В одной из статей мы уже говорили об исторической подоплеке праздника Пурим. Сегодня попробуем познакомиться поближе с главными персонажами этой истории - царицей Эстер, Мордехаем и Ахашверошем. Частый вопрос, который задают многие, звучит так: существовала ли Эстер реально, или все же это некий аллегорический образ? Главной зацепкой скептиков является имя царицы, никак не относящееся к еврейским именам. Предположим, найти объяснение этому не составило бы большого труда, если бы не еще один из главных персонажей пуримской истории - Мордехай, дядя (по другой версии - двоюродный брат) Эстер. Поскольку Мардук и Астарта (Иштар) - основные божества шумеро-аккадского пантеона, почитаемого в древней Месопотамии. И если одно имя можно было считать созвучным совпадением, то вот в паре они уже вызывают вполне конкретную ассоциацию.
"Аман, Ахашверош и Эстер". Рембрандт, 1660 г.
Попробуем подойти к вопросу с другой стороны. Что мы знаем о царе по имени Ахашверош? Увы, здесь тоже есть множество противоречий. Еврейская традиция отождествляет этого персонажа с персидским царем Артаксерксом, правившим в 465 - 427 гг. до н.э. Того же мнения придерживается Иосиф Флавий в книге "Иудейские древности", и Септуагинта - древнейший перевод ТаНаХа на греческий язык. Здесь есть одна нестыковка. О Мордехае говорится, что он был угнан с другими евреями из разрушенной Иудеи в Вавилон царем Навуходнецаром, то есть, примерно за 120 лет до того, как Артаксеркс взошел на престол Персии (по исторической хронологии, разрушение Храма произошло в 586 году до н.э.) Мордехай, конечно, мог быть долгожителем, но не настолько же.
"Фемистокл перед Артаксерксом", Уолтер Крейн. Небольшое историческое отступление. Знаменитый греческий флотоводец Фемистокл, герой Саламинского сражения, в результате дворцовых интриг был вынужден бежать из Афин. И бежал он в Персию, к сыну разгромленного им царя Ксеркса. По преданию, Артаксеркс обещал вознаграждение в 200 талантов за голову Фемистокла, а когда тот пришел к нему сам - выплатил эту сумму лично бывшему греческому военачальнику. Все логично, ведь голову он принес)
В Книге Эзры и Нехемии говорится о том, что деятельностей этих персонажей приходилась на время правления царя Артахшасты, которого также отождествляют с Артаксерксом; при этом указывается на благоволение, оказываемое царем как самому Эзре, так и всей еврейской общине. Это также не совсем понятно, ведь в таком случае царь не устроил бы описываемый в свитке Эстер 180-дневный пир, на котором показательно использовалась утварь из разрушенного Храма. А согласно мидрашу, именно Ахашверош под влиянием царицы Вашти, внучки Навуходнецара, остановил восстановительные работы в Храме, начатые при царе Кире. Тем не менее, это противоречие можно разрешить, если предположить, что после пуримских событий царь мог в корне переменить отношение к евреям и приблизить к себе книжника Эзру.
В книге пророка Даниеля также есть упоминание царя Ахашвероша. В ней говорится, что Ахашверош был отцом мидийского царя Дария. Возможно, определение "мидийский" имеет какой-то смысл, неясный нам сегодня, ведь к тому времени Мидия давно уже была частью Персии и не существовала как независимое государство. Но именно у Артаксеркса был сын, который наследовал ему под именем Дарий ІІ. В истории империи есть еще одна подобная пара - царь Артаксеркс IV и его наследник Дарий ІІІ, но правил четвертый Артаксеркс всего 2 года, при этом ничем хорошим не запомнился и уж никак не мог оказаться тем самым библейским монархом, который в Талмуде называется одним из трех царей, властвовавших над всем миром.
По еврейской традиции, Дарий ІІ считается сыном Эстер и Ахашвероша. Согласно древнегреческому историку Ктесию Книдскому, жившему во второй половине 5 в. до н.э., царь Дарий рожден от вавилонской наложницы по имени Космартидена. Соответственно, некоторые источники отождествляют Космартидену с Эстер.
"Эстер". Джон Эверетт Милле, 1865 г.
Многие исследователи отождествляют Ахашвероша с предшественником Артаксеркса, Ксерксом І. У нас Ксеркс ассоциируется со здоровенным мужиком, обвешанным колечками и горящим навязчивой идеей ликвидации трехсот спартанцев. Но этот тип лучше подходит на роль Ахашвероша, поскольку характеристики, данные персидскому царю Геродотом, вполне соответствуют библейскому описанию - тщеславный, жадный, вспыльчивый (бедолага Вашти это хорошо прочувствовала). Кроме того, энциклопедия Брокгауза и Ефрона указывает на интересный факт: в библейских источниках много рассказывается об Ахашвероше, но персидский царь не упоминается на временном отрезке от третьего до седьмого года своего правления. Именно в этот период Ксеркс мучался у Фермопил со спартанцами и получал трёпку от Фемистокла и Ко. Ну а после смерти Ксеркса-Ахашвероша уже его сын Артаксеркс относился к евреям по-другому, что и описано в книге Эзры и Нехемии. Иосиф Флавий, правда, утверждает, что Эзра был близким другом именно Ксеркса, и восстановление Храма завершилось при этом царе. Но это противоречит его же мнению о том, что пуримские события происходили позже, при Артаксерксе - ведь к тому моменту вся храмовая утварь уже должна была быть возвращена в Храм, и никак не могла служить в качестве пивных бокалов царской компании.
