В начале февраля 2018 года вся Франция праздновала 140-летие со дня рождения великого инженера и автопромышленника мирового масштаба Андре Гюстава Ситроена. Немногим известно, что французская гордость мирового автопрома был выходцем из еврейской одесской семьи.
Ситроен-старший был одесским ювелиром из очень богатой еврейской династии. Звали его Лева Бернар Цитрон. Родители Андре познакомились в Одессе, поженились и решили, что делать им больше тут ничего. Лева Цитрон вместе со своей возлюбленной Машей Кляйн, дав взятку в несколько тысяч франков, сумели не просто купить французское гражданство, но еще и сменить имена. Таким образом одесская чета Цитронов превратились во французскую пару Ситроен.
Андре Гюстав Ситроен
Во Франции 5 февраля 1878 года у них родился пятый ребёнок Андре Ситроен. Мальчику не успело исполниться шести лет, как его отец застрелился. Лева не успел научить младшего сына базовым законам бизнеса и какой-либо бизнес-стратегии, однако это не помешало Ситроену-младшему прославиться не только на всю Францию, но и на весь мир. Отец оставил семье приличное состояние и хорошие связи в среднем классе Парижа, которые ни один раз выручали Андре и его бизнес.
Без отца решать, как распоряжаться наследством, пришлось вдове Ситроен и ее сыновьям. Окончательное решение касательно своего будущего младший сын Андре принял в 1889 году, когда в Париже возвели Эйфелеву башню. Увидев это грандиозное эпатажное сооружение из металла, Ситроен решил посвятить свою жизнь инженерному делу. Он уже учился в довольно-таки приличном парижском лицее, где получал только самые высокие оценки. После окончания школы Андре поступил в престижную Высшую Политехническую школу, а затем подался в армию, где отслужил в инженерных войсках. Положенный после армии отпуск Ситроен провёл в путешествиях.
Андре Ситроен в армии
Отпуск и вояж по Европе был очень полезен Андре не только в плане отдыха, но и принёс огромную пользу для будущего компании Citroën. Всё дело в том, что Андре решил навестить своих родственников в Польше. На одной из многочисленных экскурсий (конечно, по промышленной части Лодзя) Андре увидел механизм с шестернями, зубья которого были расположены под острым углом. Внутреннее чутье подсказало Ситроену, что из этой находки может получиться что-то интересное. И он не ошибся.
Вернувшись во Францию, Андре Ситроен начал работать на братьев Эстенов, которые занимались производством деталей для паровозов. Ситроен немного доработал и запатентовал те самые шестерни, которые сегодня называются шевронными. Их особенность в виде остроугольных зубьев позже превратилась в логотип Citroën, где изображены два зубчика друг над другом.
Андре Ситроен в разработку этих деталей вкладывает всё оставшееся наследство отца. В этот раз он тоже не прогадал с инвестицией, ведь такие шестерни стали набирать популярность не только во Франции, но и по всей Европе. В Лондоне, Брюсселе и Москве были открыты дочерние компании братского предприятия Ситроена и Эстенов. Проект принёс компании французских авантюристов огромную прибыль и успех, однако Андре Ситроену этого было недостаточно - он бредил автомобилями. Правда, эту идею пришлось отложить на неопределенной срок. Началась Первая мировая война.
Боеприпасов Франции катастрофически не хватало. Промышленники не соглашались брать государственные заказы, потому что это могло привести если не к краху, то к многомиллионным убыткам. Андре Ситроен согласился и на эту авантюру. После многочасовых переговоров с министерством обороны, Ситроен подписал контракт на производство артиллерийских снарядов сроком в три месяца. Для этой цели он построил завод на набережной Жавель. Государство смогло “проспонсировать” меньше четверти всех затрат.
Андре Ситроен на своем заводе по производству боеприпасов
Буквально в считанные месяцы благодаря Ситроену армия получила все необходимые боеприпасы. Кроме оговоренных в контракте артиллерийских снарядов, Андре поставлял газ, уголь и продовольственные товары. В какой-то момент количество боеприпасов, выпущенных Ситроеном, превысило количество всех выпускаемых французскими промышленниками армейских заказов. Многие откровенно удивлялись, как ему это могло удасться. Всё было банально и просто - секрет в организованности. Заводские операции, которые не имели прямого отношения к производству боеприпасов, сокращались до минимума. Например, на обед рабочим давалось всего лишь 30 минут, не больше не меньше. В том числе сам обед был организован по особым правилам, которые позволяли избегать толкучки, очередей и всего прочего, что могло бы снизить продуктивность “свободного времени” рабочих. Зарплату мужчины получали за 10 минут, а женщины за 15, при том после окончания рабочего дня. На самом заводе, кроме всего прочего, были обустроены прачечные, детские ясли и стоматологические кабинеты.
Также Ситроен придумал систему с продовольственными карточками для простых парижан. За что получил от государства орден Почетного Легиона, а от граждан уважение и признание.
Как известно, Франция вышла из Первой мировой победителем. После окончания войны Ситроен перепрофилирует завод на изготовление автомобилей. Для этого у него был полный карт-бланш. Он в своём распоряжении имел высококвалифицированных специалистов, закаленных дисциплиной и войной, технику, огромное помещение, капитал и опыт.
