Компания объявила, что продает весь свой бизнес кошерных продуктов корпорации Kenover Marketing Corp. Это последний шаг в вековой эволюции одного из самых кошерных брендов в мире. Немногие осознают, что рабби Манишевиц был реальным человеком, который в одиночку изменил отношение многих людей к кошерной еде.
При рождении ему дали имя Дов Бер Абрамсон, родился он в Литве и учился у известного еврейского ученого раввина Исраэля Салантера. В своих мемуарах 2008 года правнучка Дов Бера, Лаура Манишевиц Альперн вспоминает, что он очень гордился своими еврейскими исследованиями. "Рабби Салантер - великий человек, великий ученый," - сказал Дов Бер своей жене вскоре после свадьбы. "Раввин учит нас смотреть на обучение по-новому... это называется Муссар, что означает фокусирование на морали, то есть на нравственном совершенствовании". Основной целью для Дов Бера, как и для остальных учеников Салантера, была доброта.
Дов Бер стал раввином и работал шойхетом, или еврейским мясником. Правила шхиты довольно сложные. Тот факт, что Дов Бер учился у выдающегося раввина Салантера, помог ему пользоваться большой популярностью; соблюдающие кошер люди доверяли высоким религиозным и моральным принципам Дов Бера.
В конце 1800-х годов Литва была под властью России, что делало жизнь евреев тяжелой. Многие из них были вынуждены в течении многих лет служить в русской армии, где заявленной целью было побудить евреев к отказу от своего наследия. Дов Бер и его жена, Неша, надеялись сбежать, и вскоре у них появился шанс эмигрировать в Америку. Группа евреев из Литвы переехала в Цинциннати и им нужен был шойхет; они поинтересовались у Дов Бера, не согласится ли он переехать с ними и взять на себя эту работу.
Документы на эмиграцию получить было нелегко. В конечном итоге Дов Бер купил паспорт умершего человека по фамилии Манишевиц, почему и сменил родную фамилию. В 1888 году Дов Бер, Неша и трое их детей отплыли из Литвы в Голдене Медине, или Золотую Землю, как тогда называли Америку на идиш. Их новым домом должен был стать городок Цинциннати.
Там рабби Манишевиц работал на поддержание самых высоких кошерных стандартов. Он продавал кошерное мясо евреям городка, а когда у них возникли проблемы с поиском мацы на Песах, он занялся и ее производством. Вскоре его компания "Маца Цинциннати" стала крупным поставщиком в регионе. Когда конкурент стал использовать такое же название, рабби Манишевиц сменил его на собственную фамилию.
В то время в кошерном мире шел большой спор о том, можно ли делать мацу при помощи оборудования. На Песах не допускается хамец (зерно, которое соприкасалось с влагой в течении 18 и более минут); правила приготовления очень строги. На протяжении тысячелетий маца изготавливалась вручную, небольшими партиями. (На самом деле, очень много брендов по-прежнему так делают.) Однако к началу 1900-х годов все больше фабрик механизировали производство, что не обошло стороной и изготовление мацы.
Первым производителем мацы с применением оборудования был французский еврей по имени Исаак Зингер, но у некоторых раввинов возникли серьезные опасения. Учитывая мелкие детали машин для изготовления продукции, некоторые раввины переживали за то, что кусочки теста могут застрять в щелях, что превратит их в хамец. Другая проблема в использовании механики заключалась в традиционной форме мацы, которая ассоциировалась с ручной работой. Поскольку от листов необходимо было отрезать кусочки, для создания круглой формы, раввины переживали, что оставшиеся кусочки станут хамец, прежде чем их успеют смешать с оставшимся тестом.
Рабби Манишевиц помог решить многие из этих проблем. Он проконсультировался с видными раввинами Нью-Йорка и Израиля и придумал метод автоматизированного производства, который соответствовал кошерным стандартам. Его метод включал в себя три вида оборудования: для замеса теста, для раскатки, для выпекания. Чтобы избежать проблем с повторным использованием кусочков теста, листы мацы рабби Манишевица были одними из первых в мире, которые имели квадратную форму.

Уверенный в высоком кошерном статусе своего продукта, рабби Манишевиц рекламировал его как "самая кошерная маца в мире". Его клиенты были в нем уверены, поэтому бренд быстро стал популярным. По мере процветания бизнеса, рабби Манишевиц стал поддерживать многочисленные благотворительные организации. "Сионистское движение нуждается в нашей поддержке", - говорил он жене, призывая ее полностью погрузится в благотворительную деятельность, особенно связанную с Израилем. Некоторое время он даже финансировал небольшую иешиву в Израиле под названием Манишевиц.
Когда маца Манишевица стала набирать популярность, он добавил в меню новые продукты. Однажды Дов Бер увидел, как Неша крошит кусочки мацы, чтобы добавить их в суп. Вскоре он выпустил готовую измельченную мацу, "фарфель", чтобы его покупатели тоже могли насладиться этим блюдом.
Маца Манишевица не просто помогала евреям Цинциннати праздновать Песах, она также дарила им вкус детства. Правнучка Неши вспоминала семейную историю: ассимилированная еврейка по имени Генриетта, которая подружилась с семьей Манишевиц по приезду, встретилась с ними для того, чтобы передать им деньги на благотворительность. По настоянию Неши, Генриетта начала покупать мацу на Песах, чего она не делала уже много лет. При поддержки Неши и мацы Манишевиц, Генриетта и ее семья провели свой первый Седер на Песах. Позже она призналась Неше, что это был волшебный опыт, который помог вернуть ее семью к еврейским корням.
Рабби Манишевиц умер в 1914 году, после чего пятеро его сыновей возглавили компанию. В 1932 году они открыли огромную фабрику в Нью-Джерси, чтобы быть ближе к рынку Нью-Йорка. В том же году сыновья с гордостью отправили почти миллион килограмм матцы в Советский Союз. Заграничные продукты были формально запрещены в Советском Союзе, но было сделано редкое исключение для того, чтобы накормить русских евреев.
Компания Манишевиц вышла на изготовление других продуктов питания в 1940 году, начав производство кошерных супов, консервов, варенья, замороженных продуктов и прочих товаров. В 1956 году компания выпускала более 70 кошерных продуктов. Сын Манишевица Бернард сказал газете The New York Times, что, сделав кошерную пищу такой легкодоступной, компания помогла добиться больших изменений в домашнем хозяйстве.
Несмотря на ярко выраженную еврейскую идентичность, компания стала культовым американским брендом.
В 1990 году потомки рабби Манишевица продали компанию корпорации Kohlberg & Co., после чего она перепродавалась еще несколько раз. Новые владельцы сохранили всеми любимое имя Манишевица и его приверженность к кошерной пищи. Сегодня компания дает свое имя сотням кошерных продуктов через лицензионные соглашения.
Многое изменилось. Вместо Цинциннати или даже Нью-Джерси, маца компании Манишевиц теперь производится в Израиле. Маца этого бренда по-прежнему остается самой продаваемой в Америке. Спустя более чем столетие после того, как рабби Манишевиц впервые открыл новые способы снабжения кошерных потребителей, компания все так же остается знаковой частью американской еврейской жизни.
Несмотря на продажу, для потребителей мало что должно измениться. Корпорация Kenover, базирующаяся в Нью-Джерси, обладает большой историей производства кошерных продуктов; они пообещали, что будут продолжать работать в обычном режиме со своими новыми продуктами от Манишевиц.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк