В современной культуре существуют рекламные бренды, которые так глубоко въелись в сознание общества, что стали привычными атрибутами обычной жизни. Даже в кинематографе, когда, например, встречаешь банку Coca-Cola или кроссовки Adidas, не задумываешься о том, что это проплаченный продакт плейсмент, настолько гармонично и естественно они выглядят в кадре, как окно или дерево – ничего особенного. Правда, таким огромным брендам, которые стали уже неотъемлемой частью современности, понадобился ни один год тяжелой работы. Невероятно, но Uber – частная компания, которая разработала мобильное приложение для вызова частных водителей для поездок, сумела переступить через десятки лет трудной работы над брендом и стать такой же частой и естественной частью кадров в современных кинофильмах.
История бренда, конечно, начинается с истории его создателя. Тревис Каланик – уроженец Нортриджа, штат Калифорния, галахический еврей. Его мать Бонни Рене (девичья фамилия – Горвиц) была еврейкой, работала в розничной рекламе Los Angeles Daily News. Отец Дональд Каланик был из словацко-австрийской семьи эмигрантов, а работал строителем. Также у Тревиса есть две родные сестры, одна из которых актриса Эллисон Эшли Арм, и брат Кори - пожарный.
Тревис Каланик
В школе Тревиса обижали старшеклассники, и он дал себе слово, что в будущем его больше никто и никогда не обидит. Еще в детстве он мечтал стать шпионом. Может, шпионом Тревис и не стал, о чем мы, конечно, никогда не узнаем, на то и существуют шпионы, но теперь сложно обидеть человека с 6 миллиардами долларов на банковском счету.
Первый бизнес Тревис открыл в 18 лет. Это были подготовительные курсы для поступления в высшие учебные заведения. Правда, это было не совсем то, чем бы Каланик хотел заниматься всю жизнь, поэтому он поступил в Калифорнийский университет и начал изучать компьютерную инженерию. Также он был членом одного из самых известных братств “Тета-Си”.
Герб братства Тета-Си
В 1998 году Тревису предстояло выбрать между тем, чтобы продолжить обучение в университете, или работать над собственным проектом Scour – онлайн-сервисом для обмена файлами. Над проектом он работал с двумя однокурсниками – Майклом Тоддом и Винсом Бусамом. Тревис сделал ставку на Scour и забрал документы из университета, начав работать на полную ставку.
Команда по разработке файлообменника Scour
Главным инвестором Scour был Ден Родригес – друг сооснователей проекта. Несмотря на то, что Scour подавал надежды, несколько компаний подали на Каланика и компанию иск в размере $250 миллионов за нарушение авторских прав, поэтому проект прикрыли и, чтобы не выплачивать четверть миллиарда долларов, объявили себя банкротами.
После провала Scour Майкл Тодд основал свою собственную компанию, которая занималась разработкой программного обеспечения, куда и пригласил в качестве партнера по старой дружбе Тревиса Каланика. Таким образом, Тревис начал работать в Red Swoosh. Правда, после происшествия 11 сентября 2001 года, акции резко упали и компания так и не смогла выйти на большой рынок. Также разногласия среди руководителей компании тормозили ее развитие.
Через 6 лет, в 2007 году, партнеры продали Red Swoosh компании Akamai Technologies - поставщику услуг акселерации веб-сайтов. После сделки Тревис Каланик официально стал миллионером, получив $19 миллионов. Каланик не вернулся в университет и не основал своей компании; сразу после продажи Red Swoosh он целый год провел в путешествиях по всему миру.
Тревис Каланик в Сиднее
После года отдыха Каланик вернулся в Соединенные Штаты с новыми силами и чистой головой. В конце 2008 года он посетил техническую конференцию, где впервые услышал об Uber. Звезды сошлись нужным образом, ведь у Тревиса были деньги, он был заинтересован в идее и не любил такси в таком виде, в каком оно раньше существовало. Говорят, что Тревис когда-то так сильно повздорил с таксистом, что был вынужден выпрыгнуть из машины прямо на ходу.
