Чем отличается Авдала, отделяющая Шабат от праздника? - Ujew

Чем отличается Авдала, отделяющая Шабат от праздника?

Чем отличается Авдала, отделяющая Шабат от праздника?
Количество просмотров 748 Количество комментариев 0

Существует определенная разница в проведении обычной Авдалы и Авдалы между Шабатом и Йом Тов. Прежде всего, «обычная» Авдала — это несколько благословений, прочтением которых мы отделяем субботу от будней. Есть и другая, «после праздничная» Авдала, которой по завершению праздника (Йом Тов), отделяют праздник от будней. В этом году мы оказываемся в иной ситуации — когда суббота «плавно перетекает» в праздник Шавуот.

 

Лучше всего, разумеется — если у человека есть Махзор на Шавуот (сборник связанных с Шавуотом молитв, изданный отдельной книгой). Или хотя бы — общий Махзор для всех наших упомянутых в Торе праздников. В таких сборниках в «готовом виде» представлен вариант, который нужно осуществить в подобной ситуации. Иногда нужный текст можно найти и в достаточно полном Сидуре (еврейском молитвеннике).

 

Если же ни того, ни другого нет — можно справиться и самостоятельно.

 

Следует понимать, что отдельную «процедуру» Авдалы после окончания Шабата в таких случаях — не делают. Ее тексты почти полностью включены в состав праздничного Кидуша и произносятся перед третьим, обычно — заключительным благословением о «времени» («…что Ты дал нам возможность дожить до этого времени»). То есть, сначала надо читать первое благословение — на вино, затем второе — на праздник, а потом должны следовать два благословения, связанные с Авдалой: на возникновения огня (меорей а-эш) и на разделение. Только в конце этого благословения вместо «бейн кодеш ле-холь» («между святой субботой и будням»), надо произнести — «бейн кодеш ле-кодеш» («между святым и святым»).

 

А вот привычное в составе Авдалы благословение на благовония (приятно пахнущие травы) в такой ситуации — вообще не произносится. Потому что действие, когда мы вдыхаем аромат трав, символизирует укрепление наших душ, ослабевших с уходом субботы. Но в данном случае наши души — не ослабеют. Их укрепит духовность наступившего праздника.

 

В момент, когда мы произносим благословение «меорей а-эш», желательно пристально всмотреться в горящее пламя двух праздничных свечей, ведь праздничные свечи можно зажечь только после того, как завершится Шабат, после исхода субботы. После субботы без всякого перерыва в этом году наступит праздник, Йом Тов, когда зажигать новый огонь нам не разрешается. И праздничные свечи мы, соответственно, должны зажечь от источника огня, который зажжен заранее, еще до наступления субботы.

 

В Израиле продаются двухсуточные свечи. И очень важно — не забыть зажечь одну или даже две таких свечи, до зажигания субботних свечей перед началом Шабата, поставив их в бе6зопасное место, где нет сквозняков, чтобы они (хотя бы одна из них) не погасли и горели всю субботу. Тогда после ее завершения, мы, поднеся к такой свече, например, спичку, сможем перенести огонь на праздничные свечи.

 

Если приобрести двухсуточные свечи не удалось, можно рискнуть и воспользоваться двумя-тремя суточными свечами, в надежде, что хотя бы одна из них и после завершения Шабата  не догорит до конца. Но лучше все-таки в таких случаях, если в доме есть газовая плита, оставить зажженной одну газовую конфорку. Тогда можно будет после наступления праздника пользоваться ее пламенем. Если же нет ни свечей, ни газовой плиты, можно попытаться раздобыть керосиновый фонарь или керосиновую лампу, которые 50 лет назад все еще были в ходу.

 

Кроме того, наверное, еще можно успеть смастерить масляную свечу, горения которой хватит на требуемое время. Для этого понадобится жаропрочный стакан, в который заливается оливковое или, скажем, подсолнечное масло, и фитиль. Предварительно стоит произвести эксперимент, чтобы убедиться, что емкость — достаточно прочная, рассчитать необходимое количество масла и быть уверенным, что «самоделка» не противоречит правилам пожарной безопасности, ведь не только в субботу, но и в праздник гасить огонь нельзя. Не считая, конечно же, обстоятельств, когда возникает опасность для жизни.

 

Автор: Элиягу Эссас

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.