силы были брошены на то, чтобы указания исполнялись с точностью.

Что оставалось делать женщинам? Кто-то от безысходности ходил с непокрытой головой, но особенно Б-гобоязненные женщины нашли выход из положения – они стали выходить из дома в париках. Что это были за парики? В основном, конский волос или ещё какая шерсть, как-то скреплённые вместе. Что-то вроде мохнатой такой шапки. Видно было за версту, что это вовсе не волосы, но под запрет властей не подпадало.

Коммунисты впоследствии разобрались с российскими царями, но парик остался. По прошествии мрачных десятилетий развилась следующая ситуация: парик стал признаком особой религиозности, в то время как большинство женщин вообще ходили с непокрытой головой: кто-то в знак своей «просвещённости и свободомыслия», но многие лишь потому, что заповедь покрывать голову несколько позабылась. Позабылась настолько, что Хофец Хаим был вынужден даже посвятить этому вопросу отдельную книгу – «Гадер Олам», в которой разъясняется важность головного убора и скромности в целом.

Ну, так в чём проблема с париками? Мы видим, что некоторые их носили, причём не просто «некоторые», а особо Б-гобоязеннные женщины.

Действительно, есть мнение, что заповедь покрывать голову можно выполнить при помощи парика. Но что имеется в виду под словом «парик»? Точно так же, как спрашивают: «Можно ли носить парик?», можно задаться вопросом: «Можно ли носить юбку?». Юбку носить можно, но нужно перед этим выяснить, какую. Если есть законоучителя, которые разрешили носить парик, надо выяснить, что именно они разрешили.

Говорит рав Эльяшив, что разрешили парики, которые были в то время (во время Российской Империи и ранее – прим. ред.). Но разница между теми старинными париками и современными настолько велика, что невозможно свести их к одной категории[ii]. Даже те законоучителя, которые разрешили выходить из дома в непокрытых париках, не имели в виду парики, которые выглядят в точности как волосы или, как часто сегодня бывает, даже красивее натуральных волос. И нельзя забывать, что и те старые парики, похожие на пучки соломы или клочки шерсти, были многими запрещены.

Если какой-то салон париков начнёт торговать продукцией, схожей по своим качествам с той, которая существовала несколько десятилетий назад, такой салон очень скоро закроется, ничего не продав. Линия производства тех париков давно остановилась. Современные парики не просто выглядят, как естественные волосы, но и чаще всего превосходят их по красоте. Иначе зачем они нужны?

Для чего в наше время производятся парики? Для кого предназначен этот многомиллионный рынок? Еврейский народ численно составляет очень маленький процент от всего населения земного шара. А внутри еврейского народа доля соблюдающих Тору также невелика (вследствие «еврейского просвещения», ассимиляции, смешанных браков и проч.). А среди соблюдающих заповеди евреек лишь часть покрывает голову париками. Спрашивается, куда деваются все произведённые парики? Лишь незначительная их часть покупается еврейскими женщинами. Большинство отправляется в нееврейские руки (то есть на головы).

А теперь вопрос: для чего? Даже если и не читать рекламные объявления про «сногсшибательные», «ошеломляюще красивые», «потрясающие своей шелковистостью», «стильные» и прочие изделия, то можно по одному только виду современных париков догадаться, что их цель – украсить женщину и привлечь определённого рода внимание.

Действительно, вместо того, чтобы тратить время, силы и средства на поддержание собственых волос в товарном виде, можно за какие-то жалкие несколько сотен или тысяч долларов обзавесись готовой пышной шевелюрой. В парикмахерской сидеть не надо, а только сдавать парик иногда на стирку и укладку. Прощайте, фен и бигуди… Хоть налысо побреюсь к лету, а буду с кудрями до пояса…

Зададимся вопросом: как можно что-то, созданное для привлечения внимания, использовать для того, чтобы такого внимания не привлекать? Два парика были созданы в одном салоне, выглядят одинаково, вот только один попал какой-нибудь Барбаре, а другой – тёте Хае. Барбара поутру прихорашивается перед зеркалом, надевает свежеуложенный парик, поправляет локоны и выходит из дома в большой мир с явной целью всем понравиться. А в это время тётя Хая надевает на голову точно такой же парик, поправляет локоны и просит у Вс-шнего помощи, чтобы не стать ни для кого из встречных препятствием и скромно выглядеть… Вот и дочка тёти Хаи с нетерпением ждёт, когда она вырастет, станет невестой и сможет наконец обзавестись модным париком (естественно, для пущей скромности, чтоб никто на неё, кроме мужа, не посмотрел; а вы что подумали?)…

Цель головного убора – скрыть от посторонних глаз часть красоты. Если то, чем покрыты волосы, привлекает внимание, то это не считается покрытием. Нельзя использовать платок, шляпку или парик в качестве средства для привлечения нежелательного внимания.

Если мы собираемся следовать мнению, разрешающему использовать парик в качестве головного убора, то просто необходимо перед этим в подробностях изучить законы относительно париков. Кроме законов, касающихся внешнего вида париков (длины, качества волос, фасона и т.п.), есть ещё несколько важных «смежных областей знания», которые также нуждаются в нашем внимании (например, важно установить источник происхождения волос[iii]). Невозможно обзавестись каким угодно «париком», ссылаясь на то, что кто-то когда-то разрешил «парик».

Нет заповеди носить парик, есть заповедь скромности.

 

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь 

 

[i] В субботу не переносят вещи из частного владения в общественное, и наоборот, а также не переносят их внутри общественного владения; если объединить несколько еврейских домов вместе определённым образом, перенос вещей станет возможным, и это называется эрув хацерот, или сокращённо просто эрув.

[ii] Для наглядности представим, что двое будут обсуждать, «как перевозить компьютер в самолёте», но при этом один будет иметь в виду огроменное устройство с перфокартами, на котором бабушка работала, а второй – ноутбук последней модели.

[iii] Многие волосы импортируются из Индии, и их источник – идолопоклоннический культ, в котором женщины приносят в жертву свои волосы, а жрецы затем эти волосы продают. Предмет, принесённый в жертву идолу, запрещён к использованию. 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.