Первая версия Uber под названием UberCab была разработана тремя молодыми стартаперами – Гарретом Кэмпом, Кондрадом Уиланом и Оскаром Салазаром. Тревис Каланик стал идейным вдохновителем современной версии Uber и советчиком троим молодым людям. Услуги Uber стоили в несколько раз дешевле обычного такси, и с его помощью можно было воспользоваться услугой лишь одним нажатием кнопки. Конечно, такая схема куда больше нравилась клиенту, ведь не нужно было звонить в службу такси, договариваться с диспетчером, ждать машину, ждать оповещение о том, что такси прибыло, ругаться с водителем и иногда еще и переплачивать.
Работа над первым UberCab
Инвесторы, правда, сначала не понимали всю ценность проекта, и не спешили вкладываться в UberCab. Но после его демонстрации в Сан-Франциско в 2010 году, когда приложение Каланика и юных разработчиков вызвало огромный ажиотаж, UberCab получили почти $1,25 миллионов посевных инвестиций и почти $12 миллиардов венчурных инвестиций. А первыми пассажирами Uber стали родители Тревиса.
Первые пассажиры Uber Бонни и Дональд Каланик
В 2011 году Uber вышел за пределы Сан-Франциско и покорил рынок других городов Соединенных Штатов, сегодня приложением пользуются в более чем 260 городах Америки. Больше всего Uber популярен у жителей Нью-Йорка, на данный момент ежедневно там происходит более 160 тысяч перевозок пассажиров через приложение Тревиса Каланика. Кстати, на тот момент Тревис официально стал генеральным директором компании.
Первый Uber в Нью-Йорке появился в мае 2011, а уже в декабре того же года приложение заработало в Париже. В 2017 году Uber уже был в более чем 600 городах по всему миру и оценивается в почти $70 миллиардов, поэтому и считается самым дорогим технологическим стартапом в мире.
С 2016 года заказ такси через приложение Uber стал возможен и в Украине.
В 2015 году список самых богатых людей мира по версии Forbes пополнился именем Тревис Каланик с состоянием в $6,5 миллиардов.
В 2015 году Uber заявил о тестировании автопилотов в автомобилях, которые будут перевозить пассажиров. Видимо, случай с таксистом настолько поразил Каланика, что он решил в своем проекте полностью избавиться от человеческого фактора. Тревис Каланик ставит очень много на эту инновацию, поэтому стоит ждать. Возможно, скоро нас и будут перевозить машины без живого водителя за рулем.
Беспилотный автомобиль компании Uber
Кроме взлетов, Тревис Каланик принес своей компании немало проблем. Все началось с интервью, в котором Тревис сказал, что называет свой сервис “boob-er”, что дословно перевести невозможно, но стоит сказать, что boob с англиского переводится как “грудь”, и Тревис прокомментировал эту игру слов фразой, упомянув, что Uber принес Каланику популярность среди женщин.
Далее последовал блог бывшей сотрудницы компании Каланика, в котором упоминалось обвинение в сексулаьных домагательствах и сексизме в Uber. Конечно, Тревис Каланик должен был извиниться, но вместо этого нанял бывшего генерального прокурора США и пытался провести собственное расследование.
Также вскоре в TIMES появилась статья о том, что на одном из корпоративов компании сотрудники принимали кокаин. Как только утих скандал с корпоративом и наркотиками, Тревис Каланик умудрился влипнуть в следующий скандал - водитель Uber снял видео на регистратор, где он жалуется Тревису, который был его пассажиром, на снижение заработной платы водителям, на что Тревис Каланик немного вышел из себя. После появления видео в сети, Каланик принес официальные извинения и нанял личного водителя.
Сейчас Uber спорят с компанией Google о том, кто имеет право на использование технологии беспилотных автомобилей. Правда, после случая, когда беспилотный автомобиль от Uber проехал перекресток на красный свет, Google стал немного выигрывать войну.
В 2017 году в семье Каланика произошла трагедия – родители отдыхали на лодке в Калифорнии, но судно разбилось о скалы. Погибла мать Тревиса, а отец попал в больницу в тяжелом состоянии.
После трагедии Тревис Каланик объявил о своем уходе из Uber. По его словам, покидать компанию очень сложно, но он это делает это для того, чтобы проект развивался дальше, а не тормозил из-за очередного скандала.