Чем напускное достоинство отличается от настоящего - Ujew

Чем напускное достоинство отличается от настоящего

Чем напускное достоинство отличается от настоящего
Количество просмотров 653 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

В приёмной всемирно известного профессора многочисленные пациентов терпеливо ждали, когда настанет их очередь зайти в кабинет. Они съехались из разных мест, заплатили по несколько сотен долларов за визит, и теперь им оставалось только ждать. Действительно, несмотря на своё высокое положение в мире медицины, профессор продолжал каждый день тяжело работать и принимать огромные количества больных. Для того, чтобы ничто не мешало ему сосредоточиться на осмотре пациентов, профессор был одет в старенький тренировочный костюм и шлёпанцы на босу ногу…

 

Хм, что-то тут не так? Как-то не складывается образ из этого текста… Либо мировое светило медицины, либо треники с пузырями на коленях… Почему? Потому что одежда, хотим мы этого или нет, ассоциируется с положением человека в обществе. Достойный человек одевается достойно.

 

Рабби Йоханан называл свои одежды «придающие мне уважение». Почему? От того, как выглядит одежда человека, во многом зависит то достоинство, которое он имеет в глазах окружающих. Женщина, одетая в чистый аккуратный костюм, выглядит достойнее, чем в выцветшем неряшливом платье с прилипшими семечками от помидоров. Спрашивается, где же тут справедливость и объективность? Может быть, та женщина в выцветшем платье обладает недюжинным умом, тонким ходожественным вкусом, миллионом в банке и прочими неоспоримыми преимуществами, в то время как достойно одетая дама, мягко скажем, кроме одежды ничего стоящего упоминания в себе не имеет. Может быть, одежда – это только маскировка? Тогда действительно ничего не будет понятно. Но если мы будем исходить из того, что одежда – это не маскировка, призванная ввести в заблуждение, то по ней можно многое увидеть. Одежда разговаривает, даже если и сам её носитель не полностью понимает её язык.

 

Всё это может быть прекрасно в теории, скажете, но как нормальному человеку с улицы определить, что есть достойная одежда, а что – нет? Кроме того, возможно, в Африке достоинство будет определяться количеством пальмовых листьев вокруг пояса, а в Лос-Анджелесе чем-то другим (хотя, впрочем, говорят, форма одежды в обоих местах почти сравнялась в последнее время).

 

Кто нам будет служить примером достойно одетой женщины? Подойдёт ли нам какая-нибудь королева или принцесса, в качестве примера? Посмотрим на неё и решим, что так должна выглядеть каждая уважаемая и уважающая себя женщина в мире? Или поищем ещё примеры уважающих себя нееврейских женщин и возьмём их себе в качестве идеала? Фотомоделей, не к столу будет сказано? Но Тора нам такого не сказала делать. Более того, есть заповедь не следовать их дурным путям. Если у некоторых принято главным достоинством считать количество устремлённых на женщину взглядов, то нам, евреям, это совсем не подходит.

 

 

Подсказывают ещё вариант: поискать достойные бренды. Что такое бренды и откуда они взялись на нашу голову? Жил себе когда-то человек. Ел-пил разные вещи, но больше уже не лезет, голова болит и печень. Менял одежду - и цвета, и стили – но уже надоело. В конечном счёте, довольно уже этого скотского существования, нужно что-то духовное тоже, я же всё-таки человек! И тогда у него родилась гениальная идея. Я теперь не просто пью, а пью мартини за завтраком. И не просто поедаю всё подряд в радиусе двух метров, а хожу в элитный ресторан наслаждаться суши, приготовленным легендарным шеф-поваром. И уж когда я одеваюсь, то только в одежду определённых брендов, что вы все можете наблюдать по вышитым на ней логотипам (или «случайно» не отпоротым этикеткам)[1]. А если мне нужны часы (которые, как известно, всегда показывают, что время не стоит на месте, а приближает нас к старости и к могиле), то это не будут какие-то часы с рынка, а самые что ни на есть часы… И так далее. Ежели вы слепы и меня не видите во всём великолепии, то нет причины беспокоиться: вы всё равно обо всём узнаете, поскольку я постоянно об этом говорю. Я осознаю, что я не просто ем, пью и веду животное существование, но делаю это всё исключительно благородным образом, и поэтому я преисполнен достоинства. Это моя, так сказать, духовность – в отличие от тех несчастных, которые делают всё то же самое, но бездумно.

 

Спрашивается, можно ли достичь достоинства посредством вкладывания денег и усилий на покупку брендов? Мы будем всё время заняты, но вряд ли от этого наше истинное достоинство возрастёт. Вырасти может только счёт в банке у тех типов, которые эти бренды придумывают.

 

Где же находится достоинство? Как и по всем другим вопросам, обратимся к еврейским источникам.

 

На языке Торы есть слово «кавод» - достоинство, уважение, вес, почёт, честь. Это то, что нам нужно.

 

Даже у народов мира есть представление о том, что уважаемый человек одет подобающим образом. У евреев понятие почёта и уважения возводится на ещё более высокую ступень, поскольку дело касается души. Причём тут душа? Ребе Радак объясняет слова Теилим 30:13 «лемаан йезамерха кавод» («чтобы воспевала Тебя моя душа») так: Что такое кавод? Кавод в данном случае – это душа. Душа называется кавод, поскольку без души тело не обладает самостоятельной ценностью. Душа – это то, что придаёт телу кавод, то есть честь, достоиство, уважение. Поэтому душа называется кавод. Всё, что подчёркивает значимость души и превращает её в первостепенную ценность, а тело – во второстепенную, вспомогательную составляющую, будь то и одежда, и подобающее поведение, всё это заслуживает уважения. Получается, что одежда, которая лучше покрывает тело, и является достойной и заслуживающей уважения.

 

Таким образом, нам не поможет брать пример с английской, нидерландской или папуасской королевы, какими бы консервативными и уважаемыми они не были. Не поможет нам и погоня за самыми уважаемыми среди окружающих брендами, поскольку даже это лишь имитация чего-то духовного. Для того, чтобы достичь достоинства, нам нужно всерьёз заняться вопросом о душе. Тогда мы сможем следовать Торе и покрывать тело достойным образом. И обрести истинное достоинство.

 

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Другие статьи автора можно видеть на http://beerotwomen.ru под рубрикой "Аудио и видео: Цниут – Скромность»

 

[1] Важное предупреждение: Данная статья не является рекламой. Алкоголь, сырая рыба и неотпоротые этикетки могут серьёзно повредить Вашему организму.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.