Кроме того, в найденных клинописных текстах времен Ксеркса и его отца Дария І есть несколько упоминаний о царедворцах, носивший имя, близкое к "Мордехай"; один из них - полководец Ксеркса Мардоний. Имя жены Ксеркса - Аместрида, и, вполне возможно, по-еврейски оно звучало как "Эстер".
"Чествование Мордехая". Юлиус Шнорр Фон Карольсфельд, гравюра, 19 в.
Обе эти версии имеют право на существование. При этом, если учитывать, что сначала был пир на храмовых тарелках и, соответственно, события Пурима, а потом - восстановление Храма под руководством Эзры и Нехемии, мы должны сказать, что эти события происходили близко друг от друга по времени, если не при одном и том же правителе, то при двух смежных. Ведь Талмуд говорит, что один из главных героев Пурима Мордехай был членом Великого Собрания, а Собрание это было учреждено после возобновления службы в Храме. Ну, так Мордехай у нас и так долгожитель, - скажете вы, - если дожил до всех этих ксероксов аж от вавилонского изгнания. Плюс-минус 100 лет, подумаешь... Но в том случае, скорее всего, имеется в виду то, что Мордехай и Эстер были потомками изгнанников, а не сами топали из Иерусалима. Во-первых, правитель империи не знал, что Эстер еврейка. Если бы переселение произошло недавно, Эстер не успела бы ассимилироваться до такой степени, чтобы вообще не отличаться от персов. Ведь правитель империи вряд ли взял бы в жены чужестранку со странными обычаями; выходит, она полностью была похожа на персиянку... или персиху... в общем, на перса женского рода. И имена их тоже свидетельствуют в пользу этой версии. Имя Мордехай преводится с персидского как "слуга Мардука", имя Эстер, как уже говорилось, связано с Иштар. В Вавилонии, вполне вероятно, такие имена были распространены, а значит, предки Мордехая и Эстер прожили там достаточно долго.
"Эстер перед Ахашверошем". Тинторетто, 1546 г.
В апокрифической Книге Товита Ахашверош упоминается как мидийский царь, современник Новуходнецара. Во время разрушения Первого Храма Мидия была союзником Вавилона; это дало возможность некотоым историкам говорить об Ахашвероше как о некоем неизвестном царе Мидии, сведений о котором нигде не сохранилось. Мы помним, что пророк Даниель также упоминает о том, что Ахашверош был отцом мидийского царя Дария, а в свитке Эстер ни разу не говорится о Персии. Тогда, действительно, Мордехай мог быть в числе вавилонских изгнанников, но это никак не объясняет, каким образом он стал членом Великого Собрания, основанного спустя более 100 лет, и как они вместе с Эстер сумели в срочном порядке ассимилироваться и получить вавилонские имена, в один момент порвав с еврейской традицией. Кроме того, город Шушан (Сузы), описываемый в свитке Эстер, был столицей Элама, а не Мидии, а при Кире Великом в 538 году до н.э. стал столицей Персидской империи.
Предполагаемая гробница Мордехая и Эстер в городе Хамадан, Иран.
Как бы там ни было, образ царицы Эстер на протяжении столетий служил источником вдохновения поэтов, художников и музыкантов. Рембрандт, Рубенс, Боттичелли, Тинторетто и множество других художников создавали ее портреты, Георг Гендель написал ораторию, а один из самых выдающихся драматургов Франции XVII века Жан-Батист Расин - трагедию "Эсфирь". В современном искусстве ей посвящено несколько кинофильмов, а в 1906 году именем персидской царицы был назван астероид.
Люди искусства также расходятся во мнениях, как выглядела наша героиня. Одни считали, что царица должна была быть редкой красавицей; другие же полагали, что внешность ее была не столь эффективной и пленила девушка царя острым умом, а может, и умением вкусно готовить гефилте фиш...
Эдвин Лонг был очевидным приверженцем первого варианта. "Царица Эстер", 1878 г.
А вот ученик Рембрандта Арент де Гелдер, видать, больше делал ставку на кулинарный талант своей музы. "Эстер и Мордехай", 1685 год
Ну и на прощание вот такой интересный факт. Как вы думаете, какой была самая первая пьеса российского театра? В 1672 году по заказу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором Иоганном Грегори была написана на немецком языке комедия "Артаксерксово действо", повествующая о событиях, описанных в Книге Эсфири - христианского аналога Свитка Эстер. Пьеса была поставлена в этом же году во время открытия театра при Преображенском дворце; шла она на протяжении 10 часов без единого перерыва! Хорошо, что с царем за такое время не успело приключиться никаких неприятностей, а то опять были бы виноваты евреи. Однако же, в качестве награды Грегори получил "40 соболей во 100 рублев, да пару в восемь рублев" (ЕЭБЭ), а комедию было велено переплести в сафьян с золотом...
Автор: Евгений Шнайдер