Завод Citroёn
Первый автомобиль Citroёn A с тем самым логотипом в виде зубьев шестерни, и теми самыми шевронными шестернями (на которых Ситроен заработал своё первое состояние), увидел свет в 1919 году. Другие автопроизводители Франции выпускали максимум несколько сотен автомобилей в год, в то время как с завода Ситроена машины выезжали каждый день, будто по будильнику. Андре Гюстав Ситроен прослыл “французским Фордом”. К слову, Герни Форд был кумиром Ситроена, поэтому такое сравнение льстило ему.
Citroёn А
Чем же цепляли автомобили Citroёn? Практичностью и низкой ценой. Во-первых, у всех машин был комплект запасных колёс, поэтому в поездке не нужно было тратить время на то, чтоб их накачать и несколько раз монтировать. Во-вторых, все детали были максимально дешевыми (насколько позволяло качество и совесть) и простыми. Поэтому автомобиль могли себе позволить не только аристократы, но и граждане со средней зарплатой, например, учителя, врачи, торговцы, мелкие бизнесмены.
Андре Ситроен создал сеть фирменных магазинов по всей Европе, выпустил первую в мире инструкцию для водителей по ремонту автомобиля, усовершенствовал модели и провёл невероятную рекламную компанию.
На раннем этапе своего бизнеса он сконструировал детские педальные модельки машин Citroёn и занимался выпуском дорожных знаков, на котором красовался его логотип. Это был гениальный рекламный ход. Дети, которые возле завода катались на маленьких моделях Citroёn, в зрелом возрасте возвращались и покупали уже настоящих железных коней этой марки. А потом на этих машинах они ездили по дорогам, где были дорожные знаки, на которых виднелись знакомые с детства два зубчика и надпись “Citroёn”. Немногие рекламные агентства XXI века смогут переплюнуть Андре Ситроена в креативности и размахе.
Выставка Citroёn
К слову, о размахе. Ситроен решил устраивать даже рекламные автопробеги. Сначала это была всего лишь Франция, а через некоторое время пробеги стали проводиться по территории всей Европы.
На выставках компании Citroёn в динамик вещали об особенностях той или иной модели, устраивали шоу, лотерею и конкурсы. В результате такой рекламной выставки почти 20 % посетителей не уходили, а уезжали на приобретенных там автомобилях.
Showroom Citroёn
В 1929 году Андре Ситроен построил многоэтажный салон из почти 20 тонн стекла, где публика могла рассмотреть все модели автомобилей с разных сторон. Узнав о летчике из Англии, который мог “написать” на небе что-угодно белым следом от самолёта, Ситроен заказал зрелище для всего Парижа. Граждане города могли наблюдать, как железная птица выводит в небе слово “Citroen”.
Если вы удивляетесь этим рекламным акциям, то самая яркая (в прямом смысле) вас вовсе может шокировать. Андре Ситроен - единственный, кто вывел на Эйфелеву башню название своей компании из более чем 120 тысяч лампочек. Надпись “Citroёn” в этом светошоу менялась с датой основания Эйфелевой башни, символами знаков зодиака и так далее.
В 1931-1932 годах был организован пробег от Пекина до Бейрута. Также автомобили Citroёn были единственными машинами, которые в ХХ веке смогли добраться до арктического пояса.
Такие масштабные рекламные компании должны были свидетельствовать о невероятном качестве продаваемых машин. Если ранние модели Citroёn выделялись на рынке всего лишь практичностью и низкой ценой, то кульминацией ситроеновского автопрома стала модель Traction Avant (она же Citroёn 7 CV) - первый автомобиль с передним приводом.
Citroёn 7 CV
Его дизайн создал тогда еще никому неизвестный итальянец Фламинио Бертони. Ходит легенда, что Андре и Фламинио познакомились случайно, когда Ситроен напился и забрёл не на ту фабрику. После неловкого пьяного общения с Бертони, он в тот же день поручил ему сделать дизайн будущей легендарной модели. На утро бумажный макет был готов. Это был первый случай, когда автомобиль проектировался не в виде рисунка.
Фламинио Бертони за работой
В 1933 году Андре решает расширить свой завод на набережной Жавель. Завод превратился в огромную махину по производству тысячи машин в день! Практически 100% всего французского спроса на автомобили.
К сожалению, такой гигантский размах и погубил Андре и его бизнес. Он любил говорить: “Не так важен выигрыш ставки, важно, чтоб она была настолько велика, чтобы о ней говорили”. В 1934 году в банковских ссудах на волне мирового кризиса постоянно ему отказывали. Денег становилось всё меньше и меньше. Ситроен вскоре был вынужден признать себя банкротом, а его компания перешла под крыло шинного гиганта Michelin. Спустя несколько месяцев после банкротства, третьего июля 1935 года Андре Гюстав Ситроен скоропостижно скончался. Ему было всего 57 лет.
В 1976 году Citroёn стал принадлежать концерну PSA Peugeot Citroën, который владеет еще такими марками, как Peugeot, Opel, Vauxhall и DS Automobiles.
В 2008 году монетный двор Парижа в честь 130-летия со дня рождения поистине великого бизнесмена выпустил монеты номиналом в полтора евро с изображением Андре Гюстава Ситроена с одной стороны, и его творения с другой.
Его наследие живет до сих пор. Например, та самая модель Traction Avant продержалась на рынке еще почти четверть века. То, что успел сделать Андре Ситроен за всего лишь 20 лет ведения бизнеса, оставило нестираемый след и на современных автомобилях марки Citroёn.